Файл: Ласло. Шепчущий пруд. Персональный путеводитель по новому видению науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

независимо высказана русскими физиками Н.Мышкиным и В.Беляевым. Им принадлежит установление проявлений в природе торсионных полей. В настоящее время Анатолий Акимов и его команда рассматривают квантовый вакуум как универсальную среду, несущую торсионные волны. Утверждается, что торсионное поле изотропно заполняет все пространство, включая его материальную составляющую. Оно обладает квантованной структурой, которая содержит ненаблюдаемые невозмущенные состояния. Однако нарушения симметрии вакуума создают различные, причем в принципе наблюдаемые состояния.

Теория торсионного поля представляет собой модифицированную форму электрон-позитронной модели «моря Дирака»: вакуум рассматривается как система вращающихся волновых пакетов электронов и позитронов (более точно, чем море электрон-позитронных пар). Там, где волновые пакеты встроены друг в друга, вакуум электрически нейтрален. Если спины у таких пакетов имеют противоположный знак, то система компенсирована не только по заряду, но также и по классическому спину и магнитному моменту. Такую систему называют «фитон»*. Плотные ансамбли фитонов рассматриваются как упрощенная модель поля физического вакуума.

Когда фитоны компенсированы по спину, их ориентация в ансамбле

___________________________

(продолжение с предыдущей страницы) иллюзию, будто торсионные эффекты – это всего лишь одно из проявлений гравитации. Как было позднее показано, константа спин-торсионных взаимодействий в модели Картана пропорциональна произведению постоянной Планка на гравитационную постоянную h G, что с очевидностью приводило к выводу о невозможности наблюдать эти взаимодействия на опыте из-за их пренебрежимо малой величины. По этой причине многие физики на годы утратили к этой проблеме интерес, а наиболее крайние ортодоксы объявили эти занятия лженаукой. Это однако не остановило энтузиастов, которые получили многочисленные и вполне достоверные экспериментальные доказательства реальности торсионных полей. А вскоре и теоретики добились новых успехов. В работах Ф.Хеля (F.Hehl), Т.Киббла (T.Kibble) и других было показано, что для торсионных полей, порождаемых спинирующим источником с излучением, лагранжиан не содержит зависимости от констант h и G и, следовательно, в теории отсутствует априорное требование малости

спин-торсионных

взаимодействий. Однако

подобные выводы в

действительности

мало что значат, т.к.

теорию Эйнштейна-Картана

трудно принять из-за ее противоречивости в исходных основаниях. Действительно, Э.Картан физически постулировал торсионное поле, как объект, порождаемый вращением, однако, математически он вводил торсионные поля через тензор, элементы которого не содержат углов, и потому принципиально не описывают вращение, что противоречит физическому смыслу торсионных полей в интерпретации самого Э.Картана. (Прим. преводчика).



носит случайный характер. Но когда источником возмущения служит заряд q, он вызывает зарядовую поляризацию вакуума, как это описывается вквантовой электродинамике. Когда возмущение вызывается массой m, фитоны приходят в состояние симметричных колебаний вдоль оси, определяемой направлением этого возмущения. Вакуум при этом переходит в состояние, характеризуемое колебаниями фитонов вдоль продольной оси их поляризации по спину; это состояние интерпретируется как поле гравитации (G-поле). Гравитационное поле является поэтому результатом раскомпенсации вакуума, возникающей вследствие его поляризации, что соответствует идее, впервые высказанной Андреем Сахаровым. Поскольку гравитационное поле характеризуется продольными волнами, его нельзя экранировать, что и соответствует наблюдениям и эксперименту. Таким образом, m-возмущение вызывает G-поле, а q-возмущение – электромагнитное. Теперь можно двигаться дальше.

Следуя тезису, предложенному Роджером Пенроузом (Roger Penrose), уравнения вакуума можно представить в спинорной форме и получить, таким образом, систему нелинейных спинорных уравнений, в которых двухкомпонентные спиноры будут представлять потенциалы торсионного поля. Эти уравнения могут описывать как заряженные, так и нейтральные квантовые и классические частицы. Можно поэтому представить, что вакуум возмущается не только зарядами и массой, но также и классическим спином. В этом случае фитоны, приобретающие ориентацию в том же направлении, что и вызывающий возмущение спин, будут сохранять эту ориентацию. Их ориентация противоположна спину инверсии, испытываемой источником, а потому локальный участок В результате русские ученые смогли рассматривать вакуум как физическую среду, которая может находиться в различных поляризационных состояниях. При установлении зарядовой поляризации вакуум проявляет себя как электромагнитное поле. В случае поляризации по материальной массе он эквивалентен гравитационному полю. А при переходе к спиновой поляризации вакуум проявляет свойства спинового поля*. В этой революционной теории все фундаментальные поля, известные в физике, соответствуют особым состояниям поляризации вакуума переходит в состояние с поперечной спиновой поляризацией. Это дает «спиновое поле» (S-поле), рассматриваемое как конденсат фермионных пар.

_________________

* У фитонов не только заряд и спин, но также и масса равна нулю. Это объясняется тем, что при их формировании масса электрона и позитрона, из которых они состоят, превращается в энергию гамма-квантов в соответствии с соотношением эквивалентности Эйнштейна. (прим. переводчика).


Глава 14. Космический танец.

Когда ученые осознали, что все в космосе имеются постоянные, хотя и тонкие взаимосвязи, у них появилась возможность осуществить более согласованный и более свободный от загадок подход ко всем вещам, которые появляются в пространстве и времени, от атомов и галактик до бактерий, мицелл и людей. Современная наука выходит на этот новый уровень высокой значимости: создание подлинно единой теории становится реально возможным. Это вооружит нас хорошо проверенным подходом к известному, непосредственно и инструментально наблюдаемому миру.

КУВ, квази - универсальное видение обещает стать привлекательным, и уже теперь можно обнаружить некоторые его черты. Представим набросок основных ориентиров, рассматривая последовательно образы космоса, материи, жизни и сознания.

Новый взгляд на космос

Во Вселенной, где море основной энергии связывает наблюдаемые явления, многие парадоксы, которые сбивают с толку в случае чисто геометрической пространственно - временной модели, могут быть сняты. И, прежде всего, новый свет падает на великую загадку космологии: почему Вселенная кажется столь удивительно приспособленной для жизни. Тайна начинается с прецизионной настройки мировых фундаментальных констант. Эта предзаданность в области физики Вселенной по отношению к биофизике и биохимии жизни порождает необычный полет фантазии в научном сообществе – она как - будто не поддается рациональному объяснению.

Разумеется, для космологии Большого Взрыва вопрос, почему физические константы приобрели в момент космического зарождения те значения, которые они имеют, остается непостижимым: лоно, породившее Вселенную, находится за пределами стандартного сценария. Однако это не так для последних многоцикловых космологических сценариев. Если Вселенная была не рождена при Большом Взрыве, а только перерождена во «взрыве», то можно было бы узнать кое-что о лоне, из которого она появилась на свет. Могло быть так, что космическое лоно уже имело «информацию» о Вселенных, которые предшествовали нашей. Наша Вселенная могла унаследовать некоторые особенности от своих предшественниц.

_________________________

* Спиновое поле называется также торсионным: spin и torsion по-английски означают одно и тоже – вращение, кручение, а spin еще и волчок (прим. переводчика).

Подобное наследование вполне возможно, если обеспечивается физической средой, которая способна передавать характеристики «родительской Вселенной» нашей собственной «потомственной Вселенной». Если наше исследование на верном пути, то такая среда есть – это голографическое вакуумное поле. Если это поле не создается в момент рождения нашей Вселенной, и, если оно перманентно сохраняет память обо всех вселенных, которые создавались когда-либо раньше, то оно могло бы передать нашей Вселенной следы от ее предшественниц. Наша Вселенная появлялась бы на свет не на пустом месте: море вакуумной энергии, из которого она возникла, могло бы хранить код со следами былых миров.

Представим себе, как могла бы действовать эта космическая память. Коэволюция вакуумного голографического поля с предшествующими вселенными ведет к взаимной гармонизации процессов жизни с предшествующими физическими условиями, которые обеспечивают возможность жизни. Священный танец материи, жизни и поля приобретает космический масштаб: в кружении непостижимых эонов времени партнеры по танцу обучаются на первых любительских шагах, приближаясь с каждым из них к взаимной гармонии.

В каждой следующей вселенной атомы и молекулы, клетки и организмы становятся приспособленными к базовым константам, которые направляют параметры их эволюции. Константы, в свою очередь, становятся упорядоченными по отношению к атомам и организмам, которые эволюционируют в каждой вселенной. Таким образом, при взрывообразном рождении каждой вселенной полевая память квантового вакуума воспроизводит в точности те мелкомасштабные отклонения от сопровождающего взрыв единообразия, которые создают галактики со звездами и звезды с планетами. И это приводит к синтезу точного количества материи с точно теми силами взаимодействия, которые затем упорядочивают молекулы и клетки, а на подходящих планетах и живые организмы вместе с целостными биосферами.

Это работающая гипотеза. Она разъясняет, почему наша Вселенная, появившаяся во «взрыве» около 15 (или, возможно, только 7 или 8) миллиардов лет назад, настолько точно предрасположена к эволюции жизни. Это произошло потому, что наша Вселенная появилась как часть, возможно, длинного ряда предшествующих вселенных, развертываемого в лоне «Метавселенной».

Если это так, то можно ли спросить, а когда была рождена сама Метавселенная – насколько раньше нашей собственной Вселенной?

Убедительный ответ на этот вопрос лежит за пределами кругозора эмпирической науки: он ждет интуитивных догадок от теологов и мистиков. Кроме того, наука еще не в полном тупике в этом вопросе: даже если она не может ничего сказать о том, когда имел место «первоначальный Большой Взрыв» (БВ), ей по силам кое-что поведать о том, как это могло бы происходить.


Для этого пригодятся теории русского космолога Андрея Линде. Первоначальный взрыв, по его мнению, мог иметь сетчатую структуру: он мог состоять из нескольких раздельных областей. Он мог бы походить на пену из мыльных пузырей, в которой некоторые малые пузыри натыкаются друг на друга. Когда такой пузырь взрывается, мелкие пузыри разделяются, и каждый их них формируется как независимый. Это и может быть тем, что скрыто за первоначальным БВ. Этот космический взрыв будет состоять из многих областей, и каждый из них станет раздуваться как самостоятельная вселенная. Размер и потенциал этих областей может различаться – большинство из них даст начало вселенных, в которых галактики, звезды, планеты и живые существа не смогут появиться. Однако среди большого числа таких «мертворожденных» вселенных некоторые могут оказаться жизнеспособными. Вселенная, в которой мы обнаруживаем сами себя, стала одним из таких миров. Очевидно, «наш» пузырь был достаточно крупным и «зернистым», чтобы породить галактики и звезды, часть звезд с планетами и, по крайней мере, одну планету с жизнью. Это не могло быть простым совпадением: мы никогда не смогли бы появиться в какой-нибудь из других вселенных.

Расчеты, проведенные в соответствии с этой теорией первоначальной инфляции, свидетельствуют в пользу высокой степени вероятности того, что последующие пузыри в зоне, хорошо подготовленной исходным взрывом, равным образом обеспечиваются эволюционным потенциалом. Это означало бы перемещение вопроса о счастливом совпадении характеристик в сторону первоначальной инфляции*.

Мы можем однако пойти дальше и сделать еще более удачное предположение: можно показать, что современные характеристики Вселенной не были обусловлены всего только счастливой случайностью: они эволюционировали на протяжении цикла удачливых вселенных. Этот результат можно получить, дополнив всю картину вакуумным голографическим полем. Как мы уже видели, это поле нужно, чтобы объяснить, каким образом удаленные части Вселенной имеют одинаковую структуру и общую динамику развития. Информация, передаваемая со скоростью света, не могла бы обеспечить связь областей, разделенных расстояниями более 15 миллиардов световых лет, но сделать это могли бы волны, распространяющиеся в вакууме: их скорость превышает световую, возможно, - если верна русская теория торсионного поля – в миллиард раз. Поэтому вакуумное голографическое поле «информирует» все части космоса, обеспечивая связь повсюду, куда оно достигает*.

________________________

* Инфляция – понятие, относящееся к космологической модели инфляционной Вселенной. Эта гипотетическая модель описывает физическое состояние и закон расширения очень ранней Вселенной, когда ее температура превышала 1028К. Особенность этой стадии расширения состоит в том, что весь объем наблюдаемой Вселенной оказывается результатом расширения единственной причинно-связанной области доинфляционной похи. Именно на эту особенность инфляционной модели ссылается Э.Ласло (прим. переводчика)