ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 3124
Скачиваний: 2
У атомистов (Демокрит, Левкипп) первоначалом являлись атомы в пустоте. В мире есть цель (идея), и атомы соединяются друг с другом в результате цели. У всего в мире есть причина. Существуют первичные и вторичные (вкус, цвет) качества вещей. Источник движения – душа, состоящая из атомов.
Весь материальный мир состоит из атомов; атом неделим; томы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.); атомы находятся в вечном движении;
Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.
6.Философские взгляды софистов
Софисты (sofist означает «учитель мудрости»), Протагор, Гордий, Диппий, Пол, Фросемах. Они сделали поворот к изучению человека, попытались изучить его душу, мышление, разраб.правила языка и логики, читали лекции на площадях, обучали риторики, часть софистов стала брать деньги за обучение, за деньги «натаскивали» провинившихся: играли словами, меняли знаки препинания, могли очень быстро говорить, умалчивали первостепенные факты, преувеличивать второстепенные факты, переносили признаки одного явления на другое.
Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.
Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;
Протагор говорил: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение (отсутствие объективных истин и абсолютных ценностей)
В наше время термином «софистика» называют искусство употребления в полемике ложных доводов, хитростей, уловок, основанных на преднамеренном нарушении законов формальной логики.
Очень известный софизм гласит: «У этой собаки есть дети, значит, она является отцом. Но так как она твоя собака, то значит, она твой отец. Кроме этого, если ты бьешь собаку, то ты бьешь отца».
Чем больше я пью, тем больше у меня дрожат руки, чем больше у меня дрожат руки, тем больше я проливаю водки. Следовательно чем больше я пью - тем меньше я пью.
Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего
В некой деревне, где жил единственный парикмахер-мужчина, был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя?
Как будто не может, поскольку это запрещено указом.
И вместе с тем, если он не бреет себя, значит, попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить.
Современные софисты, прежде всего, - специалисты по пиару. Работа, которых заключается в навязывании обществу тех или иных политических деятелей. Политики, как правило, имущие граждане, на деньги, добытые нечестным или относительно честным путем, закупают средства массовой информации или эфирное время и посредством софистов методично внушают людям свое виденье решения жизненных проблем. Убеждают общество в том, что только они могут эффективно управлять обществом и, что альтернативы им нет и быть не может.
Во время предвыборных компаний никто не борется за истину, борются за голоса избирателей; борьба идет между софистами, упражняющимися в красноречии .
7.Учение Сократа о добродетелях. Диалоги Сократа
В философии произошёл перенос внимания с изучения природных процессов на человека и общество, что особенно ярко проявилось в деятельности Сократа.
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Он избрал путь ведения диалога, спора с целью выяснения истины, его интересовала объективная истина.
Сократ беседовал о сущности человека, которая заключается в разумной деятельности его души. Человек не должен быть управляем страстями и аффектами. Человек должен следовать добродетелям. Сократ обладал редким искусством спора.
Добродетель-то, что приносит человеку пользу и способствует саморазвитию. Главные Добродетели: мужество, /человек должен смело смотреть правде в глаза и не бояться её говорить/, справедливость , умеренность, уважение достоинства /никогда не говорил «Вы не правы»; «Безобразие», употреблял фразы «Давайте разберемся вместе», учил признавать ошибки/, сохранение чести, умение помогать человеку достигать цели. Сократ учил, что такое добро и зло, как они соотносятся, как искоренять зло. Злые поступки человек совершает не потому, что он зол от природы, нет, от природы он нейтрален, а потому, что чел не знает, что такое добродетель. Сократ разраб. Учение о знании, знание тождественно добродетели. Если человек совершил проступок или преступление => он должен нести заслуженную кару (опред.суд, но суд не должен приговаривать человека к смертной казни), Сократ сторонник ненасильственной борьбы добра со злом /общественные работы на благо родного города/. В спорах он использовал следующие приёмы: 1.ирония (выявление противоречий в речи собеседника) 2.окончательное разоблачение этих противоречий.3. «Майевтика»
Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ считал себя человеком, способным пробудить в других людях стремление к истине. «Я знаю, что ничего не знаю», - утверждал он, полагая, что следует подвергать сомнению все традиционные, устоявшиеся представления о мире
Смерть Сократа. По приговору суда Сократ был отравлен. Сократа обвинили в том, что он не чтит общепризнанных
в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношество пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Сократа явилась зависть к его мудрости, тем более что он не останавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа (тридцать тиранов запрещали ему обучать словесному искусству).
Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он отказался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя добродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвинным.
8.Учение Платона о мире идей. Космология Платона.
Платон произнёс «Если в этом земном чувственно воспринимаемом мире казнят наилучшего из людей /смерть Сократа/, значит этот мир – неистинный, ложный, где-то существуют истинный мир, он далеко в космосе, «мир идей» (мир эйдосов), этот мир идеальный, прекрасный, вечный, неделимый, там главная идея – идея блага, которая подобна Солнцу освещает весь этот мир», а земной мир противоположен ему, этот мир изменчивый, мир земного становления, он временный, делимый и охвачен в большей степени злом, чем добром.»
Души людей до вселения в тела пребывали в мире идей и там приобретали знания: математические, устройство общества и т.д., а потом определенные души стали отяжелевать и вселяться в новорожденных младенцев. Тело – всего лишь инструмент для души. Тело–темница для души, сковывает душу. Платон презирал всё земное. Платон основал Академию , её традицию до сих пор поддерживаются. Когда человек умирает, его душа, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их./. Души человека должны совершенствоваться, душу сравнивает с колесницей: чёрный конь тянет к низменному, а белый в мир идей. [Учение Платона называют объективный идеализм]. Родоначальник идеализма в философии.
Идея – это сущность вещи, то общее, что присуще всем предметам этого класса. Если вещи преходящи, изменчивы и несовершенны, то их сущность вечна, неизменна и абсолютна. Следовательно, истинным бытием является не материальный, чувственно воспринимаемый «мир вещей», а их невидимая, нематериальная, умопостигаемая сущность – «мир идей».
Космологию Платона можно считать логическим продолжением пифагореизма. Вселенная возникла в результате упорядочения и своего рода "оживления" ("одушевления") первоначального хаоса Верховным началом и представляет собой "одно единственное живое существо", которое "как одно получило существование, так одно и существовать будет". Правда, когда речь заходит о строении "тела мира", в разных диалогах мы встречаем разные описания. В диалоге «Тимей» представлена геоцентрическая система устройства Вселенной. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой. Физические тела лишаются своей материальности и получают математическое истолкование, как составленные из треугольников.
Бог (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершен- ством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей. В рассуждениях Платона заметна непоследовательность:
идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы оживляется идеями.
Если говорить коротко о вкладе Платона в развитие космологического мышления в целом, то двумя существенными, с современной точки зрения, непреходящими идеями его концепции были: 1) объективно-диалектическое единство однородности и неоднородности пространственной структуры мира в целом и 2) наличие разных "видов" времени на разных участках физически неоднородного пространства Вселенной.
Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном около 385 года до новой эры недалеко от Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу.
Доступ в его школу был открыт для всех. Для обучения в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев. У Сократа он взял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; у Пифагора идею образования при помощи символов, основанных на математике, и возможность применения знаний данной науки к изучению и познанию природы.
Целью обучения в своей школе Платон ставил задачу воспитание благородных и справедливых членов общества. Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в справедливом государстве, Платон создал для учащихся своей академии условия идеального государства, чтобы, не имея возможности управлять каким-либо реальным государством, его ученики имели возможность управлять, руководствуясь нормам идеального государства, самими собой.
В философской школе Платона воспитание осуществлялось внутри сообщества, группы, тесного круга друзей. Члены Академии делились на две группы: старшие - ученые и преподаватели и младшие - ученики, так как Платон считал, что настоящая истинная философия может существовать лишь в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах одной школы.
Платон считал, что настоящий диалог возможен лишь тогда, когда собеседники стремятся к нему. Диалог учит не навязывать собеседнику собственное мнение, а позволяет ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность своей собственной точки зрения. И, одновременно, преодолевая самого себя, получать опыт стремления к истине и Благу.
Основной задачей своей педагогической деятельности Платона считал формирование гармонично развитого человека - через ежедневные усилия и философский образ жизни.
Платон учил, что надо объяснить себе, что хорошая и плохая сторона невзгод неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю. С Академией Платона связывается подлинное рождение математики. Геометрия и другие математические науки имели преобладающее значение в обучении
9.Учение Аристотеля о материи и форме.
Аристотель (5-4 в.до н.э.) продолжал традиции Академии на протяжении 20 лет. Арист. Был учителем Ал. Македонского. Арист. Уважал филос. взгляды своего уч. Платона, но не во всем был с ним согласен. Он произнес фразу «Платон, ты мне друг, но истина дороже». Аристотель утверждал, что идеальное не может существовать без материального, мир идей – выдумка Платона, плод фантазий. Аристотель обосносывает учение о материи о форме, которое является двумя началами мира [дуализм]. Материя сама по себе пассивная инертная масса, она делимая и нуждается в форме; форма активна, неделима, доказывает единство формы и содержание, если речь идет о человеке, то в качестве материи выступает тело, в качестве формы – душа, причём душа – энтелехия тела, что обозн. «законченность», т. к. тело – набор костей и мышц. Развитая душа в сочетании с телом придаёт завершенность человеку. В вопросах о государстве Арист. не был согласен с Платоном. Существует форма всех форм – Бог, самая совершенная форма, перводвигатель, «часовщик, который завёл часы Вселенной» [на это учение будет опираться средневековая философия]. Арист. Утвержал реальность земного миростановления, в отличие от Платона, все предметы этого мира имеют 4 причины земного миростановления: 1.формальная (вещь создаётся соответственно определенной форме). 2. Целевая (соответственно цели). 3. Материальная 4.Динамическая (движущая) (кто-то делает эту вещь). Все эти причины находятся в единстве. Аристотель первый энциклопедист древности (систематизатор научных знаний), он с помощью учеников собрал все имеющие научные знания о мире, об обществе, о человеке, были созданы книги. Тем самым заложили основы разных наук.
Аристотель считается крестным отцом физики, его трактат «Физика» положил начало истории этой науки, хотя большая часть его содержания относится к философии. Тем не менее, он правильно определил задачи физики – исследовать причины, начала и элементы природы (то есть, основные законы, принципы и основополагающие частицы).
Аристотель заложил основы для развития химии, с его учений о четырех первоначалах – земли, воздуха, воды и огня – начался предалхимический период истории этой науки. Древнегреческий философ предположил, что каждое начало представляет собой состояние первоматерии, но имеет определенный набор качеств. Эта идея стала впоследствии развиваться в средние века.
Аристотель оказал огромное влияние на логику: он занимался изучением дедуктивных заключений, описал логические законы противоречия, тождества и исключенного третьего. Особенно большой вклад этот ученый внес в философскую науку, определив взгляды средневековья и нового времени. Он также повлиял на развитие психологии, экономики, политики, риторики, эстетики и других областей научного знания.