ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Анализ хорового произведения
Белорусская народная песня
Обработка М. Корсака
«Ідзе, ідзе карагод» Содержание:
Общие сведения о произведении и его авторах………………….
Литературный текст………………………………………………...
Музыкально-теоретический анализ………………………………..
Вокально-хоровой анализ……………………………………………..
Исполнительский анализ………………………………………………
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………….
Приложение………………………………………………………………
Общие сведения о произведении и его авторах
Обработка белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод», была написана М. Корсаком.
Сведений о его творчестве не найдено.
Белорусские народные песни создавались народом. Беларусь издревле называлась песенным краем. Наш народ выражал в песне свои беды, радости, печали и надежды. В народной музыке сохранились мысли и чувства наших предков, поэтический строй их души, особенности мировоззрения. Своеобразно отражался в песне и национальный психологический склад белорусского народа.
Истоки белорусской музыкальной культуры восходят к музыке восточнославянских племен, к общей для белорусского, русского и украинского народов культуре Киевской Руси.
Древнейший песенный фольклор включает песни календарно-земледельческого (колядки, щедровки, масленичные, весенние, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, осенние) и семейно-обрядового циклов; распространены хороводные, игровые, плясовые песни. Для них характерны женская традиция исполнения, приуроченность ко времени и обстоятельствам, наличие устойчивых мелодических формул, присущих определенному жанру и общих для группы текстов, мелодическая вариантность; узкообъемные диатонические лады. Песни – одноголосные, в некоторых местностях бытует гетерофония. Основные типы напевов: декламационный (с четким ритмом) и распевно-импровизационный.
Первоначально основной функцией песни было лишь сопутствие трудовой деятельности. Однако постепенно, вместе с прогрессом материального производства и обогащением духовного мира людей, пение приобретало все большую устойчивость звуковысотной и ритмической структуры, интонационную и ладовую определенность, выразительную силу. Песня становилась важным элементом народных игр, плясок, обрядов. Со временем народная песня настолько глубоко проникла в сердца и души белорусского народа, что мы, стоящие на прошлом и смотрящие в будущее, неустанно ведем песню за собой, позволяя ей развиваться и сохранять лучшие свои черты.
Обработка белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» написана для трехголосного женского хора a’cappella
Литературный текст.
Ідзе ідзе карагод
Усе дзевачкі напярод
А хлопчыкі за намі
Маргаючы вачамі
Дзе карагод наш ходзіць
Там жыта ўсе родзіць
О тож карагод
О тож ваявод
У нашага карагода
Быў сын ваявода
О тож карагод
О тож ваявод
Ідзе карагод
Усе дзевачкі напярод
Дзе карагод не бывае
Там жыта вылягае
О тож карагод
О тож ваявод
У нашага карагода
Быў сын ваявода
О тож карагод
О тож ваявод
В обработке белорусской народной песни «Ідзе, ідзе карагод» перед нами предстает картина праздничного хоровода. Молодые парни и девочки веселятся и тем самым “закликают” хороший урожай
Хоровод – коллективное песенно-хареографическое действо: раздел народной танцевальной культуры. Представляет синкретическое единство песни с пластическим и игровым сопровождением. Относится к древнейшим хореографическим формам. Со временем Х. входил в бытовой репертуар.
Песня хороводная – термин, которым обозначаются разные по жанровым признакам произведения, исполняющиеся в хороводе.
Музыка в сочетании с литературным текстом создают яркую целостную картину белорусского праздника, а музыка полностью передает характер и настроение белорусского народа тех времен.
Примеры хороводных песен: “Ох, і сеяла Ульяніца лянок”, “Па рацэ гаголушка плывет”, “Па саду дзеука гуляла”, “Ды пахвалявауся хмель”, “Пасеялі дзеукі лен”, “Туман, туман пры даліне” - Антология белорусской народной песни.
Музыкально-теоретический анализ
Объем данного произведения – 74 такта.
Жанр анализируемого произведения – это обработка белорусской народной песни а’cappella.
Форма любого музыкального произведения подчиняется, прежде всего, содержанию. Форма данного произведения – куплетно-вариационная, со вступлением и кодой. Кода построена на материале вступления, только более развернута в динамическом плане. Куплетно-вариационная форма в данном произведении объясняется тем, что она характерна для народного творчества и белорусской народной песни в целом.
Вст. А В С В1 D(кода)
(1-4тт.) (19-35тт.) (36-49тт.) (50-61тт.) (62-74тт.)
а1 а2
(5-18тт.) (5-18тт.)
Вступление состоит из 4-х тактов – 1-го предложения.
1-ый куплет состоит из 2-х предложений, а второе предложение повторяется дважды (6+4+4). 2-ой куплет идентичен первому. Музыкальный материал полностью повторяется как в первом, так и во втором куплете.
Припев состоит из трех предложений и расширения (4+4+4+5).
3-й куплет состоит из 2-х предложений, а второе предложение повторяется дважды (6+4+4).в
2-ой припев состоит из 3-х предложений (4+4+4).
Кода не расчленяется, а представляет собой единое целое и ставит логическое завершение всего произведения.
В любом музыкальном произведении, наиболее выразительной является мелодия. В этом произведении характер темы: задорный, веселый, волевой, жизнерадостный. Мелодия очень мелодична, в строении мелодической линии заключена яркая изобразительность. Саму мелодию проводят то Сопрано, то Альты, что создает впечатление интонаций речи девушек и парней. Это элемент изобразительности.
Мелодия плавная, нет широких скачков.
Тесситура удобная для всех партий, что создает благоприятные условия для всех исполнителей (жанровая особенность).
Рабочим диапазонам сопрано следует считать ми-бемоль – ми первой октавы – си-бемоль второй октавы. Зона примарных звуков у сопрано находится в районе си – до первой октавы. Переходные ноты ми – фа первой октавы и ми-бемоль – фа-диез второй октавы. В данном произведении партия сопрано поют легко, т.к. удобные тесситурные условия, очень редко используются переходные ноты, движение плавное, поэтому партия сопрано звучат очень легко и звонко, полетно.
Пример 1
Рабочим диапазоном партии альтов можно считать соль (реже фа) малой октавы – ре (реже ми) второй октавы. Переходные ноты у альтов ми - фа-диез первой октавы и до – ре-диез второй. Партия альтов в данном произведении поет очень легко и естественно, так как очень удобные тесситурные условия для альтов в произведении, поэтому они звучат очень ярко и красиво
Пример 2
Наиболее употребительные длительности в произведении – восьмые и четверти; половинные используются только в каденциях. Это делает мелодию непрерывной, развивающейся, «стремящейся вперед».
Основной темп произведения – достаточно быстрый, но с 1 по 4 такты исполняется умеренно, это подразумевается характером белорусской народной песни, это вступление сначала подготавливает слушателя к действию, вводит в характер произведения, а затем (с 5-го такта) происходит само действие, которое очень яркое по своей натуре – хоровод парней и девушек.
Размер произведения – 2/4. И на протяжении всего произведения он не изменяется, это можно объяснить тем, что белорусской народной песни не свойственны сложные размеры.
Ритмический рисунок – восьмые, четверти, половинные, это тоже характерно для народного песенного творчества.
Нет темповых отклонений, за исключением конца фразы (с 33 по 35тт.) где идет общее замедление.
Основная тональность произведения G-dur, но в произведении есть отклонения (с 36-45тт.) в тональность C-dur, что придает мелодии определенный колорит в третьем куплете. Мажорная тональность тоже привносит определенный колорит в мелодию, и подразумевает уже жизнерадостный, светлый характер теме.
Потактовая схема гармонического анализа:
D D / T VI / II II43 / D / T / S T II2 / III6 D T / T / S T II2 / III6 D T / T64 T6 /
II6 III6 S6 II6 / T64 T6 / T6 III6 S6 II6 / T64 T6 / II6 III6 S6 II6 / T64 T6 / II6 III6 S6 II6 /