Файл: В.Л. Правда Анализ произведений искусства(графика, живопись, скульптура, архитектура).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
|
строение в ходе анализа цветового строя картины. Цвет |
тонов художник строит то- |
|
||||
|
достигает своей выразительности тогда, когда он орга- |
нальную перспективу. |
|
|
|||
|
низован и его интенсивности соответствует интенсив- |
|
|
|
|
|
|
|
ность чувств человека. |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
|
3 |
|
|
|
6.Техника мазка |
Характер мазка может внести дополнительную вы- |
Мазки могут быть тол- |
|
||||
|
разительность, добавит живописи художественные эф- |
стые, непрозрачные – пас- |
|
||||
|
фекты. Художник может маскировать, заглаживать |
тозные и жидкие – лессиро- |
|
||||
|
“кладку” мазка, а может, напротив, обнажать, наклады- |
вочные. |
Работа пастозными |
|
|||
|
вая краску отдельными цветовыми сгусточками, бо- |
мазками делает фактуру жи- |
|
||||
|
роздками. Анализ техники мазка позволяет выявить до- |
вописного полотна |
более |
|
|||
|
полнительную экспрессию живописного образа. |
живой, рельефной. |
|
|
|||
7.Раскрытие |
За анализом тех или иных выразительных элементов |
Раскрывая общий |
замы- |
|
|||
общего замысла |
живописи не должно потеряться самое главное, на что |
сел, мы |
ставим |
последнюю |
|
||
художника |
направляется аналитический пафос: |
раскрытие замысла |
точку в |
анализе |
образного |
|
|
|
художника. Понимание настроения, |
побудившего его |
строя картины. |
|
|
|
|
|
взяться за кисть. |
|
|
|
|
|
|
8. Стиль |
Развитие европейской живописи протекало, как пра- |
|
|
|
|
|
|
|
вило, в рамках того или иного стиля или направления. |
|
|
|
|
|
|
|
Смена стилей свидетельствовала о смене художествен- |
|
|
|
|
|
|
|
ных принципов, критериев, вкусов. Наиболее ярко в ев- |
|
|
|
|
|
|
|
ропейской живописи проявлялись такие стили, как |
|
|
|
|
|
|
|
классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. Закон- |
|
|
|
|
|
|
|
ченность анализу придаст оценка картины с точки зре- |
|
|
|
|
|
|
|
ния стиля. |
|
|
|
|
|
|
Анализ скульптуры
Составные |
Содержание анализа |
Примечание |
|||
анализа |
|||||
|
|
|
|
||
1 |
2 |
|
3 |
|
|
1. Определение |
Задача определения вида скульптуры (круглая |
Рельеф |
– скульптура на |
||
вида скульпту- |
скульптура-статуя, бюст, скульптурная группа: рель- |
плоскости. Статуя, бюст, |
|||
ры |
еф – барельеф, горельеф) не является сколько-нибудь |
скульптурная группа – разно- |
|||
|
сложной. Однако тот или иной вид скульптуры тре- |
видности |
круглой |
скульпту- |
|
|
бует разного подхода. Анализ статуи будет отличать- |
ры. |
|
|
|
|
ся от анализа бюста, скульптурной группы и т.д. |
|
|
|
|
Статуя |
При анализе статуи прежде всего оценивается |
Статуя |
мало |
насыщена |
|
|
выразительность пластики, ее смысловая и эмоцио- |
сюжетным содержанием, по- |
|||
|
нальная насыщенность. Важным элементом вырази- |
этому должны обратить на |
|||
|
тельности является постамент, оценивается гармо- |
себя внимание любые детали: |
|||
|
ничность его сочетания со статуей. Одежда может |
что держит, на что опирается |
|||
|
подчеркивать монументальность образа или дина- |
статуя и т.д. |
|
||
|
мичность его пластики. Следует сосредоточиться |
|
|
|
|
|
также на лице статуи (см. бюст). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
Бюст |
Приемы анализа бюста тяготеют к методам ана- |
|
|
лиза портрета вообще, т.е. направлены на выявление |
|
|
внутренней психологии характера, выраженной в |
|
|
пластике лица, мимике. Должны обратить на себя |
|
|
внимание обобщенная или остро индивидуальная ха- |
|
|
рактеристика образа, характер моделировки черт ли- |
|
|
ца: четкой, подробной, слабой или мягкой, его про- |
|
|
работки. |
|
|
|
|
Скульптурная |
Оценка выразительности скульптурной группы |
Примеров удачной скульп- |
группа |
связана с анализом цельности пластического образа, |
турной группы довольно ма- |
|
составленного из нескольких фигур. Если невозмож- |
ло, но к ним, несомненно, |
|
но отделить одну фигуру от другой без нарушения |
можно отнести “Рабочего и |
|
пластического единства – значит перед нами пример |
колхозницу” Мухиной, “Пье- |
|
удачно выполненной скульптурной группы. При |
ту” Микеланджело. |
|
этом нередко каждый из персонажей скульптурной |
|
|
группы “играет свою партию”, по-своему выражая |
|
|
чувства и переживая ситуацию. |
|
Рельеф |
Рельеф часто сюжетен, он предполагает рассказ |
Нередко в виде рельефа мо- |
|
на определенную тему. Он многофигурен. Анализ его |
жет быть выполнен и портрет. |
|
предполагает характеристику отдельных персонажей, |
Приемы анализа такого рель- |
|
выраженную в позах, жестах. Рельеф, выполненный в |
ефа тяготеют к бюсту. |
|
монументальном стиле, конечно, более насыщен |
|
|
идеями и символами, чем сюжетом. |
|
|
|
|
1 |
2 |
|
3 |
|
2. Пластика |
Замысел скульптора раскрывается именно через |
Даже |
если |
скульптура |
|
пластику, движение скульптурного образа. Нужно |
подчеркнуто статична, пла- |
||
|
понять характер движения, переданного в образе, оп- |
стические |
идеи |
выражаются |
|
ределить, какой именно момент движения предста- |
во внутренней напряженности |
||
|
вил скульптор (движение, которое оправдывается ка- |
или расслабленности тела, |
||
|
ким-либо действием, - тематическое; движение – |
выражении лица. |
|
|
|
устремленность, зарождающееся движение, подав- |
|
|
|
|
ленное, преходящее и т.д.). Замысел скульптора мог |
|
|
|
|
предполагать выражение красоты, мощи, порыва, |
|
|
|
|
грациозности в движении. |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Материал |
При анализе этой стороны скульптурного произ- |
Материалами |
скульптуры |
|
|
ведения раскрывается умение скульптора чувство- |
являются камень, бронза, |
||
|
вать материал, выбирать его для того или иного об- |
глина, гипс, материал. |
||
|
раза. Мастерство скульптора может проявляться и в |
|
|
|
|
выявлении неожиданных, новых пластических воз- |
|
|
|
|
можностей в материалах: мягкости в твердых поро- |
|
|
|
|
дах, динамики, грации – в косных. Так, архаические |
|
|
|
|
скульпторы извлекали из мраморной скульптуры |
|
|
|
|
острые грани, а Фиций поверхность мрамора пре- |
|
|
|
|
вращал в мягкий туман. |
|
|
|
|
|
|
|
|