Файл: Экзамен философия Пухир В. М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 3040

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Марксистская концепция: Суждение является истинным, если оно адекватно отражает объект, с исчерпывающей полнотой.

  1. Общество как предмет философского познания. Социологический реализм и социологический номинализм.

Раздел философии, исследующий общественную жизнь, называется социальной философией. Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества.

Возможность успешного познания социальной жизни опирается на содержание фундаментальной категории «социальная реальность». Развитие представлений о социальной реальности осуществлялось на нескольких уровнях социально-философской рефлексии в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ века в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIIIв. под влиянием успехов естествознания, развивался вXIX, а также имел своих сторонников и в XXв. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Г. Спенсер, А. Чижевский, Л.Н. Гумил1в и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

Культуроцентристский подход, опиравшийся на творчество И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля и др. рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

Психологический подход, представленный работами Л. .Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

Определение общества. Общество – это продукт совместной жизнедеятельности людей. Другое определение: Общество-обособившаяся от природы часть материального мира, которая характеризуется совместной деятельностью, общими целями и интересами в процессе производства (произ-ва материальных и духовных благ). Т. о, хар-ки общества следующие: совместный труд, общность целей и интересов, коллективизм, проявление творчества, получение конечного результата. В переводе с латинского «социо» означает «союз». Раздел философии, который изучает сущность общества, его структуру, движущие силы, связь личностей и общества, связь общества и природы, называется социальная философия.

Философское определение общества: общество–самодостаточная, саморазвивающееся, самовоспроизводящаяся динамическая сложная система.

Приставки «само» обозначают, что источник движения и развития общества находятся в нём самом. Это рациональная точка зрения, но есть ещё и иррациональные. Слепая, необузданная, хаотичная мировая воля -А. Шопенгауэр.


Теологическая утверждает, что всем руководит бог. Эзотерическая точка зрения утверждает, что общество развивается благодаря деятельности других цивилизаций (панспермизм).

Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это повторяющиеся связи явлений общ. жизни, характеризующие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика общественных законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва 2) законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер, чем законы природы; 4) так же, как и в природе, в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания 2) целостностью и устойчивостью 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц. связей, определенным уровнем развития культуры.

Две противоположные позиции во взглядах на общество. 1.Социологический реализм – Карл Маркс и последователи. Самая распространённая точка зрения, рациональная. Общество представляет собой сложную систему, постоянно развивающуюся по определенным социальным законам. Общество делится на 4 основные сферы: экономическая, полит, социал, духовная, и определяющей является экономическая. Развитие общества – поступательный процесс смены общественно-экономических формаций.

2.Социологический номинализм (по латински «название»). Основатель: Джон Локк (английский философ 17 века, первый определил естественные права человека): Общество состоит из отдельных индивидов, ж/деятельность которых надо изучать. Исходя из этого, можно говорить о каком-то конкретном обществе. Индивиды в своей совокупности составляют обществ. Договор с правителями, таким образом, общество – это искусственное образование (а не естественное) Джон «Из действий индивидов выводятся характеристики социальных процессов» Макс Вебер его продолжает. Он создал т.н. теорию социального действия. Надо изучать деятельность, её цели и мотивы, отдельных индивидов, интересы каждого, рассматривать действия, результаты этих действия и одни действия связываются с другими. «Только отдельные люди могут быть носителями ориентированного действия, которое имеет смысл»



  1. Сферы общественной жизни как основные подсистемы общества.

Мыслители делили сложное образование «общество» по разным критериям на сферы, на этажи (представляли в виде здания), на слои. Общество уподобляли живому организму (Герберта-Спенсера), общество как микрокосмос и т.д.

Возьмём модель общества Карла Маркса в виде здания.Над базисом возвышается надстройка. Базис–детерминирующий фактор в существовании и развитии общества. Он в конечном итоге определяет жизнь общества. Но на определённом историческом этапе развития в конкретной стране может доминировать какой-то элемент надстройки. Макс Вебер наблюдал за историей Германии, когда появилась религия протестантизм. Боролись против засилия пап, против индульгенции, против множества католич-х праздников, против длительных молитв, против роскошного убранства церквей. Трудиться надо как можно больше и качественнее – это богоугодное дело. Признаки капитализма. Книга «влияние протестантизма на основу и дух капитализма»/Религия сыграла доминирующую роль в формировании капиталистического экономического базиса в Германии в 16-17 в.

В основе материальное производство (способ произв-ва) представляет единство производительных сил и производственный отн-й, произв.сила-люди и средства произ-ва, произв.отношения-отношения к собственности, отн.обмена и распределения. Диалектика взаимодействия производ.сил и производств.отношений такова: произв.силы, как правило, развиваются быстрее, а произв.отношения отстают. Маркс: Несоответствие произв.отношений уровню и характеру развития произв.сил приводит к социальной революции, в результате которой наблюдается смена одной общественно-экономич. Формации другой,более прогрессивной и формируются новые производств.отношения, которые уже соответствуют уровню характеру произв.сил.

производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Поскольку общество представляет собой систему общественных отношений и социальных институтов, то можно выделить основные виды общественных отношений и социальных институтов, с этой целью используется понятие социальной сферы общества. Сфера общества – это подсистема общества, обладающая сложным строением:

Экономическая сфера удовлетворяет потребность общества и людей в материальных условиях жизни, существует как сложная, переплетенная сеть экономических отношений, в которые вступают люди, социальных группы, государства. Экономическая сфера общества изучается комплексом экономических наук. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и др.)

Политическая сфера связана с потребностями управления и мобилизации ресурсов общества, реализует отношения господства и подчинения в обществе. Субъектами политических отношений выступают личности, партии, общественные организации, государства. Изучается политологией (Парламент, правительство, политические партии, судебные органы)


Духовная сфера удовлетворяет потребности общества в создании, сохранении и передачи информации, ценностей общества. Существует как сложная система разнообразных отношений, таких как нравственные, религиозные, эстетические, политические, правовые и др. отношения, в которые вступают люди, социальные группы и социальные институты. Духовная сфера изучается комплексом гуманитарных и общественных наук (Учреждения системы образования и науки, театры, музеи).

Социальная сфера - совокупность отношений, возникающих в обществе по поводу как социального неравенства (неравномерного доступа к социальным благам), так и по поводу взаимопомощи и кооперации людей друг с другом. Социальная сфера включает такие социальные институты как институт образования, здравоохранения и др. (Системы социального обеспечения, здравоохранения, профессиональные союзы, неправительственные общественные организации).

Общество как система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику.

Экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.

Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.

Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.

Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.


  1. Исторический процесс: формационный и цивилизационный подходы

Формационный подход – исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории.


Формацио означает «образование». Формация - это развивающийся социально-производственный организм, имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений, особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловленные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специфичные формы общественного управления, особые формы организации семьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.


Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит Карлу Марксу (1818-1883). Маркс объявил о необходимости материалистического объяснения истории. Общественно-экономическая формация – конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития. Согласно Марксу исторический процесс смены общественно-экономических формаций осуществляется в результате социальной революции. В тех случаях, когда формации однотипны (например, рабство, феодализм и капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (скажем, капитализма в недрах феодализма), но завершение перехода от старого общества к новому выступает как революционный скачок. Основным критерием каждой формации являлся главенствующий способ производства материальных благ (экономический). Основным двигателем прогресса считались развитие орудий труда, классовая борьба как «локомотив истории». Всего 5 формаций: Первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (первая стадия социализм). Однако не все философы разделяли эту точку зрения, согласно которой общество-линейный подход, приоретным было изучение масс, Практика показала утопичность представлений о коммунистическом обществе.

Каждая новая общественная формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает её достижения. Нередко вопреки своими собственным интересам. Раньше всех на Земле появился первобытный строй. Но он не исчез окончательно. В Новой Гвинеи и других затерянных уголках планеты до сих пор обнаруживают примитивные племена.

Среди основных характеристик капитализма можно назвать: частную собственность на средства производства (она есть у предпринимателей, но ее нет у рабочих); превращение формально свободной рабочей силы, через механизм рынка труда, в товар; возможность для собственника извлекать прибыль из вложенного в производства капитала; возможность продавать и покупать товары по свободным рыночным ценам, в том числе рабочую силу.

Гибель капитализма от самого себя, по Марксу, неизбежна. С прогрессом техники и развитием производительных сил постоянный капитал стремится к бесконечности, а переменный - к нулю. А это означает, что живого труда относительно масштабов средств производства должна сокращаться. Скажем иначе: численность персонала должна приближаться к нулю, а размеры и эффективность средств труда - зданий, технологии, станков и т.п. - будут стремиться к бесконечности

Цивилизационный подход – исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.