ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
T6 T6 / III6 D7 T64 / T6 S9 / III6 D7 T / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /
VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /
VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VI / T6 III7 S / VI II / T6 III7 / S / T / S64 T II2 /
T7 II2 T / T / S64 T II2 / T7 II2 T / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II /
/ T T6 / III6 D7 T64 / T6 S9 / III6 D7 T / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /
VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /
VII64 T64 II64 VII64 / T / S64 T / T / S64 T / T6 ум.6 T6 / T ум.53 Т / T64 ум.64 T64 /
/ / / II6 III6 S6 D6 / II2 D43 / T //
В произведении композитор не использует диатонических ладов и ладовые обороты.
Фактура обработки белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» смешанная, что создает определенный колористический эффект, передавая интонации разговора парней и девушек.
С 1 по 26 такты, а также с 31-35, 42-53, 58-47 тт. композитор использует гомофонно-гармоническую фактуру, т.е. основную тему проводят Сопрано, а остальные партии выполняют гармоническую функцию. С 27 по 30 тт., 36-41 тт., 54-57 тт. использует элементы имитационной полифонии, это связано с тем, что композитор показывает интонации речи парней и девушек.
Пример 3
Вокально-хоровой анализ
Тип: женский.
Вид: трехголосный с divisi в партии альтов.
Состав: средний.
Диапазон хоровых партий:
Сопрано I – ми1 - соль2
Сопрано II – ре1- ре2
Альт – соль м – до2
Общий диапозон:
Соль м – соль2
Тесситура удобная для исполнения всем хоровым партиям, т.к. высотное положение вокальных партий соответствует свободному красивому звучанию голоса. В народной музыке тесситурные условия обычно очень удобные. Обработка белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» не является исключением, это способствует раскрытию характера, образа, а также красивому и естественному звучанию всех голосов.
Роль партий в произведении равнозначна, т.к. и сопрано I, сопрано II и альты исполняют тематический материал в разное время на протяжении всего произведения. Хоровое изложение в произведении tutti с divisi в партии альтов, а в коде присутствует поочередное вступление голосов с накладывание на каждую партию (с 69 по 71 тт.) – имитационный элемент.
Пример 4
И с 71 по 74 такты звучит tutti и ставит заключительную точку всего произведения.
Хоровая практика выработала определенные правила интонирования ступеней в мажоре и миноре.
В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» действует мажорная система, поэтому здесь очень хорошо выстраивать хор, т.к. нет перехода в минор, хотя существуют определенные трудности, чтобы “удержаться” в определенной тональности.
Из закономерностей интонирования ступеней лада вытекают правила интонирования интервалов: чистые интонируются устойчиво. Именно народной музыке свойственно частое употребление чистых интервалов, которые создают ощущение свободы, широты окружающей природы: такие как октава, чистая кварта, чистая квинта.
Дефекты строя: утомляемость голосов, неопытность исполнителей при пении,
неразвитый диапазон, низкая певческая установка.
В хоровом пении различают также понятия мелодического и гармонического строя.
Мелодический (горизонтальный) – чистота интонирования мелодии вокалистами в унисон (партией, хором и т.д.).
Партия альтов: с 66 такта следует обратить внимание на полутоновые ходы, их нужно проинтонировать очень точно и чисто, т.к. они создают определенный колористический эффект.
Пример 5
Определенную сложность могут вызвать скачки на терцию, т.к. нужно очень точно “попадать” иначе аккорд будет звучать грязно. Такие трудности могут возникнуть в 11-18тт, 22-23тт, 26-27тт, 30-31тт, 35-49тт и т.д.
Пример 6
В партии сопрано также следует обратить внимание с 66 такта на полутоновые ходы.
Пример 7
Внимание следует обратить на терцовые скачки с11 по 22 тт, 41- 50тт, 53-57тт.
Пример 8
У Сопрано II существует определенная сложность в 35 и 36 тактах скачок на сексту, его нужно как можно точно интонировать для чистоты звучания всей партии. Пример 9
В 57-58, 60-61 тт. Сопрано I необходимо отработать скачок на септиму, т.к. этот интервал является диссонансом и его очень сложно спеть чисто, поэтому нужно спеть этот скачок на опоре дыхания.
Пример 10
В обработке нет особых мелодических трудностей, это связано в большей степени с жанровыми особенностями произведения.
Гармонический (вертикальный) строй – интонирование созвучий аккордов в их последовательности движении, образующих в звучании всего хора или его голосовых групп.
Очень важно чтобы исполнители с 36 по 41 такты очень ясно ощущали отклонение в C–dur, а также четко затем переходили в основную тональность произведения G-dur.
В 66-68тт. также есть трудность с гармоническим строем, т.к. важно чтобы было ясно и четко исполнено движение по полутонам, это колористический прием, он вносит некоторую необычность по звучанию в коде.
Пример 11
Характер певческого дыхания отражается на звучании голоса певца. Плавное, спокойное, дыхание способствует достижению красивого, полетного звука. В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» преимущественно используется преимущественно цепное дыхание - для воплощения характера праздника.
В произведении «Ідзе, ідзе карагод» используются следующие виды дыхания:
По партиям (69 т. – Альт, 70 т. – Сопрано II, 71 т. – Сопрано I)
Общехоровое ( в конце каждой фразы)
Важное значение при пении имеет атака звука. При атаке звука не должно быть «подъездов» или шумовых призвуков, без glissando. В данном произведении атака звука твердая, что обеспечивается коротким вдохом, характером звуковедения – non legato, четкой дикцией.
Звуковедение на протяжении всего произведения – non legato, за исключением 23-30 тт., 54-57, 66-68 тт, что связано с колористическим приемом, передачей образа хоровода , нужно исполнять на legato (передается кокетство парней и девушек).
Окраска звука - яркая, что связано с характером произведения.
Ансамбль – один из главных элементов хоровой звучности.
В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» - существует естественный ансамбль, т.к. сохранены условия равномерного использования регистров каждой отдельной голосовой партии.
Частный ансамбль – очень важно чтобы исполнители в партии вместе и одновременно выполняли все нюансы и штрихи, т.к. это важно для передачи образа и настроения. Например, в 42-45тт. партия Альтов исполняет свою тему на staccato, а после, в 46-49тт. Сопрано I и II исполняют staccato.
Пример 12
Общий ансамбль – также немало важен в этом произведении, чтобы передать характер народного праздника, а также интонации речи парней и девушек, кокетство девушек и заигрывание парней с девушками. Например, в 1-ом куплете очень важно передать настрой и характер темы, чтобы все партии были сбалансированы и темброво и динамически.
Ритмический ансамбль – в этом произведении особых трудностей нет, что связано с жанровыми особенностями произведения. Здесь очень важно четко и одновременно пропевать восьмые, на протяжении всего произведения.
Динамический ансамбль – также немало важен, т.к. он передает общее настроение и характер все белорусской народной песни. Так, например, во вступлении очень важно сделать за 4 такта постепенное cresc., чтобы передать характер произведения, картину народного гуляния.
После, в 11, 13 тактах важно выстроить первый аккорд на f, а остальные на p, это колористический прием.
С 42 по 49 тт., где тему проводят сначала Сопрано, а затем Альты, важно чтобы тема исполнялась на mf и звучала по отношению к подголоску более ярче, чем создавалось впечатление переклички между Сопрано и Альтами (между парнями и девушками).
Припев необходимо исполнять на f, торжественно и весело, чтобы создавалось впечатление всеобщего праздника и веселья.
В коде особенно важными являются 62-65 такты, т.к. они исполняются на контрасте (по 2 такта) и также создают впечатление переклички.
Пример 13
Также с 66 по 68 тт. необходимо сделать постепенный уход (с f до p) – что создает колористический эффект в произведении.
Пример 14
И с 69 такта до конца произведения нужно исполнять на постепенном нарастании динамики и в конце прийти на ff, что создает постепенное включение все большего количества людей в действие хоровода и в конце прийти к всеобщему логическому завершения всего народного гуляния.
Дикционный ансамбль также играет очень важную роль для передачи настроения народного праздника.
Нужно четко исполнять и произносить все звонкие согласные в конце слов (напярод, карагод, ваявод), а также четко и немного утрированно произносить букву р в словах – маргаючы, карагод. Нужно хорошо и четко произносить сочетание – дз.
И вообще белорусский текст, манера его исполнения значительно отличается от манеры исполнения на русском языке, но все равно звук не должен быть открытым и плоским. Нужно следить на протяжении всего произведения, затем, чтобы звучание не было слишком плоским.
В тембровом ансамбле очень важны переклички парней и девушек, это создается за счет тембра альтов и сопрано. В 42 – 49 тактах и в самой коде (62-74 тт.).
Манера исполнения произведений на белорусском языке значительно отличается от манеры исполнения произведений русскоязычных, но все же звук не должен быть открытым и плоским.
Необходимый количественный состав хора – средний, но возможен и большой, для передачи массового народного гуляния. Исполнять эту обработку может как профессиональный, так и самодеятельный хор, очень важно передать картину народного белорусского гуляния.