ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла
V в. До н. Э. {в дальнейшем в статье и комментариях даты, относящиеся ко
44, 54), И две трагедии, отделенные в творчестве Софокла примерно четырьмя
970 Ел.). Аргументом служит критерий, обращенный на объективную ценность
816 Делятся каждый на три реплики). Если этот прием и не является
198 Стихов (384-581), с Гемоном - 150 стихов (631-780), с Тиресием - 103
XVII в. Остается к Софоклу почти равнодушен. Из крупных имен надо
Ореста. Затем от своей сестры она узнает о намерении Эгисфа убрать ее с глаз
долой, а в ожесточенном споре с матерью выплескивает все, что накопилось у
нее в душе. Известие о гибели Ореста повергает ее в полное отчаяние, еще
более усугубляемое отказом Хрисофемиды принять участие в мести. Последним
актом переживаний Электры становится ее монолог над урной, и нам остается
только восхищаться мастерством, с которым Софокл доводит образ до
драматической кульминации, но сущность трагического лежит здесь не в
столкновении какихто сил, имманентно присущих мирозданию, не в
противоречивости поведения человека, а в необходимости мобилизации его
душевных сил в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Одиночество героини,
непонимание ее окружающими, враждебность матери напоминают положение многих
других персонажей Софокла, но там их неукротимость и непреклонность
способствуют конечному торжеству объективной справедливости через приносимые
ими жертвы. В "Электре" разумность мироздания, олицетворяемая в божественной
воле, не подлежит ни сомнению, ни обоснованию, - внимание драматурга всецело
поглощает человеческая индивидуальность, вовлекаемая нелегким для нее путем
в процесс реализации поведения Аполлона.
Не возникает необходимости в доказательстве правоты Аполлона и в "Эдипе
в Колоне". Достаточно слепому скитальцу Эдипу открыть Фесею пророчество, во
исполнение которого его могила в священной роще Евменид будет служить вечным
залогом благоденствия для Афин, как Фесей принимает сторону изгнанника,
защищает его от Креонта и благочестиво провожает к месту последнего
упокоения. Конечно, и в этой трагедии, как в "Электре", есть вершинные
точки, в которых прорывается все еще бушующий темперамент Эдипа (его спор с
Креонтом или ответ Полинику), но назначение этих сцен - оправдать
изгнанника, а не ставить его снова лицом к лицу с его мрачным прошлым.
Насколько бескомпромиссно царь Эдип в более ранней трагедии признавал себя
виновным в невольных преступлениях и даже в своей исконной "нечестивости",
настолько же решительно Эдип, пришедший в Колон, эту ответственность с себя
снимает. Он выступает теперь не как "совершивший", а как "пострадавший",
"перенесший" много напрасных бед, и его оправдательный монолог перед
Креонтом (962-999) содержит полную программу освобождения от нравственной
ответственности. Аттическая трагедия, поднявшая огромный пласт общественного
сознания, охватившая глобальные противоречия мироздания и не один раз
задумывавшаяся над сложным положением человека в этом мире, завершает свой
исторический путь иллюзорным примирением героя с непознанными силами, в
борьбе с которыми он прежде утверждал свою подлинную сущность.
7
Проблематика трагедий Софокла не сводится, естественно, к изложению и
столкновению идей, - в конфликт вовлекаются живые люди, и для всех
сохранившихся трагедий можно установить некоторые сходные принципы в
художественном изображении персонажей.
Прежде всего, это стремление поэта к обобщенной нормативности героя,
непреклонного в достижении поставленной цели. Действующие лица Эсхила часто
представали перед зрителем в момент выбора решения - таковы Пеласг в
"Молящих", Этеокл в "Семерых против Фив", Орест в "Хоэфорах". В еще большей
динамике представлена еврипидовская Медея, неоднократно принимающая и
отбрасывающая уже принятое решение убить собственных детей, чтобы отмстить
Ясону. Софокла - за одним исключением, о котором речь пойдет ниже - не
привлекает в его героях процесс выбора решения. Они появляются в тот момент,
когда сложившаяся ситуация властно диктует им одну, единственно возможную
линию поведения. Таков Аякс: позорное избиение скота не оставляет ему иного
выхода, кроме самоубийства. Такова Антигона: гибель Полиника предопределяет
ее стремление похоронить труп брата, невзирая ни на какие запреты. Таковы
Электра и Филоктет в их неукротимой ненависти к обидчикам, таков Эдип в его
желании обрести себе последнее упокоение в Колоне и в непримиримости к
изгнавшим его сыновьям.
Даже если цель, на которую направлены усилия индивидуума, смещается,
это происходит незаметно для зрителя и не оказывает никакого влияния на
присущую герою целеустремленность. Так, царь Эдип сначала озабочен
выяснением причин моровой язвы и, узнав их, принимает энергичные меры, чтобы
парализовать неведомого преступника. Затем он с той же одержимостью сам ищет
след "древнего злодейства", который приводит его к неизбежному
самоопознанию, - и здесь, несмотря на усилия Иокасты и старого пастуха, Эдип
доводит расследование до трагического конца. Начальная ситуация в
"Трахинянках" не предполагает заранее вмешательства Деяниры в судьбу
Геракла, - но коль скоро оно становится, с ее точки зрения, необходимым,
Деянира без колебании прибегает к помощи мнимого приворотного зелья.
Сомнения одолевают ее уже после того, как плащ отправлен Гераклу.
Некоторое отклонение от общего правила представляет собой образ
Неоптолема, который и в самом деле изменяет своей прежней готовности
доставить Филоктета под Трою и возвращает ему лук. Однако и здесь не следует
преувеличивать психологическую глубину разработки образа: душевные муки
Неоптолема скрыты от зрителя, и только несколько раз встречающееся в его
речах слово "давно" (806, 906, 913, 966) указывает на длительное созревание
в его душе желания отвергнуть навязанную ему роль, причем этот отказ
свидетельствует не о рождении новой черты характера, а о возвращении
Неоптолема "к самому себе" (950), о сохранении им своей "природы" со всеми
заложенными в ней возможностями (1310).
Раскрывая личность своих героев в самый значительный момент их жизни,
Софокл, однако, не уделяет внимания их чисто индивидуальным чертам.
Проникновеннейший прощальный монолог Аякса вполне подобает благородному
мужу, воину и любящему сыну, но в нем нет ничего субъективного, что было бы
свойственно только этому герою. Трогательные жалобы Антигоны, не успевшей
насладиться радостями супружества и материнства, справедливо вызывают слезы
у достаточно сдержанного хора, но эти жалобы могла бы повторить любая
девушка, покидающая свет задолго до определенного ей срока. Зритель знает,
что Антигона обручена с Гемоном, знает о попытках юноши вмешаться в судьбу
осужденной, - сама Антигона ни чем не обнаруживает свои чувства именно к
этому жениху. Та же Антигона, решившись на погребение Полиника, и Электра,
готовясь взять на себя месть убийцам отца, пытаются обрести помощь в лице
Исмены и Хрисофемиды, обращаясь только к одному доводу: оказав им поддержку,
сестры обнаружили бы свою благородную природу и стяжали славу (Ан. 38; Эл.
970 Ел.). Аргументом служит критерий, обращенный на объективную ценность
поступка, а не какие-нибудь, только сестрам доступные воспоминания о
прожитых вместе днях детства и юности.
При всем том, скажет читатель, мы не спутаем Аякса с Антигоной и Эдипа
с Филоктетом, ибо каждый из них - своеобразная личность, законченная
индивидуальность. Читатель будет прав. Конечно, говоря об индивидуализации в
античном театре, мы не должны подходить к ней с мерками нового времени,
стремящегося запечатлеть в образе неповторимое сочетание отдельных черт
психического склада и внешнего облика человека. Последнее условие
неприменимо к античности хотя бы потому, что маска и костюм, которые носил
персонаж, подчеркивали как раз его принадлежность к определенному
социальному типу (царь, вестник и т. п.), а отнюдь не его индивидуальности
Но и античные драматурги, как мы уже видели, не были озабочены
воспроизведением всех нюансов психического облика героев. Какие же другие
средства были в распоряжении Софокла, если он хотел достичь и достигал
своеобразия своих персонажей?
Первое из этих средств - уникальность ситуации, в которую поставлены
его герои.
Любая девушка, приговоренная к смерти, будет оплакивать свое
несостоявшееся жизненное призвание, но далеко не любая согласится под
страхом смерти нарушить запрет царя. Любой царь, узнав об опасности,
грозящей государству, примет меры к ее предотвращению, но далеко не всякий
царь должен при этом оказаться тем самым виновником, которого он ищет.
Всякая женщина, желая вернуть себе любовь мужа, может прибегнуть к
спасительному зелью, но отнюдь не обязательно, чтобы это зелье оказалось
смертельным ядом. Любой эпический герой будет тяжело переживать свое
бесчестие, но вовсе не каждый может быть повинен в том, что вверг себя в
этот позор из-за вмешательства божества. Другими словами, каждый сюжет, хоть
и заимствованный из мифа, Софокл умеет обогатить такой "подробностью",
которая необыкновенно расширяет возможности для создания необычной ситуации
и для проявления в ней всех качеств героя.
Другое средство индивидуализации образа - противопоставление герою
персонажа, контрастирующего с ним либо чертами характера, либо ^ровней
знания.
По первому принципу создан контраст между Антигоной и Исменой. Первая -
воплощенная решимость действовать, беззаветное служение долгу; вторая -
покорность власть имущему, склонность к компромиссу, И даже когда Исмена
готова пойти на смерть вместе с Антигоной, подлинная героиня не нуждается в
этой жертве: свой груз ответственности она не хочет с кем бы то ни было
делить. Более наступательную позицию занимает в "Электре" Хрисофемида. Она
не только, как Исмена, не находит в себе сил для мести убийцам отца, но и
всячески стремится отвратить от нее сестру. Ясно, что одержимость Электры
обрисовывается на этом фоне еще ярче.
Между царем Эдипом и Иокастой нет такого различия в характере, как
между названными выше сестрами. Преданная царю супруга, понимая его
состояние, хочет внести успокоение в его смятенную душу; для этого у нее
находятся и ласковые слова, и разумные доводы. Но вот наступает момент,
когда человеческая речь не может вместить в себя страшную истину, и Иокаста
способна только просить Эдипа о прекращении расследования. Царь остается
глухим к ее мольбам, они представляются ему препятствием на пути к правде,
которое не заслуживает внимания, - в столкновении истинного знания,
открывшегося Иокасте, и мнимого знания, увлекающего за собой Эдипа,
достигает высшего предела неповторимость той трагической ситуации, в которой
находится герой.
К сюжетообразующим средствам индивидуализации персонажей присоединяются
у Софокла и отнюдь не случайные стилистические приемы.
Жизненное кредо героя в драме раскрывается, как правило, в монологах,
построение которых и даже объем могут многое сказать о человеке. Так,
например, в "Антигоне" на долю заглавной героини приходится, если не считать
ее прощального коммоса, один небольшой монолог (450-470), на долю Креонта -
пять, общим объемом в 165 стихов. Как видно, новый царь любит поговорить и
любит, чтобы его слушали. По содержанию три из его пяти монологов отличаются
достаточной эмоциональностью, поскольку царь встречает противодействие своим
замыслам и стремится его преодолеть. Два же других монолога представляют
собой набор общих мест и бесспорных истин (162-210, 639-680), которым сам
Креонт, кстати, не очень следует.
При этом важно не только то, что говорят Креонт и Антигона, но и как
они это говорят. Спокойный, уверенный в себе Креонт строит речь из