ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

p(qr); 2.10.

(pq)r, p(qr); 2.11.

(p q)r, p (qr); 2.12. (p q)r,

p (qr); 2.13.

(p q)r, p (qr);

2.14. (pq)r, p(rq); 2.15.

(pq) r, p(rq); 2.16. (pq)r, (qr)p; 2.17. (p q)r, p(qr);

2.18. p(q r), (pq) r; 2.19.

(pq) r,

p (rq); 2.20.

(pq)r, p(qr); 2.21. (p q)r,

p(rq);

2.22. p(q r),

(q r)p; 2.23. p(qr), (pr)q; 2.24. (pq)r,

q(r p); 2.25.

p(qr), (pr)q; 2.26. (pq)

r, q(p r);

2.27. (pq)r,

(pq) (pr); 2.28. (p q)r, (p q)(p r); 2.29. (pq) r, (pq) (rp); 2.30. p(qr), (pq)(r p).

Упражнение 3. Определить, в каком отношении находятся следующие сложные суждения.

Об р а з е ц: “Волки и овцы - не друзья”; “Если волки и дружат

совцами, то овцы не дружат с волками”.

-1. Определяем состав суждений: п е р в о е - р1: “Волки не друзья овцам”; q1: “Овцы не друзья волкам”. В т о р о е - р2: “Волки дружат с овцами”; q2: “Овцы не дружат с волками”. Очевидно, что

p1p2 и q1q2.

-2. Составляем структурные формулы суждений: п е р в о е - р q, в т о р о е - рq.

-3. Определяем логическое отношение между суждениями путем построения совместной таблицы истинности по упрощенной схеме.

р

 

q

 

р

 

q

 

р q

р q

 

 

 

и

и

и

л

и

и

и

 

и

и

и

л

л

л

и

и

л

 

и

л

л

л

и

и

л

и

и

 

л

и

л

л

л

и

л

л

л

 

л

л

(1)

(3)

(2)

(4

(1

(5

(2)

 

 

 

 

 

 

)

)

)

 

 

 

 

Вывод: суждения находятся в отношении подчинения.

3.1. “Овощи и фрукты - отличные продукты”; “Овощи, но не фрукты - отличные продукты”. 3.2. “Москва, Киев и Минск - столицы новых независимых государств”; “Если Киев и Минск - столицы новых независимых государств, то Москва - столица старого независимого государства”. 3.3. “Эта птица - петух или курица, или гусь”; “Если эта птица - петух или курица, то она не гусь”. 3.4. “Если страус не летает, то индюк не бегает”; “Страус не летает, а индюк и гусь - не бегают”. 3.5. “Крокодилы и бегемоты живут в Африке”; “Если крокодилы живут в Африке, то бегемоты и гориллы также живут в Африке”. 3.6. “Эта кни-

71


га написана Ивановым или Петровым, либо ими обоими в соавторстве”; “Если Иванов - автор данной книги, то Петров не является автором книги, либо она написана ими в соавторстве”. 3.7. “Андрей ходил в кино один, либо с другом, либо не ходил вовсе”; “Андрей не ходил в кино, если его друг не пошёл в кино с ним”. 3.8. “Люди бывают умными, глупыми и очень глупыми”; “Если человек глуп, то он не умён и не очень глуп”. 3.9. “В России не будет бедных и богатых - будут богатые и очень богатые” (А.Неверов); “Если в России будут богатые, то будут и бедные”. 3.10. “Всякий, кто не знает геометрии, - необразован и ограничен”; “Человек может быть образованным и начитанным, даже не зная геометрии”. 3.11. “Атеисты и агностики не веруют в Господа Бога”; “Если атеист или агностик верует в Господа Бога, то он не агностик и не атеист”. 3.12. “Если политик не умеет связно выражать свои мысли, то это не политик”; “Этот политик заикается и не умеет связно выражать свои мысли”. 3.13. “Признание вины равнозначно раскаянию”; “Если подозреваемый признал свою вину, но не раскаялся в содеянном, значит, он темнит или устал”. 3.14. “Я мыслю, следовательно, существую” (Р.Декарт); “Мышление и существование не исключает завывания”. 3.15. “Люди страдают от болезней, если они больны или мнительны”; “Больные и мнительные частно страдают от болезней”. 3.16. “Цветы и листья опадают осенью и зимой”; “Цветы и листья опадают осенью или зимой”. 3.17. “Этот человек глуп, т.к. он ещё на чтото надеется”; “Этот человек умён, т.к. не надеется уже ни на что”. 3.18. “Если Вы проснулись утром и у Вас ничего не болит, значит, Вы умерли” (М.Твен); “Я проснулся утром, когда у меня заболела нога”. 3.19. “Всё в жизни вызывает у оптимиста чувство глубокой радости, а у пессимиста - печаль”; “Если человека ничего не печалит и не радует, значит, он не пессимист и не оптимист”. 3.20. “Некоторые грибы ядовиты, а некоторые - нет”; “Поскольку некоторые грибы могут оказаться ядовитыми, их лучше вообще не есть”. 3.21. “Врач, который не оказывает помощь больному, преступник”; “ Преступник, оказывающий помощь больному, врач”. 3.22. “Это - человек, который ходит на руках”; “Это человек, который передвигается без использования ног”. 3.23. “Скрипка и виолончель - струнные музыкальные инструменты”; “Скрипка и виолончель - струнные музыкальные инструменты, а гобой - нет”. 3.24. “Гений - это человек, превосходящий способностями всех прочих людей”; “Гений - это человек, способный на то, на что не способны остальные”. 3.25. “Лопух и полынь - сорные растения”; “Полынь - трава, а “Лопух” - обидное прозвище”. 3.26. “Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, ленинградский почтальон!”

72


(А.Барто); “Если ко мне стучат в дверь, значит, это ленинградский почтальон с толстой сумкой на ремне”. 3.27. “Сорока, ворона и гусь - домашние птицы”; “Гусь - домашняя птица, а сорока и ворона - дикие”. 3.28. “Тот не ведает истинного пути, кто идёт по ложному”; “Даже если человек знает истинный путь, он всё равно идёт по ложному”. 3.29. “Не всякий знает грамматику, но многие пытаются чего-то сочинять”; “Если писатель не знает грамматики, ему не место в литературе”. 3.30. “Эта книга - с рисунками и картинками”; “Эта книга с рисунками, но без картинок”.

73

Глава 3. У М О З А К Л Ю Ч Е Н И Е. 3.1. Определение, виды и структура умозаключения.

Умозаключение (рассуждение, силлогизм) - это система утверждений (суждений), в которой одно суждение (вывод) является или, во всяком случае, должно являться следствием других (посылок); иными словами, умозаключение представляет собой логическую форму получения выводного знания.

Умозаключение даёт истинное заключение (вывод) только в том случае, если исходные посылки истинны и соблюдены особые прави-

ла вывода.

По характеру связи между посылками умозаключения делятся на

дедуктивные, индуктивные и аналогию. Дедуктивное умозаключение - это логический переход от общего знания к частному, при котором истинность посылок и соблюдение правил вывода всегда приводит нас к достоверному знанию. Индуктивное умозаключение - это логический переход от частного знания к общему, при котором истинность посылок и соблюдение правил вывода не обязательно приводит нас к достоверному знанию. Умозаключение по аналогии - это логический переход от частного знания к частному; выводы по аналогии также не достоверны.

По количеству посылок умозаключения делятся на непосредственные (только одна посылка) и опосредованные (более одной посылки).

Контрольная работа № 14.

Упражнение 1. Выявите посылки и выводы в приведенных умозаключениях, определите вид умозаключения, сделайте вывод, если он отсутствует.

О б р а з е ц: “Все рыбы дышат жабрами. Все окуни - рыбы. Следовательно, все окуни дышат жабрами”. Посылки: 1). Все рыбы дышат жабрами; 2). Все окуни - рыбы. Заключение (вывод): Все окуни дышат жабрами. Это дедукция - новое знание получено путем перехода от общего к частному.

74


1.1. Лица, занимающиеся спекуляцией, привлекаются по закону к ответственности. Петров занимается спекуляцией. Значит, он может быть привлечён к ответственности. 1.2. Сидоров привлечен к ответственности. Лица, занимающиеся спекуляцией, привлекаются по закону к ответственности. Возможно, Сидоров занимался спекуляцией. 1.3. Петров занимался спекуляцией и был привлечён по закону к ответственности. Сидоров также был привлечён по закону к ответственности. Возможно, Сидоров занимался спекуляцией. 1.4. Все углероды горючи. Алмаз - углерод. Следовательно, он горюч. 1.5. Возможно, все углероды горючи, потому что алмаз углерод и он горюч. 1.6. Алмаз углерод и он горюч. Графит - тоже углерод. Возможно, графит горюч. 1.7. Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. Иванов не достиг совершеннолетия. Значит... 1.8. Иванов не может быть представителем сторон в суде. Иванов не достиг совершеннолетия. Возможно, что все лица, не достигшие совершеннолетия, не могут быть представителями сторон в суде. 1.9. Иванов не достиг совершеннолетия и не может быть представителем сторон в суде. Васильев также не может быть представителем сторон в суде. Возможно... 1.10. Некоторые офицеры имеют боевые награды. Все офицеры - военнослужащие. Следовательно... 1.11. Майор Кузнецов имеет боевую награду. Майор Кузнецов - военнослужащий. Возможно... 1.12. Майор Кузнецов имеет боевую награду. Военнослужащий Быков также имеет боевую награду. Возможно... 1.13. Супруги должны поддерживать друг друга. Н. и П. - супруги. Значит, Н. и П. должны поддерживать друг друга. 1.14. Н. и П. - супруги. Н. и П. поддерживают друг друга. Возможно... 1.15. Н. и П. - супруги, и они поддерживают друг друга. Х и Y - также супруги. Возможно... 1.16. Для выступления на общеинститутской конференции подготовились шесть студентов. С. выступил на пленарном заседании. A, B, D и Е выступили на секции гуманитарных наук. Итак, все студенты выступили на конференции. 1.17. На секции и на пленарном заседании конференции выступило шесть студентов. На секции выступило пять студентов. Следовательно... 1.18. С. выступил на секции и на пленарном заседании. А. выступил на секции. Возможно... 1.19. Обвиняемые имеют право на защиту. Фёдоров - обвиняемый. Следовательно... 1.20. Обвиняемые имеют право на защиту. Фёдоров также имеет право на защиту. Возможно... 1.21. Фёдоров - обвиняемый. Фёдоров имеет право на защиту. Возможно... 1.22. Студенты нашей группы получили зачёт по ветеринарии. Иващенко зачёта не получил. Следовательно... 1.23. Крутов - студент нашей группы. Крутов получил зачёт по ветеринарии. Возможно... 1.24. Павлов - не студент нашей

75


группы и не получил зачёта по ветеринарии. Пыжов также не студент нашей группы. Возможно... 1.25. Пропаганда войны - государственное преступление, а государственные преступления наказуемы. Следовательно... 1.26. Пропаганда войны - государственное преступление. Пропаганда войны наказуема. Возможно... 1.27. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными. Эти суждения противоречат друг другу. Следовательно... 1.28. Ни в одной демократической стране не разрешается пропагандировать фашизм. Россия - демократическая страна. Следовательно... 1.29. Россия - демократическая страна. В России запрещена пропаганда фашизма. Возможно... 1.30. Россия - демократическая страна и в ней запрещена пропаганда фашизма. Кувейт не является демократической страной. Возможно...

Упражнение 2. Привести пример умозаключения, соответствующего следующей объёмной диаграмме (термин 1 фиксирован):

1

23

Об р а з е ц: 1 - “курильщики”. Используем следующую понятийную схему: 2 - “курящие сигареты”, 3 - “курящие папиросы”.

Строим дедуктивное умозаключение: “Все курящие сигареты - курильщики. Некоторые курящие сигареты - курят папиросы. Некоторые, а может быть и все, курящие папиросы - курильщики.”

2.1. чабан; 2.2. чиж; 2.3. чукча; 2.4. чех; 2.5. чеснок; 2.6. чемодан;

2.7.червяк; 2.8. черешня; 2.9. челнок; 2.10. человек; 2.11. чашка; 2.12.

чад; 2.13. чахотка; 2.14. чан; 2.15. чревоугодник; 2.16. членовредитель; 2.17. честь; 2.18. членистоногое; 2.19. чудо; 2.20. чудовище; 2.21. чулок; 2.22. чулан; 2.23. чума; 2.24. чурбан; 2.25. чайник; 2.26. чайка; 2.27. чистоплюй; 2.28. чистоган; 2.29. чердак; 2.30. чехол.

Упражнение 3. Построить умозаключение по следующей схеме. Сделать вывод.

О б р а з е ц: Все M есть Р; Все S есть М... Используем следующую систему понятий: S - отец, М - мужчина, Р - человек. Строим

76