ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла
V в. До н. Э. {в дальнейшем в статье и комментариях даты, относящиеся ко
44, 54), И две трагедии, отделенные в творчестве Софокла примерно четырьмя
970 Ел.). Аргументом служит критерий, обращенный на объективную ценность
816 Делятся каждый на три реплики). Если этот прием и не является
198 Стихов (384-581), с Гемоном - 150 стихов (631-780), с Тиресием - 103
XVII в. Остается к Софоклу почти равнодушен. Из крупных имен надо
заподозрить в этом божественное вмешательство (278 ел.). Поэтому свою
знаменитую похвалу человеку хор начинает с двусмысленного высказывания:
"Много на свете страшных сил" - таково первое и основное значение
прилагательного δεινός. Как согласовать такое вступление с несомненно
положительной оценкой достижений человека? Ответ дает последняя строфа: если
человек почитает законы страны и правду, он высоко вознесен в государстве;
если же из дерзости творит недоброе, ему в государстве нет места (365-372).
Кого имеет здесь в виду хор - Креонта или Антигону? - вот вопрос, над
которым бьется уже не одно поколение ученых, привлекая к ответу на него и
современных Софоклу авторов, и более поздних - например, Платона и
Аристотеля. Однако не следует забывать, что зритель Софокла не только еще
слыхом не слыхивал про Платона и Аристотеля, но не знает даже и того, как
будут дальше развиваться события в трагедии. Поэтому слова хора звучат для
него достаточно двусмысленно, только усиливая ту тревогу и беспокойство,
которое уже породили в нем и решение Антигоны, и сообщение стража. Никаких
других функций эта песня хора не несет.
Что касается 2-го стасима из "Царя Эдипа" (863-910), то многие
исследователи склонны адресовать звучащее в нем осуждение гордыни не кому
иному, как самому Эдипу, - ведь он только что согласился с непочтительным
отзывом Иокасты о прорицателях и пророчествах (851 - 859), а в следующей за
стасимом сцене снова будет поддерживать ее в религиозном скепсисе (946-949,
964-988). Нельзя отрицать, что хор встревожен падением традиционного
благочестия (засвидетельствованным и другими источниками для первых лет
Пелопоннесской войны) и связывает с этим возможный упадок нравственности и
опасность возникновения тирании. Однако какое отношение имеет все это к
Эдипу? Никаких намеков на его тиранические замашки (насильственный захват
власти, жестокость и коварство, расплата злом за добро) или пресыщение
богатством до сих пор в трагедии не было (и не появится): хор до последнего
разоблачения будет стоять на стороне Эдипа и радоваться за него. Иное дело,
что хор вообще встревожен всем происходящим. В самом деле, Эдип стал
подозревать в себе убийцу Лаия, и это, конечно, очень грозное предположение,
но, если оно оправдается, значит, не осуществилось пророчество Аполлона, по
которому Лаию суждено было пасть от руки собственного сына, - ведь хор
по-прежнему считает Эдипа сыном коринфского царя Полиба. Где же правда? Хор
находится в смятении и ищет надежной опоры в вечных и незыблемых
божественных законах. Снова, как и в "Антигоне", стасим выдает
взволнованность и обеспокоенность хора, нужную Софоклу для создания на сцене
напряженной атмосферы. Если здесь и звучит "глас народа", то он только в
самой общей форме выражает озабоченность падением веры в богов, никого
конкретно не осуждая.
Говоря об эмоциональном назначении хоровых партий, обратим внимание еще
на такую их разновидность, как гипорхемы - собственно, "плясовые песни",
отличавшиеся от других песен хора более радостным настроением и,
соответственно, большей оживленностью. Софокл помещает их как раз на
переломе событий, перед катастрофой. Так, в том же "Царе Эдипе" хор с
радостью поддерживает надежды Эдипа на его божественное происхождение, -
наконец-то, в душу царя и фиванских старцев снизойдет покой! Но следующий за
тем допрос старого пастуха опрокидывает все ожидания и ведет дело к
трагической развязке. Точно так же - в "Аяксе": успокоенный обманной речью
своего вождя хор радуется его исцелению, - тотчас за этим является вестник,
предупреждающий о грозящей сегодня беде. Любовь к контрастам, замеченная
нами в изображении индивидуальных персонажей, распространяется и на партии
хора, который является своеобразным действующим лицом, чья роль чаще
сводится к эмоциональному комментарию хода событий, чем к непосредственному
в них участию.
Наконец наличие хора придает древнегреческой трагедии неповторимое
своеобразие в композиционном отношении. Нарастающий по ходу действия объем
хоровых партий мог создавать замедление сценического ритма, убывающий -
способствовал его ускорению. То же самое справедливо и для речевых сцен.
Искусно используя сочетание традиционного хорового и речевого элементов,
афинские драматурги строили в каждой трагедии композиционную структуру,
отвечающую основной ее задаче - осмыслению мира и места в нем борющегося и
страдающего человека.
9
Обращаясь к композиции трагедий Софокла, мы должны опять начать с того,
что он застал на афинской сцене, т. е. с краткого напоминания о структурных
приемах Эсхила.
Наиболее ранняя из достоверно датируемых эсхиловских трагедий - "Персы"
(472 г.) представляет образец композиции, которую можно определить как
фронтонную. В геометрическом центре пьесы находится хоровая песнь,
являющаяся центральной и для ее идейного замысла__ 1-й стасим, в котором хор
оплакивает поражение персидского войска при Саламине и предвидит последствия
этого для судьбы персидской монархии. Обрамляют трагедию две большие хоровые
партии, примерно равновеликие, - парод и эксод. В первом торжественно звучит
описание разноплеменного войска, поднятого в поход Ксерксом, и диковинные
имена его предводителей. Во втором появляются имена тех же полководцев, но
теперь уже погибших при Саламине, и трагедия завершается плачем хора с
участием вернувшегося домой Ксеркса. Между двумя большими хоровыми партиями
и центральным стасимом располагаются речевые эпизоды и новые лирические
сцены, так что в первой половине пьесы действие идет по нарастающей и
завершается развязкой в 1-ом стасиме, а во второй половине получает
истолкование из уст умершего персидского царя Дария, чью тень вызывает из
могилы его супруга.
В последнем произведении Эсхила - трилогии "Орестея" - фронтонная
структура, опирающаяся на три хоровые партии, либо преодолевается изнутри
динамикой сценического ритма трагедии (так обстоит дело в "Агамемноне"),
либо совсем отвергается (так - в "Хоэфорах", отчасти в "Евменидах"). В любом
случае главным носителем нравственной проблематики становится уже не хор, а
отдельные герои. В зависимости от того, под каким углом зрения они получают
освещение, три трагедии, входящие в "Орестею", могут быть охарактеризованы
различно. Первая - "Агамемнон" - построена как трагедия-поединок с двумя
противостоящими друг другу антагонистами. Вторая - "Хоэфоры" - представляет
собой трагедию-монодраму: в центре внимания драматурга - образ Ореста, к
которому направлены все остальные линии. (Преобладающая роль Ореста
подчеркивается и тем, что в течение примерно трех четвертей трагедии он
находится на сцене.) Последняя часть трилогии - "Евмениды" - может быть
названа трагедией-диптихом: ее заключительная четверть только внешне связана
с исходным пунктом сюжета - обвинением и оправданием Ореста. Основное же
содержание этих последних 270 стихов составляет конфликт между двумя
поколениями богов и их примирение.
Продолжение трех композиционных типов, намеченных Эсхилом в "Орестее",
мы найдем в сохранившихся трагедиях Софокла.
Структуре трагедии-диптиха больше всего соответствует "Аякс": первые
три пятых посвящены здесь судьбе главного героя, в остальных двух пятых
обсуждается вопрос о его праве на почетное погребение. Разумеется, без
позорного поступка и самоубийства Аякса не имела бы смысла и вторая часть
трагедии, но ясно, что разработка ее нравственной проблематики ("жить
прекрасно или вовсе не жить") завершается вместе с падением Аякса на меч.
"Антигону" и "Трахинянок" естественно отнести к типу трагедии-поединка,
предполагающего столкновение двух различных отношений к нравственному долгу.
В "Антигоне" эти два начала воплощаются в героях, приходящих в
непосредственное столкновение друг с другом на глазах у зрителей. В
"Трахинянках" носители двух противоположных этических принципов (эротическое
своеволие Геракла и преданность семейному очагу со стороны Деяниры) вовсе не
встречаются, но их несовместимость является главным двигателем действия и
источником трагического финала. В композиционном отношении обе трагедии
характеризуются тем, что развязка их оказывается сдвинутой далеко вправо от
"геометрического" центра.
С точки зрения чисто количественных пропорций в центре "Антигоны"
находится сцена Креонта с Гемоном, - несомненно, важная для уяснения
уязвимости позиции Креонта, но еще далекая от полного ее разоблачения,
которое наступает только в монологе Вестника (1154-1239), в середине
последней четверти трагедии. К катастрофе ведут последовательно три речевые
сцены, каждая из которых короче другой: спор Креонта с Антигоной занимает
198 Стихов (384-581), с Гемоном - 150 стихов (631-780), с Тиресием - 103
стиха (988-1090). Все более убыстряющийся ритм получает завершение в
кратчайшей сцене Креонта с корифеем (24 стиха, 1091-1114) - сопротивление
царя сломлено, и дело стремительно идет к развязке. Отсутствие Антигоны в
этих речевых сценах, равно как и в финале не делает трагедию двухчастной
наподобие "Аякса", так как все, что происходит после прощального коммоса
героини (и сам этот коммос), является результатом ее подвига.
Аналогично построены "Трахинянки". В количественном отношении
центральное место занимает в них группа из 3-го и 4-го эписодиев,
разделенных стасимом (531-820), причем сцены эти относятся друг к другу как
причина и следствие: в 3-ем эписодии Деянира передает Лихасу плащ, в 4-ом
делится с хором своими опасениями, подтверждение которым дает сообщение
Гилла. Между тем, о самоубийстве Деяниры мы узнаем значительно позже, в
конце третьей четверти трагедии, а разгадка судьбы Геракла, являющейся
следствием деяния Деяниры, наступит вовсе за 100 стихов до конца пьесы.
"Царь Эдип", "Электра" и "Эдип в Колоне" принадлежат к тому
композиционному типу, который мы охарактеризовали выше как монодраму.
Характерным признаком ее, как и в "Хоэфорах", является сосредоточение
внимания на главном герое, вынужденном принять и отстаивать важное решение.
В соответствии с этим он почти все время находится на глазах у зрителей; для
"Царя Эдипа" число стихов, во время которых главный герой пребывает на
сцене, составляет 77,5% всего объема трагедии, для "Эдипа в Колоне" - 87,4%,
для "Электры" - 93,4%. Что же касается композиционной структуры этих трех
трагедий, то она дает достаточно разнообразные решения.
Все попытки найти какие-нибудь симметричные количественные отношения в
построении "Царя Эдипа" остаются безуспешными. Кульминацией трагедии
является, несомненно, 4-й эписодии, в котором Эдип, только что
освободившийся от груза страшных предсказаний, приходит к концу своих
разысканий, и это постижение правды происходит в ст. 1142-1185, - позади уже
три четверти трагедии. Последняя четверть приносит развязку - рассказ
вестника о самоубийстве Иокасты и самоослепление Эдипа, затем появление
самого царя, беспощадно оценивающего свое прошлое и настоящее. Такого рода