ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 2030
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие понятия культуры в современной этнологии
2. Типы причинности в культуре
4. Понятие уровней реальности и теория эволюции
5. Методологическая автономия уровней явлений
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
Глава 1. Фундаментальные характеристики культуры
1. Боас и критика культурного эволюционизма
2. Малиновский: концепция первоистока и науки о культуре
3. «Естественная история» и поиски первоистоков
§113. Культурные паттерны и развитие культуры
§115. Типы конфигураций развития
§116. Проблема кривизны развития
§124. Проблема смерти культуры
II. Общие аксиомы функционализма
IV. Первые подступы к функционализму
==307
Типология культуры
ся в поддержке высших сил. Поэтому даже в самых примитивных культурах собирателей встречаются жертвоприношения, призванные обеспечить помощь божества. Ранние аграрные общества знают обычай приношения богам первых плодов. Со временем чувство благодарности богам и потребность воздать им за милости переносятся и на их земных представителей, т.е. служителей культа. В некоторых родоплеменных обществах — например, у пуэбло Юго-Запада Америки — жрецы находятся на общественном содержании (хотя бы частичном). Верховный жрец у кересан-пуэбло владеет всей землей (во всяком случае, теоретически) и, как земной представитель Ятику («Матери»), получает содержание от племени61. В ранних городских культурах, вызванных к жизни аграрной революцией, земля считалась собственностью божества, представителями которого были верховный жрец или царь (последний, как мы видели, мог совмещать и обе функции). Поэтому часть продукта предназначалась жрецам или царю в качестве «платы» за пользование землей. По мере углубления аграрной революции в руках правителей, знати и жречества концентрировались громадные земельные владения и доходы от всевозможных ремесел и промыслов.
У ацтеков «жрецы жили в довольстве, а зачастую и в роскоши, получая обеспечение с огромных земельных владений, а также в виде податей и неиссякаемого потока пожертвований»62 . В древнем Перу земля делилась на три части, одна из которых использовалась для нужд храмов и жречества. Главный храм, посвященный Солнцу, «имел золотой сад, где все деревья и растения, плоды и цветы, птицы и насекомые были из чистого золота; там же «паслось» и стадо золотых лам под надзором пастуха — все также из золота и в натуральную величину»".
Несметными богатствами обладали египетские храмы. Из папируса Харриса64 известно, что во времена Рамсеса III (1198-1167 до н.э.) в их распоряжении находилось свыше 107 тыс. рабов (около 2% населения), примерно 750 тыс. акров земельных угодий (около 15% всей обрабатываемой земли), около 500 тыс. голов скота, флот из 80 кораблей, 53 ремесленных мастерских и скотных двора — и все это на территории «менее 10 тыс. кв. миль с 5-6 млн. населения». (Для сравнения: площадь штата Массачусетс — 8266 кв. миль; население его в 1940 г. насчитывало 4 316 721 человек.) В свое время только храм Амона в Фивах имел более полумиллиона акров земли с населением 81 322 человек, 421 400 голов скота, 83 речных судна и 65 деревень65. Очень богаты были и храмы древнего Двуречья.
==308
Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________
Храмы превращались в центры деловой жизни и ремесел. Храм Бау в Лагаше, одном из городов древнего Шумера, помимо рабского труда пользовался услугами наемных мастеров (получавших жалованье натурой).
В его «штате» помимо жрецов, служек и чиновников фигурируют пекари, пивовары, ткачи, кузнецы и сельскохозяйственные рабочие. В распоряжении храма находился обширный реквизит: металлические орудия и плуги, рабочий и вьючный скот, повозки и лодки <...> Владел он и племенным скотом, в том числе и племенными жеребцами, которых привозили из Элама»66. По мнению Чайлда, в Месопотамии храм был «не только средоточием религиозной жизни города, но и центром привлечения капиталов. Храм функционировал как огромный банк, а божество было главным капиталистом округи. Храмовые архивы содержат записи о предоставлении земледельцам ссуд семенным зерном или рабочим скотом, об отдаче земли в аренду, о выплатах пивоварам, корабельным мастерам, ткачам и другим ремесленникам, о расчетах (пшеницей или денежными слитками) с проезжими купцами. Божество считалось наибогатейшим членом-общины»67. В качестве банков действовали и храмы Вавилона. Так, торговый дом Игиби (ок.575 до н.э.) «выступал как агент по покупке, ссужал деньгами под урожай, под векселя, под залог, а также выплачивал проценты под обеспечение»68 . Древнейшие дешифрованные документы из Месопотамии — это росписи храмовых податей, составленные жрецами»69. Контракт как юридическая форма деловых отношений — изобретение шумерских храмовых чиновников; к нему прибегали при отдаче внаем полей, строений, скота, лодок и т.п.70. Храмы-банки Вавилона использовали при займах и оборотно-кредитные документы: «Варад-Элиш <...> получил от жрицы Солнца Ильтани один шекель серебра от имени Бога-Солнца. Эта сумма должна быть истрачена на покупку кунжута. Долг будет возвращен держателю этой расписки кунжутом во время его сбора и по цене того времени»71.
Храмы участвуют, наравне с правителями и военной верхушкой, в дележе военной добычи. Так, в древнем Египте «имущество, захваченное в Сирии и Эфиопии, обогатило бога Амона не меньше, чем самих царей. Каждая победа приносила ему десятую часть трофеев, захваченных на поле боя, десятую часть податей с побежденных и десятую часть пленников, угнанных в рабство <...> Фараоны, то и дело вынужденные вознаграждать кого-либо из своих приближенных, никогда не могли получить свою долю добычи полностью. Бог же [т.е.
==309
Типология культуры
жречество. — Прим. Л.Уайта}, напротив, получал все, что ему причиталось, не давая ничего взамен <...>»72.
И в других отношениях «церковь» нередко выказывала себя более жизнеспособной, чем государство. Так, в Египте времен Рамсеса III, «когда бедняки, работавшие на государство, умирали от голода у дверей пустого казначейства, храмовые житницы были переполнены и Амон ежегодно получал на жертвоприношения к своему празднику более 205 тыс. бушелей пшеницы»73 .
Наш беглый обзор функций «церкви» показал, что они во многих случаях параллельны государственным. Конечно, разница в деталях очевидна: нет, к примеру, никаких сведений о ее участии в сооружении дорог. И все же в большинстве жизненно важных функций — будь то ведение войны или удержание низших классов в повиновении, равно как и организация сельского хозяйства, ирригации, ремесел, деловой жизни и финансов — «церковь» проявляла себя не менее активно, чем государство.
Итак, «государство-церковь» возникло как специальный механизм координации различных звеньев и процессов социокультурных систем, рожденных сельскохозяйственной революцией, и явилось носителем «государственно-церковных» средств их интеграции, регулирования и контроля.
Примечания
' Интересно отметить, что этот двойной характер интеграционноконтрольного механизма гражданского общества открыто признан Римско-католической Церковью: «Бог разделил управление человеческим родом между двумя властями — церковной и гражданской, учредив первую для дел Божественных, вторую — для дел человеческих». // Из энциклики папы Пия XI «О христианском воспитании молодежи», приводящей слова папы Льва XIII. (Цит. по: N.Y. Times Current History. Vol.31(1930), р. 1097.).
2 «...Поначалу Церковь и государство не различаются» // Spenser, Н. Principles of Sociology. Vol.3 (1896), р. 125.
3 Из предисловия А.Р.Радклиф-Брауна к кн.: African Political Systems. Eds.: M.Fortes & E.E.Evans-Pritchard. L., 1940, p. XXI.
4 Jastrow, M. The Civilization of Babylonia and Assyria. Philadelphia, 1915, p.271.
5 Turner, R. The Great Cultural Traditions. Vol.1. N.Y„ 1941, p. 287.
6 Jastrow M. Op.cit., p. 468, сноска 148.
7 Hocart, A.M. Caste: A Comparative Study. L., 1950, p. 67.
8 Barnes, H.E. History of Western Civilization. Vol.1, N.Y., 1935, p. 527. » Arnold, T.W. The Caliphate. N.-Y, 1924, p. 199.
К оглавлению
==310
Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________
I» Bames, Н. Е. Ор. cit., p. 524, 527, 529.
" Schacht, J., Maine, H. Islam // Encyclopaedia of the Social Sciences
N.-Y., 1932, p. 339-340.
12 Shryock, K. The Origin and Developement of the State Cult of Confucius. N.-Y., 1932, p. 43. Наше освещение данного вопроса основано преимущественно на этой работе.
13 Turner, R. Ор. cit. Vol.2, p. 838-839.
14 Shryock, J.K. Ор. cit., p.217, 229-230.
15 Church History // Encyclopaedia Britannica. Vol.5, 1929, p. 679. — "-Rick, A.C. The Rise of the Mediaeval Church. N.-Y., 1909. P.603-604.
i7 Hayes, C. J.H. A Political and Social History of Modern Europe. Vol.1, 1916,p.ll6-117.
" Ср.: Turner, R. Op. cit. Vol.1, p. 297-300.
i9 Primitive Society and Ancient Law, 1861( Ch.5: «Ancient Law»). 2» Morgan, L.H. Ancient Society, 1877(Ch.l). 21 Особенно со стороны Р.Г.Лоуи в «Первобытном обществе» (Primitive Society, 1947, р. 390-396) и в его же «Происхождении государства» (The Origin of the State, 1927.) Моргановы категории и эволюционная схема принимаются, однако, Радклиф-Брауном: «Действительно, можно согласиться с Морганом в том, что переход от низших форм цивилизации к высшим — таким, как наша, был в значительной мере переходом от общества, основанного на кровном родстве, к государству, основанному на политической организации» (Some Problems of Bantu Sociology // Bantu Studies. Vol.1. October, 1922, p. 40-41).
22 Lowie, R.H. The Origin of the State.
23 Maine, H. Op. cit.
24 Murdock, G.P. Our Primitive Contemporaries. N.-Y., 1934, p. 372. Впрочем, в цитируемом нами обобщающем очерке ацтекской культуры calpulli именуются «кланами». Наши замечания по этому поводу ; Pioneers in American Anthropology. Vol.1, 1940, p. 27-30, 40-43.
25 Murdock, G. P. Op. cit., p. 410, 415-416.
26 Turner, R. Op. cit. Vol. I, p. 180.
27 Turner, R. Op. cit. Vol. I, р. 470, откуда и заимствована в значительной мере наша характеристика Афинской демократии.
28 Ibid., p.471. "Ibid. Vol.2, р. 1283. 30 Ibid. Vol.1, p. 298.
3' Moret, A. The Nile and Egyptian Civilization. 1927. P.224-231; Turner, R. Op. cit. Vol.1, p.185-186, 301-302. Г.Франкфорт, однако, говорит об отсутствии каких-либо «следов революции за три тысячи лет письменной истории» Древнего Египта. «Были забастовки и демонстрации [sic] в фиванском некрополе в связи с месячной невыдачей продовольствия. Но здесь не видно никаких признаков политического выступления против существующего порядка. Напротив, народ выказывает свое расположение к институту царской власти...» См. : Frankfort, H. Ancient Egyptian Religion. N.Y., 1948, р. 31,43.
32 Turner, R. Op. cit. Vol.1, p. 302.
33 Ibid., p. 467.
34 Ibid., p.302.
==311
Типология культуры
35 Smith, M. The Development of European Law. N.-Y., 1928, p. 30. м В Х в. король Эдмунд пытался изжить междоусобные войны, объявив их вне закона. «То был поворотный пункт в истории Англии, — говорит об этом событии Тайлор, — но они не закончились мгновенно ... И долго еще после того как простые фримены прекратили враждовать с соседями, знать отстаивала свое древнее право (Tyior, Е.В. Anthropology. 1881, р. 418-419.
37 Tyior, E.B. Anthropology, p. 419.
38 Extracts from the European Travel Journal of Lewis H. Morgan. Ed.: White, L.A. // Rochester Historical Society Publications. VoLKT^W?, p.
m.
39 Toennies, F. The Problems of Social Structure // Proceedings, Congress of Arts and Sciences, 1904. Vol.5, 1906, p. 839.
40 Murdock, G.P. Op. cit., p. 419.
41 Ibid., p. 378, 42 Turner, R. Op.cit. VoL2, p. 815, 821.
43 Hooper, W.E. The Tudor Sumptuary Laws // English Historical Review. VoL30 (1915), p. 433-434.
44 См., напр.: White, L.A. The Pueblo of Santa Ana, New Mexico // Amer. Anthropological Association Memoir 60 (1942), p. 105-106.
45 Granet, M. Chinese Civilization. 1930, р.87-88, 113.
46 Turner, R. Op. cit. Vol.2, p.1259-1260.
47 Аристотель. Политика V, 7 1310а, VIII, 1-2 1337а (Рус. текст приводится по изд.: Аристотель. Соч. в 4 тт. Т. 4, М-: Мысль, 1984, с. 551, 629. — Прим. перев.).
48 Более двух тысячелетий спустя Наполеон Бонапарт высказал тот же взгляд : «Из всех политических вопросов этот (вопрос образования) — пожалуй, важнейший. Не может быть прочно устроенного государства без корпуса наставников с твердыми npHHiHniaMH»(Kandel, l.L. «Education, Public» // Encyclopaedia of the Social Sciences. N.-Y. Vol.5, 1931, p. 415). 4" Breasted, J.H. History of Egypt (rev.ed.). N.-Y., 1909, p. 100. 5(1 Counts, G.S. Education, History // Encyclopaedia of the Social Sciences. Vol.5, 1931, p. 404.
51 Turner, R. Op. cit. Vol.2, p. 831.
52 Brinkley, F. A History of the Japanese People. 1915, p. P.214.
53 См., напр., предисловие Радклиф-Брауна к книге: African Political Systems. Eds.: Fortes, M., Evans-Pritchard. E.E. L., 1940, p. XIV. «Общественный строй, каков бы он ни был, поддерживается изнутри с помощью наказаний для нарушителей закона и путем вооруженного подавления волнений. С внешней стороны государство всегда готово использовать военную силу против других государств, утвердить существующий порядок или создать новый».
54 Murdock, P. G. Op. cit., p.390.
55 Turner, R. Op. cit. Vol.1, p.292.
"Ibid. Vol.2, p. 1256.
57 Ibid.
51i Ibid. VoLl, p.213-214, 313,323.
" Ku Chieh-kang. History // The Chinese Year Book, Shanghai, 1935, p.45.
==312
Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________'
ю «Печально известный опыт показывает: с изгнанием религии близится и падение человеческой власти ... Когда правители пренебрегают Божественным авторитетом, люди начинают попирать и авторитет себе подобных. Остается, правда, привычный выход — подавлять волнения силой. Но что пользы? Сила подчиняет тела, не души». (Из энциклики папы Бенедикта XV «Ad Beatissimi». См.: Catholic Principles of Politics. N.-Y., 1940, p.135-136). " См.: White, L.A. The Pueblo of Santa Ana, New Mexico.