Файл: Человек и его потребности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель, задачи, предмет дисциплины «Человек и его потребности».

2. Потребности людей первобытного общества: физиологические и мировоззренческие.

3. Взгляд на человека у мыслителей Античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

4. Человек и его потребности в теориях киников, стоиков, Эпикура.

5. Основные черты философских воззрений на человека и его потребности в средние века.

6. Человек и его потребности в философии эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.).

7. Взгляды на человека и его потребности французских философов (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха).

8. Взгляды на человека и его потребности классической немецкой философии.

9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

11. Человек экономический.

12. Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии человека.

13. Характеристика категорий «нужда», «потребность», «интерес», «ценность», «деятельность». Взаимосвязь данных категорий.

14. Классификация потребностей.

Факторы, формирующие потребности

15. Иерархия потребностей по а. Маслоу.

16. Внешние факторы, влияющие на поведение потребителей.

17. Внутренние факторы, влияющие на поведение потребителя.

18. Продукт, товар, услуга – как средства удовлетворения потребностей.

19. Домохозяйство. Базовые потребности домохозяйства.

20. Туристская услуга как средство удовлетворения потребностей клиента.

21. Классификация потребностей по Садохину.

1) Необходимость классификации потребностей человека.

2) Критерии классификации потребностей человека.

3) Социальные потребности человека.

4) Разумные и иррациональные потребности человека.

22. Классификация потребностей по Бережному.

"Человек, -- заявляет Фейербах,-- сознает самого себя из предмета: сознание предмета есть самосознание человека. По предмету мы можем узнать человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет собой явленную сущность человека, его истинное, объективное "Я". Итак, сущность человека -- все, что служит объектом его мышления и труда. Сущность человека является земной, она имеет общественный характер, включает в себя его телесность, его чувственность и в конечном итоге определяется природой, которая породила человека.

Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, -- пишет он, -- это -- эгоизм; и только одно благо, это -- любовь. Любовь делает человека Богом и Бога -- человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух, esprit"

В своей философии он критикует религиозное сознание, считая, что оно базируется на вере в сверхъестественное и есть совокупность фантастических образов.

Фихте.

Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой:

· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,

· «Я» полагает (образует) «не - Я», т.е. свою противоположность - внешнюю окружающую действительность (антитезис),

· «Я» полагает «Я» и «не - Я». Взаимодействие между «Я - человеком» и «не - Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не - Я», а с другой «не - Я» передает опыт, информацию «Я».

Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не - Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.


Шеллинг.

Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.

Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.

Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.

В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму - отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.


9. Человек и его потребности в философии конца XIX – начала XX века.

В начале XX века происходит переоценка ценностей и смена парадигмы – модели постановки проблем и их решений. Для классической философии характерна безграничная вера в силу человеческого разума, вера в социальный и научный прогресс в изменении самой человеческой природы. Философия XX века отказывается от рационализма, т.е. от признания разума, как основы познания, поведения и деятельности людей. Философия XX века отказывается от кастного деления философских школ и направлений по принципу: материализм или идеализм. Отошли от догматизма в философии, т.е. непременной ссылки на авторитет.

Основные черты философии конца XIX – начала XX века:

1. Плюрализм в философском мышлении, т.е. философия полагает, что многогранный мир можно познать при помощи различных форм познания (не только разумом).

2. Предметом изучения становятся все новые объекты действительности, что ведет к возникновению принципиально новых направлений: философия культуры, науки, политики и т.д.

3. Терпимость, толерантность современной философии.

4. Антропоцентризм, т.е. в центре идей и размышлений находится человек. Смысл его жизни, деятельности – свобода. Человек рассматривается не односторонне, а во всей целостности и противоречивости. Особенно остро поднимается вопрос о смысле существования человека. Одним из представителей философов этого периода является Шопенгауэр. Волю представляют как бесцельную потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей: хвастолюбие, любовь, злоба, мстительность. Выделяют три типа характера: эгоистический, злобный и сострадательный. Эгоистический близок к животному. Это влечение к благополучию. Злобный – человек стремится причинить горе другому. Сострадательный – человек обнаруживает свое родство со всем живым, проявляет благородство, великодушие, любовь. В философии Шопенгауэра человеческая жизнь выступает в виде постоянной борьбы сил эгоизма и злобы с силами сострадания. И в этой борьбе всегда побеждает темная сторона человеческой природы. Шопенгауэр считал, что человек никогда не может быть счастлив, т.к. удовлетворив одну потребность, достигнув цели, человек стремится удовлетворить новое желание и так до бесконечности. Поэтому счастье недостижимо.

Ницше – немецкий философ, родоначальник философии жизни. В философии Ницше основа – воля к власти. Причем она присуща не только людям, но и любым органическим телам. Ницше сущность бытия видит в воле к власти. Для того, чтобы выжить, человек должен быть сильным и поэтому Ницше критикует христианство. Он пишет: «Христианство проповедует смирение, сострадание, кротость, терпение, ненасилие, а следовательно увлекает в ничто. Это идеология слабых, рабов, а не господ жизни. Христианская мораль не способна быть ориентиром для людей». Ницше призывает к переоценке ценностей, к замене морали рабов на мораль господ, а мораль господ – властвовать.


10. Человек и его потребности в понимании российской философской мысли.

Представители русских философов: Федоров, Соловьев, Умов, Вернадский.

Принцип Соловьева: «Всё существует во всем».

Главная мысль русского космизма – признание необходимости дальнейшего развития человека. Торжествует идея творческой сущности человека.

Представители: Федоров, Циолковский, Вернадский. Они считали, что человек и космос – единое целое, человек есть порождение космоса. Человек – существо разумное, оно признает Бога, но так как вселенная – это единое целое, на человека возлагается огромная ответственность. Однако, в отличие от Соловьева, Бердяева, Циолковский был нечувствителен к проблеме конкретной личности, её самоценности. Данными философами выдвигается положение о неизбежности перехода всего человечества на новый этап развития. У Вернадского этот этап – ноосфера, у религиозных мыслителей (Бердяев, Соловьев) – Царство Божие.

Соловьев считал, что человечество – это органическое целое, он не мыслил личность вне человечества. Больше всего он опасался субъективизма – признания «я» в качестве субъекта исследований.

Для Соловьева личная свобода – это условие, без которого невозможно человеческое достоинство, но при этом свобода личности не должна противоречить свободе общества.

Бердяев. Делал упор на личность. Личность первичнее бытия. Личность – единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри, а свобода – это есть свобода личности.

Основанием для раскрытия и творческого созидания своего «Я». Но при этом свобода – это не есть индивидуализм, это есть ответственность, не только за себя, но и за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение для вечной жизни. Человек – это субъект общественно-исторического процесса. Биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда (деятельность), обладающее членораздельной речью и сознанием.

Личность – небиологические, а социальные нравственные качества, продукт исторического развития, поскольку личность формируется в конкретном обществе.


11. Человек экономический.

Интерес к роли человека в экономике первым проявил Аристотель. Он полагал, что экономический человек, это – человек, стремящийся к удовлетворению своих разумных потребностей. В настоящее время все общественные науки изучают человека и логику его поведения, поэтому и появились такие понятия, как человек экономический, психологический, социологический и т.д. Например, психологический человек впервые появился в трудах Фрейда. Много писал о нем Маслоу. Место обитания экономического человека – это теоретические труды учёных экономистов. То есть экономический человек соотносится с реальным, как теория и практика.

При рассмотрении человека экономического можно выделить несколько направлений, разработанных экономической наукой.

Первое направление: представлено классической политической экономикой (А. Смит) и неоклассической. Главным в моделях экономического человека в данном направлении является эгоизм. Его поведение рационально. Он обладает свободой выбора и действует в условиях ограниченных ресурсов.

Второе направление: кейнсианство. У Кейнса человек не просто стремится к удовлетворению своих денежных материальных потребностей, его поведение более сложно и включает психологические моменты.

Третье направление: марксизм. Маркс считает, что человек от природы добр, совершенен, общественные отношения изменяют человека, причем если общество превращает желание иметь и потреблять в главное желание в человеке, то это несовершенное общество, а человек – искалеченный человек.

Целью должна быть не выгода, не частная собственность, а свободное развитие человеческих сил. Человек по Марксу – существо деятельное и в процессе труда человек преобразует не только внешнюю природу, но и свою внутреннюю природу. Труд становится фундаментальной потребностью человека. Деятельность рассматривается, как проявление человеческой сущности и способ существования человека. По Марксу человек – это существо, влекомое страстями и стремлениями, но сам человек не осознает побуждающие силы этих страстей. Он считает, что в основе – его собственные идеи. В действительности в основе – общественные отношения.

Четвертое направление: современное. Для новой модели человека характерно изменение мотивации их деятельности. С точки зрения современного человека экономического он не может удовлетворить все свои потребности одновременно и вынужден делать выбор. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения – субъективные потребности, желания индивида. Ограничения – его объективные возможности. Причем в основе выбора лежат собственные интересы человека, а не принятые в обществе нормы, традиции и т.д. Выбор экономического человека является рациональным, поскольку в наибольшей степени отвечает именно его предпочтениям.