Файл: В.Л. Правда Анализ произведений искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
1 |
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
4. Техника |
Для художественной оценки скульптурной рабо- |
В целом в технике скульпту- |
|
||
|
ты важен анализ некоторых технических приемов, а |
ры различают ваяние (отсека- |
|
||
|
именно манера обработки материала: подчеркнуто |
ние всего лишнего) и лепку. |
|
||
|
грубоватая, оставляющая нетронутые резцом части |
|
|
|
|
|
глыбы, либо, напротив, тщательная обработка и |
|
|
|
|
|
шлифовка камня. Характер обработки тесно связан с |
|
|
|
|
|
замыслом художника. |
|
|
|
|
|
Анализ памятников архитектуры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составные |
Содержание анализа |
|
Примечания |
||
анализа |
|
||||
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
|
Общий внешний |
При анализе этой стороны выразительности определяется |
Нередко общий внешний вид |
|||
вид здания |
характер объемов, составляющих сооружение. Они могут |
архитектурного |
сооружения |
||
|
быть вытянуты по вертикали или горизонтали. Представ- |
определяется окружающим ар- |
|||
|
лять куб, цилиндр, параллелепипед или сочетание этих |
хитектурным ансамблем, кото- |
|||
|
фигур. Но задача состоит не в том, чтобы определить |
рый диктует масштаб, харак- |
|||
|
геометрический объем, лежащий в основе образа, но оце- |
тер ограждающих |
поверхно- |
||
|
нить его миниатюрность или грациозность, утяжеленность |
стей и отбор декоративных де- |
|||
|
или изящество, простоту или сложность. |
|
талей. |
|
|
|
В архитектурной композиции решающее слово принадле- |
|
|
|
|
|
жит не самим этим формам и объемам, а их масштабам, |
|
|
|
|
|
пропорциям и ритмам. |
|
|
|
|
Конструкция. |
В общем виде здания может обнажаться конструкция, |
Конструкция зданий тесно |
|
Образ |
подчеркиваться соотношение несущих и весомых элемен- |
связана с техническими воз- |
|
|
тов. Архитектура может сводиться к конструкции (конст- |
можностями эпохи. |
|
|
руктивистский, функциональный стили в архитектуре). С |
|
|
|
другой стороны, за счет усложнения объемов, обилия де- |
|
|
|
коративных деталей может создаваться образ, отличаю- |
|
|
|
щийся от конструкции, маскирующий ее (готика). |
|
|
|
Важно увидеть, оценить образ архитектурного соору- |
|
|
|
жения, лаконичный, ясный или сложный, изощренный. |
|
|
2.Покрытие |
Тип перекрытия здания (двухэтажный, плоский, шти- |
Характер |
покрытия опре- |
здания |
леобразный, купольный и т.д.) является наиболее вырази- |
деляет очертания плана, тол- |
|
|
тельным элементом архитектуры. |
щину стен и опор. |
|
|
Он подчеркивает устремленность вверх или спокой- |
|
|
|
ную статику здания. Вертикали и горизонтали покрытия |
|
|
|
оказывают то же воздействие на зрителя, как и вертикали |
|
|
|
и горизонтали в живописи. |
|
|
3.Ограждающие |
Характер ограждающих поверхностей также во многом |
Ограждающие поверхности |
|
поверхности |
определяет облик здания. Ограждающие здания стены мо- |
могут усложняться за счет га- |
|
|
гут быть монолитными и прорезанными арками, гладки- |
лерей, колоннад, портиков. |
|
|
ми, рустованными или покрытыми узорами. В современ- |
|
|
|
ной архитектуре стены состоят почти сплошь из стекла. |
|
|
4.Профилирован |
Размеры и форма окон, входов и порталов должны об- |
Сложное |
профилирование |
ие окон, входов, |
ратить на себя внимание. Их профилирование и масштаб |
оконных и дверных проемов – |
|
порталов |
связываются с общим видом здания, играют важную роль |
это оформление их в виде ря- |
|
|
в образной стороне памятника, оживляя его. |
да уступов, создающих ощу- |
|
|
|
щение глубины. |
|
5.Декоративные |
Декоративные детали придают зданию особую наряд- |
Важно обратить внимание |
детали |
ность, организовывают разнообразный ритм. При анализе |
на форму этих деталей, на ха- |
|
|
следует узнавать и называть главные декоративные дета- |
рактер рельефов, скульптур. |
|
|
ли, а именно: колонны, полуколонны, пилястры, арки, |
|
|
|
скульптурные украшения; чувствовать и передавать в |
|
|
|
языке искусствоведческого анализа организованный ими |
|
|
|
ритм. |
|
|
6. Декоративная |
Плоскости и декоративные детали могут подчерки- |
|
|
отделка цветом |
ваться цветом по принципу контраста или гармонии. |
|
|
7. Материалы |
Материал может отличаться большей (камень) или |
|
|
архитектуры |
меньшей (кирпич) пластичностью. Дать анализ архитек- |
|
|
|
турного сооружения, с точки зрения материала – значит |
|
|
|
оценить способность мастера преодолеть косность мате- |
|
|
|
риалов или использовать его пластичность в создании вы- |
|
|
|
разительного образа. |
|
|
8.Определение |
Каждая эпоха выразилась в определенном архитек- |
Следует |
также различать |
стиля |
турном стиле. Памятник архитектуры всегда можно и |
основные классические орде- |
|
|
нужно охарактеризовать с точки зрения стиля, вычленить |
ра: дорический, ионический, |
|
|
те или иные его элементы. |
коринфский, |
представлять |
|
Основными стилями архитектуры являются: роман- |
устройство |
античного храма. |
|
ский, готический, барокко, классицизм, ампир, эклектика, |
Торец античного храма – из- |
|
|
модерн, конструктивизм. |
любленный |
архитектурный |
|
|
мотив некоторых эпох. |
Список литературы
1.Авсиян О. Замысел и группировки в композиции // Юный ху-
дожник. - 1994. - № 5-6.
2.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.
3.Воронова О. Искусство скульптуры. – М., 1981.
4.Гончаров А. Об искусстве графики. – М., 1960.
5.Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры. – М., 1964.
6.Ильин М.А. Основы понимания скульптуры. – М., 1971.
7.Коровкевич С.В. Анализ картины. – Л., 1975.
8.Костин В. Язык изобразительного искусства / В. Костин, В.
Юматов.– М., 1978.
9.Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. – М., 1985.
10.Пластические искусства. Краткий терминологический словарь.
–М., 1995.
11.Популярная художественная энциклопедия. Т.1-2. – М., 1986.
12.Суздалев П.Ю. Основы понимания живописи. – М., 1964.
13.Шмидт Н. Беседы о скульптуре. – М., 1964.
14.Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.
Составитель Вера Леонидовна Правда
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (графика, живопись, скульптура, архитектура)
Методические указания к семинарским занятиям для студентов дневной и заочной форм обучения по дисциплине “Мировая культура и искусство”
для специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм”
Редактор З.М. Савина
ЛР № 020313 от 23.12.96. Подписано в печать 27.04.01.
Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,00. Тираж 110 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4 А.