ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 тактов 6 тактов 6тактов

Вторая часть представляет собой также период (квадратный), состоящий из 2-ух предложений. Вторая часть является репризой, но не точной. Основная тема звучит в сжатом виде.

Строение второй части:

А1

1-ое предложение 2-ое предложение

4 такта 4 такта

На протяжении всей 4-ой части («Benedictus») мессы мы наблюдаем «фактурный калейдоскоп». В первой части используется полифоническая фактура (канон):

Пример 1

А во второй части автор использует как хоральное (аккордовое) изложение музыки:

Пример 2:

Так и монодическое (одноголосное).

Пример 3:

В первой части тема проходит линейно, за счет полифонического изложения, а во второй - вертикально, так как автор использует аккордовою фактуру.

Мелодическое строение двух типов: волнообразное

Сопрано Пример 4:


и скачкообразное:

Тенор Пример 5:

Для мелодии характерны:

  1. секундовые интонации:

Сопрано Пример 6:

Тенор Пример 7:

  1. Распевание одного слога:

Альты Пример 8:

Тенор Пример 9:

  1. Поступенное движение:

Альты Пример 10:

  1. Пение на одном звуке:

Сопрано Пример 11:

Мелодия написана в джазовом стиле (синкопы, скачки на кварты, квинты). По сврему характеру мелодия веселая, жизнерадостная, игривая.

Произведение начинается в партии сопрано. Постепенно к ним присоединяются тенора, альты и басы, что приводит к кульминации всего произведения.

Ритмическое строение мелодии достаточно разнообразно за счет пауз и синкопированного ритма.

4

4

4

4

4

4

4

4

На протяжении всей части автор использует один темп Easytempo (Легко). Важно следить за тем, чтобы хор не расходился с аккомпанементом и в кульминации не начал ускорять. Здесь все завит от дирижера и его точного жеста.


Произведение написано в размере 4/4. Этот размер сохраняется на протяжении всей части.

«Benedictus» начинается на mp и дальше с включением голосов идет нарастание звучности mf, f и ff. Эта динамическая волна достигается за счет полифонического «накопления» музыкальных фраз, что приводит в кульминации. Кульминация звучит на f у всего хора.Постепенно полифонический материал преобразуется в гармонический, приводит к финальному проведению основной темы произведения в унисон у всех партий хора.

Произведение написано в тональности G-dur(соль бемоль мажор). Для всего произведения характерна мажорная окраска. Здесь нет отклонений и модуляция.

В этом произведении композитор использует характерные для джазовой музыки приемы:

  1. параллельные ходы квинтами (такт 25):

Пример 12:

  1. движение всех голосов в одном направлении (такты 16, 21, 25):

Пример 13:

  1. использование диссонирующих интервалов (диссонансов) (такты 13, 17, 22):

Пример 14:

  1. перекрещивание голосов (такт 22):

Пример 15:

  1. использование септаккордов, нонаккордов. Основные аккорды этого произведения – это II7 иD7 или как эти же аккорды обозначают в джазеAsm7 иDes7:

Пример 16:

II7(Asm7)D7(Des7)

Так же здесь используются II7#1#5 (С7),D9#1#3 (F6/9),III7#3 (B7),S7#1#5 (Es7):

Пример 17:


II7#1#5 (С7) D9#1#3 (F6/9) III7#3 (B7) S7#1#5 (Es7)

Произведение смешанного склада. Композитор использует как полифоническую фактуру:

Пример 18:

Так и гомофонно-гармоническую (аккордовую):

Пример 19:

Таким образом, в четвертой части «Маленькой джазовой мессы» Боб Чилкотт умело использует композиторские приёмы. Мелодико-ритмическое разнообразие, выразительность, джазовые гармонии, гармоническая и фактурная тонкость позволили с большей силой и полнотой раскрыть образы и настроения произведения.


IV Вокально-хоровой анализ.

Произведение «Маленькая джазовая месса» Боба Чилкотта написано для смешенного хора в составе Сопрано, Альтов, Теноров и Басов.

Диапазоны хоровых партий:

Диапазон Сопрано Диапазон Aльтов

Диапазон Теноров Диапазон Басов

Общий диапазон хора:

Тесситурные условия в каждой партии очень удобны. Здесь нет крайних как очень высоких нот, так и очень низких.

Партия сопрано звучит в основном в среднем и высоком регистрах, что дает им в полной мере показать красоту своего тембра. Главной сложностью здесь является сама мелодия. В ней много скачков на ч4, м3, много альтерированных ступеней. Здесь нужно добиваться чистого интонирования и слаженного, слитного звучания партий сопрано (I и II сопрано).

Партия тенора также написана в удобном для теноров регистре. Она почти полностью повторяет партию сопрано, но на октаву ниже. Единственное место, где могут возникнуть трудности, это 18 и 19 такты:

Пример 20:

Здесь ноты ми и ля являются переходными, поэтому их нужно петь очень осторожно.

Партия альтов поет в основном в среднем и высоком регистрах, также очень удобных для них. Единственными трудностями для них являются: вступление (они вступают с неустойчивой ноты, поэтому им нужно внутренним слухом услышать эту ноту) и скачкообразна мелодия в 21 и 22 тактах.