ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
В.Н.Ярхо. Трагический театр Софокла
V в. До н. Э. {в дальнейшем в статье и комментариях даты, относящиеся ко
44, 54), И две трагедии, отделенные в творчестве Софокла примерно четырьмя
970 Ел.). Аргументом служит критерий, обращенный на объективную ценность
816 Делятся каждый на три реплики). Если этот прием и не является
198 Стихов (384-581), с Гемоном - 150 стихов (631-780), с Тиресием - 103
XVII в. Остается к Софоклу почти равнодушен. Из крупных имен надо
("Трахинянки", "Филоктет"), либо излагали достаточно тривиальные мысли: "Что
случилось, того не избегнуть" (ЭК.). Что по своей философской глубине эти
высказывания сильно уступали тому изображению человеческих страстей,
прозрений и заблуждений, которое только что прошло перед потрясенным
зрителем, ясно каждому непредубежденному читателю. Эти несколько стихов - не
больше, чем закрепление достигнутой к финалу трагедии разрядки, своего рода
формула, показывающая, что все узлы развязались и действие драмы кончилось.
Придавать этой формуле какое-нибудь мировоззренческое значение - напрасный
труд.
Не найдем мы никакой идейной глубины и в другом назначении корифея, -
комментировать происходящий на его глазах обмен монологами или репликами
между действующими лицами. Вот Креонт излагает перед Гемоном свои взгляды на
детей и их взаимоотношения с отцами, и корифей резюмирует: все это весьма
разумно. Затем в ответ отцу Гемон уважительно, но твердо опровергает все
доводы Креонта, и корифей снова заключает: и это верно. Иногда соображения
корифея могут быть и более весомы: так, его тревожит безмолвный уход Иокасты
(в "Царе Эдипе") и Евридики (в "Антигоне"), и он обращает на это внимание
соответственно Эдипа и вестника; в первом случае Эдип игнорирует
предостережение корифея, во втором - вестник признает его справедливость, -
результат один и тот же. Правда, Эдипа слова корифея заставляют занестись
еще выше в мечтах о своем происхождении, и эта его надежда резко
контрастирует в глазах зрителя с известной ему правдой о рождении Эдипа, -
реплика корифея вносит свой вклад в ту атмосферу двусмысленности, которой
окутано все расследование Эдипа, и таким образом сам корифей выступает как
одно из действующих лиц драмы, отнюдь не наделенное судейскими полномочиями.
Может быть, однако, задача "нравственной цензуры" возлагается на хор в его
полном составе? Попробуем проверить и это представление.
Заметим прежде всего, что хор обычно составляется не из каких-то
абстрактных представителей народа, а из лиц, достаточно тесно связанных с
героями трагедии.
Ближе всего эта связь в "Аяксе", где позорный поступок главного
действующего лица и его ожидаемое самоубийство могут самым непосредственным
образом отразиться на положении саламинских воинов, приведенных им под Трою.
В "Электре" и "Трахинянках" участь главной героини не связана так близко с
судьбой хора, составленного из ее подруг - местных женщин, но в силу
естественной женской солидарности они достаточно близко принимают к сердцу
все повороты действия, а в "Электре" к тому же явно разделяют с девушкой ее
жажду мести. В "Царе Эдипе" и в "Антигоне" хор состоит из фиванских старцев,
и хотящий там, ни здесь он не замешан непосредственно в события,
происходящие в доме фиванских царей, его традиционная лояльность по
отношению к своим владыкам вызывает в нем глубокую заинтересованность в их
судьбе, опасения за них, радость и сочувствие. Роль хора в "Филоктете" -
достаточно служебная: составляющие его мирмидонские воины явились на Лемнос,
сопровождая своего молодого предводителя Неоптолема, и их дело - следовать
его приказам. Впрочем, и здесь они поддерживают Неоптолема в его
благожелательном отношении к больному Филоктету и проникаются к нему
сочувствием. Самая широкая дистанция, своего рода полоса отчуждения
пролегает поначалу между хором и героем в "Эдипе в Колоне": в запятнанном
невольными преступлениями чужестранце селяне из Колона видят угрозу
благочестивой неприкосновенности священной для них рощи Евменид. Но стоит
афинскому царю Фесею признать справедливость притязаний Эдипа на последнее
упокоение в этой самой роще, как хор занимает по отношению к страннику явно
сочувственную позицию, пытаясь защитить его от насилия со стороны Креонта,
радуясь возвращению ему захваченных дочерей и соболезнуя им в потере отца.
Как видим, уже самый выбор хора во всех трагедиях Софокла исключает
возможность с его стороны осуждения героев, занимающих, как правило, более
высокое социальное положение и соединенных с хором нитями вполне объяснимой
привязанности. О чем же может петь в таких условиях хор?
Возьмем для ответа на этот вопрос самую раннюю из дошедших трагедий
Софокла - "Аякса" и самую позднюю - "Эдипа в Колоне". Интервал между ними,
вероятно, в полстолетия, и, сравнивая роль хора в них, мы, может быть,
найдем какую-нибудь эволюцию в его положении. К тому же, как мы уже
отмечали, хор в "Аяксе" теснее всего связан с главным героем, хор в "Эдипе в
Колоне" больше всего ему противостоит. Итак, чем заняты мысли хора в этих
трагедиях?
Вступительные анапесты корифея в "Аяксе" содержат своего рода сюжетную
параллель к прологу: там зритель уже слышал разговор Афины и Одиссея, видел
самого безумствующего Аякса; здесь он видит его подданных, озабоченных
разнесшимися по лагерю слухами, и вдобавок слышит из уст корифея рассуждение
отвлеченного характера о том, как зависть преследует людей выдающихся и как
мало значит толпа, лишенная храброго предводителя. В примыкающей к анапестам
небольшой лирической партии хор ищет причину поведения Аякса, высказывая
обычную в греческой поэзии мысль, что впасть в безумие человек способен толы
в том случае, если его послало враждебное божество. Получив затем от
Текмессы подтверждение своим опасениям, хор в очередной паре строф предвидит
серьезные последствия происшедшего и для Аякса и для себя. Далее следует
подробный рассказ Текмессы о событиях минувшей ночи и появление прозревшего
Аякса, мечтающего о своей скорой смерти. Корифей, как обычно, комментирует
все происходящее в немногословных репликах, служащих своего рода мостиками
между монологами. Наконец, оставив свое завещание сыну, Аякс удаляется в
шатер. Наступает время для хоровой песни - первого стасима. Содержание его -
воспоминания о родном Саламине, усталость от многолетней осады Трои,
сожаление об Аяксе и его престарелых родителях, которым суждено пережить
сына.
Короткий 2-ой эписодий составляет знаменитая "обманная" речь Аякса,
дающая хору основание надеяться на его выздоровление. Соответственно второй
стасим полон радостного возбужденья; саламинские ратники призывают Пана и
Диониса, Аполлона и Ареса, и самого Зевса даровать благой исход планам
Аякса. Радостная песнь хора создает резкий контраст к следующему за ней
рассказу вестника, - Аяксу грозит сегодня смертельная опасность.
Разделившись на две половины, хор отправляете на розыски Аякса, но успевает
только к печальной развязке. Хор, естественно, оплакивает участь погибшего
героя и сочувствует его близким, а в возникающем затем споре Менелая с
Тевкром корифей недвусмысленно принимает сторону последнего.
Наконец, в третьем стасиме хор снова высказывает свою тоску по родине и
утомление от безнадежной осады Трои и порицает того, кто первым в Элладе
подал пример жестокой войны, - достаточно частое для древнегреческой мысли
убеждение, что все блага и горести человеческого рода имели когда-то своего
"первооткрывателя".
Если мы захотим теперь одним словом определить роль хора в "Аяксе", это
будет соучастие - постоянное, ни на минуту не прекращающееся сознание своей
тесной связи с главным героем и лирический комментарий к его и к своей
судьбе, далекий от каких бы то ни было попыток осуждать Аякса.
Структура партий хора в последних трагедиях Софокла существенно
меняется, - в первую очередь это касается парода, который из замкнутого
хорового целого превращается в коммос - лирическую партию участием с актера.
Так обстоит дело в "Электре" и в "Филоктете"; так построен парод и в "Эдипе
в Колоне". Хор аттических старцев, появляясь с тревожной мыслью о
чужестранце, посмевшем осквернить своим присутствием рощу Евменид, скоро
встречает его самого, и парод складывается из лирических строф хора в
чередовании с репликами Эдипа и Антигоны. Содержание его - самое конкретное:
сначала хор требует, чтобы слепец вышел за пределы священной рощи; затем,
узнав его имя, хочет и вовсе изгнать Эдипа из своей земли.
Следующая партия хора, отделенная от предыдущей примерно тремя сотнями
стихов, - снова небольшой коммос (510-548): хор хочет узнать от самого
Эдипа, справедливы ли идущие о нем слухи, и убеждается в их основательности.
После сцены Эдипа с Фесеем хор исполняет, наконец, свою первую
самостоятельную партию, знаменитый первый стасим - прославление Афин. Всю
любовь к родной стране, впитанную с молоком матери и крепнущую в человеке с
каждым десятилетием его жизни, вложил Софокл в эти две пары строф, отнюдь не
лишних и по ходу действия трагедии: для просветленной смерти прощенного
богами Эдипа трудно найти более благодатное место, чем святая роща в Колоне,
место почитания Диониса и Персефоны, Афины и Посидона.
В сцене Эдипа с Креонтом хор активно вмешивается в защиту скитальца:
вкрапленный в речевую ткань небольшой коммос задерживает Креонта, давая
время подоспеть Фесею. И когда афинский царь отправляется выручать дочерей
Эдипа, хор в своем втором стасиме мысленно сопровождает афинскую рать,
призывая ей на помощь могущественных богов.
Третий стасим на первый взгляд не находится в такой непосредственной
связи с содержанием трагедии, как предыдущий: здесь хор размышляет о тяготах
неотвратимо приближающейся к человеку старости; звучат и мрачные мотивы
("высший дар - нерожденным быть"), столько раз использованные в
доказательство пессимизма Софокла. Не следует, однако, забывать, что этот
стасим, во-первых, сложен девяностолетним поэтом, а, во-вторых, - и это
самое главное, - завершается эподом, обращенным к судьбе Эдипа: в него
отовсюду бьют волны страданий, и для него смерть - желанное избавление.
Таким образом, и третий стасим оказывается достаточно закономерно включенным
в содержание и смысл трагедии о последнем дне царя Эдипа.
В полной мере приложима эта оценка и к очередному коммосу (1447-1499):
при виде сверкающих молний и при ударах грома хор испытывает вполне
объяснимый страх, но и надежду, что эти знамения - признак исполнения
пророчества, ранее сообщенного Эдипом: его могила будет вечно служить
защитой аттической земле.
Подобно тому, как во втором стасиме хор мысленно следил за путем
афинского войска, так теперь в последнем, четвертом стасиме хор напутствует
Эдипа мольбой к подземным владыкам: пусть они ласково встретят страдальца и
даруют ему вечный покой. Впрочем, остается еще заключительный коммос, в
котором главное место занимают сольные арии оплакивающей отца Антигоны, а
хор добавляет к ним только краткие слова сочувствия и утешения.
Отличается ли по своему назначению роль хора в "Эдипе в Колоне" от его
роли в "Аяксе"? Едва ли мы найдем существенную разницу, - и в последней
трагедии Софокла хор такое же действующее лицо, принимающее самое близкое
участие в судьбе невинного страдальца, как и в "Аяксе". Оценка Аристотеля
остается, по-видимому, справедливой для всего творчества Софокла.
Однако, возразит нам, может быть, читатель, есть ведь в дошедших до нас
трагедиях хоровые партии и отвлеченного содержания, явно несущие в себе
осуждение человеческой гордыни, - как, например, 1-ый стасим в "Антигоне"
или 2-ой - в "Царе Эдипе". Не слышен ли здесь в полную меру "глас народный"?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, нельзя вырывать отдельно взятую хоровую
песнь из общего контекста трагедии, - надо посмотреть, каково ее назначение
в содержании драмы, в развитии действия.
Первый стасим "Антигоны" (332-375) звучит в тот момент, когда (хор
находится в состоянии удивления, граничащего со страхом: в Фивах творится
что-то непостижимое. Не успел царь отдать приказ, запрещающий хоронить
Полиника, как тело уже оказалось погребенным, причем на земле не осталось
следа ни от ноги человека, ни от колесницы (249252), - хор даже склонен