ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

T6 T6 / III6 D7 T64 / T6 S9 / III6 D7 T / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /

VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /

VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VI / T6 III7 S / VI II / T6 III7 / S / T / S64 T II2 /

T7 II2 T / T / S64 T II2 / T7 II2 T / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II / T T6 / II6 II /

/ T T6 / III6 D7 T64 / T6 S9 / III6 D7 T / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /

VI VII64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 / VI VII64 VI64 VI64 / VII64 T64 II64 VII64 /

VII64 T64 II64 VII64 / T / S64 T / T / S64 T / T6 ум.6 T6 / T ум.53 Т / T64 ум.64 T64 /

/ / / II6 III6 S6 D6 / II2 D43 / T //

В произведении композитор не использует диатонических ладов и ладовые обороты.

Фактура обработки белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» смешанная, что создает определенный колористический эффект, передавая интонации разговора парней и девушек.

С 1 по 26 такты, а также с 31-35, 42-53, 58-47 тт. композитор использует гомофонно-гармоническую фактуру, т.е. основную тему проводят Сопрано, а остальные партии выполняют гармоническую функцию. С 27 по 30 тт., 36-41 тт., 54-57 тт. использует элементы имитационной полифонии, это связано с тем, что композитор показывает интонации речи парней и девушек.

Пример 3


  1. Вокально-хоровой анализ

Тип: женский.

Вид: трехголосный с divisi в партии альтов.

Состав: средний.

Диапазон хоровых партий:

Сопрано I – ми1 - соль2

Сопрано II – ре1- ре2

Альт – соль м – до2

Общий диапозон:

Соль м – соль2

Тесситура удобная для исполнения всем хоровым партиям, т.к. высотное положение вокальных партий соответствует свободному красивому звучанию голоса. В народной музыке тесситурные условия обычно очень удобные. Обработка белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» не является исключением, это способствует раскрытию характера, образа, а также красивому и естественному звучанию всех голосов.

Роль партий в произведении равнозначна, т.к. и сопрано I, сопрано II и альты исполняют тематический материал в разное время на протяжении всего произведения. Хоровое изложение в произведении tutti с divisi в партии альтов, а в коде присутствует поочередное вступление голосов с накладывание на каждую партию (с 69 по 71 тт.) – имитационный элемент.

Пример 4

И с 71 по 74 такты звучит tutti и ставит заключительную точку всего произведения.

Хоровая практика выработала определенные правила интонирования ступеней в мажоре и миноре.

В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» действует мажорная система, поэтому здесь очень хорошо выстраивать хор, т.к. нет перехода в минор, хотя существуют определенные трудности, чтобы “удержаться” в определенной тональности.

Из закономерностей интонирования ступеней лада вытекают правила интонирования интервалов: чистые интонируются устойчиво. Именно народной музыке свойственно частое употребление чистых интервалов, которые создают ощущение свободы, широты окружающей природы: такие как октава, чистая кварта, чистая квинта.

Дефекты строя: утомляемость голосов, неопытность исполнителей при пении,

неразвитый диапазон, низкая певческая установка.

В хоровом пении различают также понятия мелодического и гармонического строя.

Мелодический (горизонтальный) – чистота интонирования мелодии вокалистами в унисон (партией, хором и т.д.).

Партия альтов: с 66 такта следует обратить внимание на полутоновые ходы, их нужно проинтонировать очень точно и чисто, т.к. они создают определенный колористический эффект.


Пример 5

Определенную сложность могут вызвать скачки на терцию, т.к. нужно очень точно “попадать” иначе аккорд будет звучать грязно. Такие трудности могут возникнуть в 11-18тт, 22-23тт, 26-27тт, 30-31тт, 35-49тт и т.д.

Пример 6

В партии сопрано также следует обратить внимание с 66 такта на полутоновые ходы.

Пример 7

Внимание следует обратить на терцовые скачки с11 по 22 тт, 41- 50тт, 53-57тт.

Пример 8

У Сопрано II существует определенная сложность в 35 и 36 тактах скачок на сексту, его нужно как можно точно интонировать для чистоты звучания всей партии. Пример 9

В 57-58, 60-61 тт. Сопрано I необходимо отработать скачок на септиму, т.к. этот интервал является диссонансом и его очень сложно спеть чисто, поэтому нужно спеть этот скачок на опоре дыхания.

Пример 10

В обработке нет особых мелодических трудностей, это связано в большей степени с жанровыми особенностями произведения.

Гармонический (вертикальный) строй – интонирование созвучий аккордов в их последовательности движении, образующих в звучании всего хора или его голосовых групп.

Очень важно чтобы исполнители с 36 по 41 такты очень ясно ощущали отклонение в C–dur, а также четко затем переходили в основную тональность произведения G-dur.

В 66-68тт. также есть трудность с гармоническим строем, т.к. важно чтобы было ясно и четко исполнено движение по полутонам, это колористический прием, он вносит некоторую необычность по звучанию в коде.

Пример 11

Характер певческого дыхания отражается на звучании голоса певца. Плавное, спокойное, дыхание способствует достижению красивого, полетного звука. В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» преимущественно используется преимущественно цепное дыхание - для воплощения характера праздника.

В произведении «Ідзе, ідзе карагод» используются следующие виды дыхания:


  • По партиям (69 т. – Альт, 70 т. – Сопрано II, 71 т. – Сопрано I)

  • Общехоровое ( в конце каждой фразы)

Важное значение при пении имеет атака звука. При атаке звука не должно быть «подъездов» или шумовых призвуков, без glissando. В данном произведении атака звука твердая, что обеспечивается коротким вдохом, характером звуковедения – non legato, четкой дикцией.

Звуковедение на протяжении всего произведения – non legato, за исключением 23-30 тт., 54-57, 66-68 тт, что связано с колористическим приемом, передачей образа хоровода , нужно исполнять на legato (передается кокетство парней и девушек).

Окраска звука - яркая, что связано с характером произведения.

Ансамбль – один из главных элементов хоровой звучности.

В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» - существует естественный ансамбль, т.к. сохранены условия равномерного использования регистров каждой отдельной голосовой партии.

Частный ансамбль – очень важно чтобы исполнители в партии вместе и одновременно выполняли все нюансы и штрихи, т.к. это важно для передачи образа и настроения. Например, в 42-45тт. партия Альтов исполняет свою тему на staccato, а после, в 46-49тт. Сопрано I и II исполняют staccato.

Пример 12

Общий ансамбль – также немало важен в этом произведении, чтобы передать характер народного праздника, а также интонации речи парней и девушек, кокетство девушек и заигрывание парней с девушками. Например, в 1-ом куплете очень важно передать настрой и характер темы, чтобы все партии были сбалансированы и темброво и динамически.

Ритмический ансамбль – в этом произведении особых трудностей нет, что связано с жанровыми особенностями произведения. Здесь очень важно четко и одновременно пропевать восьмые, на протяжении всего произведения.

Динамический ансамбль – также немало важен, т.к. он передает общее настроение и характер все белорусской народной песни. Так, например, во вступлении очень важно сделать за 4 такта постепенное cresc., чтобы передать характер произведения, картину народного гуляния.

После, в 11, 13 тактах важно выстроить первый аккорд на f, а остальные на p, это колористический прием.

С 42 по 49 тт., где тему проводят сначала Сопрано, а затем Альты, важно чтобы тема исполнялась на mf и звучала по отношению к подголоску более ярче, чем создавалось впечатление переклички между Сопрано и Альтами (между парнями и девушками).


Припев необходимо исполнять на f, торжественно и весело, чтобы создавалось впечатление всеобщего праздника и веселья.

В коде особенно важными являются 62-65 такты, т.к. они исполняются на контрасте (по 2 такта) и также создают впечатление переклички.

Пример 13

Также с 66 по 68 тт. необходимо сделать постепенный уход (с f до p) – что создает колористический эффект в произведении.

Пример 14

И с 69 такта до конца произведения нужно исполнять на постепенном нарастании динамики и в конце прийти на ff, что создает постепенное включение все большего количества людей в действие хоровода и в конце прийти к всеобщему логическому завершения всего народного гуляния.

Дикционный ансамбль также играет очень важную роль для передачи настроения народного праздника.

Нужно четко исполнять и произносить все звонкие согласные в конце слов (напярод, карагод, ваявод), а также четко и немного утрированно произносить букву р в словахмаргаючы, карагод. Нужно хорошо и четко произносить сочетание – дз.

И вообще белорусский текст, манера его исполнения значительно отличается от манеры исполнения на русском языке, но все равно звук не должен быть открытым и плоским. Нужно следить на протяжении всего произведения, затем, чтобы звучание не было слишком плоским.

В тембровом ансамбле очень важны переклички парней и девушек, это создается за счет тембра альтов и сопрано. В 42 – 49 тактах и в самой коде (62-74 тт.).

Манера исполнения произведений на белорусском языке значительно отличается от манеры исполнения произведений русскоязычных, но все же звук не должен быть открытым и плоским.

Необходимый количественный состав хора – средний, но возможен и большой, для передачи массового народного гуляния. Исполнять эту обработку может как профессиональный, так и самодеятельный хор, очень важно передать картину народного белорусского гуляния.