Файл: Экзамен философия Пухир В. М..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.02.2019

Просмотров: 3041

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как считал Зигмунд Фрейд, ключом к здоровой личности является баланс между Ид, Эго и Суперэго, а нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов.

Эго предстаёт, по Фрейду, как арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил. Ему постоянно приходится маневрировать между молотом и наковальней, пытаясь справиться с настойчивостью и нетерпением ид, соотносить свои действия с реальностью, снимать психическое напряжение и при этом еще иметь дело с непрерывным стремлением супер-эго к совершенству. В тех случаях, когда эго подвергается слишком сильному давлению, возникает ситуация, называемая тревогой, предупреждение о том, что эго в опасности.

Защитные механизмы — определённые типы поведения, призванные защитить Я от тревоги, порождаемой конфликтами в повседневной жизни:

Отрицание. Отрицание наличия внешней угрозы или травматического события. Например, смертельно больной человек отрицает неминуемость смерти.

Замещение. Переключение импульсов ид с одного объекта, недоступного или таящего в себе угрозу, на другой, более доступный. Например, замещение неприязни к босу на придирчивость по отношению к собственному ребенку.

Проекция. Вызывающий тревогу импульс приписывается кому-то другому. Например, некто утверждает, что на самом деле это вовсе не он ненавидит своего профессора, а тот его недолюбливает.

Реактивная формация. Подмена одного импульса ид на другой, противоположный первому. Например, некто, кого одолевают сексуальные вожделения, может вдруг стать страстным борцом с порнографией.

Регрессия. Возвращение к ранним, казавшимся более безопасными, стадиям психической жизни. Появление у взрослого человека черт детского, зависимого поведения, ассоциирующимися со счастливыми временами.

Подавление. Отрицание существования какого-то фактора или события, вызывающего тревогу. Например, невольное вытеснение из сознания некоторых воспоминаний или переживаний, вызывающих сильный дискомфорт.


.


  1. Учение о познании (Гносеология). Основные гносеологические позиции

Познание – это деятельность человека, целью которой является получение нового знания. Познание осуществляется на основе отражении действительности в сознании человека, которое несёт информацию о мире и в процессе познания превращает её в знание – т.е. устойчивую систему представлений о мироздании. Различают следующие виды познания: обыденное (или повседневное), религиозное, художественное, игровое, научное и философское.

Познание - высшая форма отражения объективной действительности. Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать, лишь овладевая коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения другому.



Гносеология-раздел философии, изучающий сущность познания, его этапы, также сущность истины. .Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира

Основные гносеологические позиции:

Гносеологический (Gnosis-знание, gnoseos-познание, logos-наука) оптимизм–согласно этой точке зрения, мир в принципе познаваем, в сущность вещей и явлений проникнуть вещей и явлений возможно проникнуть

Рене Декарт – с помощью дедукции можно познать все явления мира. Она – основа математики. Слово «дедукция» в переводе с латинского означает «выведение». Способ размышления об общего к частному, от сущности к явлениям, от правила к примерам, т.е от чего-то уже известного к тому, что это известное подтверждает.

Этот метод сформулировал еще Аристотель в 4в до нэ.

Френсис Бекон (англ. 17в) доказывал истинность индуктивного метода. Inductio (наведение) – способ размышления от частного к общего, от явлений сущности, от примеров к правилу, от наблюдаемых фактов к общему выводу. Георг Гегель (нем.класс.филос.19в) утверждал, что в сущность познаваемых или вещей и явлений можно проникнуть. Карл Маркс (нем.класс.филос.19в) утверждал, что мир можно познать и критерием такого познания является практика.

Гносеологический скептицизм – от древних греков 3в. до н.э: Пиррон, Секст, Эмпирик. Они утверждали, что человеку доступно только то, что дано ему в опыте, а такового слишком мало, поэтому мы не можем точно сказать, что возможно познать, поэтому лучше воздерживаться от высказываний о сущности мира (epochE). Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю»

В дальнейшем скептицизм принимает самые разнообразные формы и преимущественно проявляется в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любую данность, будь то устоявшиеся системы знания или мнимые очевидности повседневного опыта. В этом смысле мы можем говорить о скептицизме П. Абеляра, Николая Кузанского,, Д. Дидро, Д. Юма.

Гнос.пессимизм /агностицизм/ (а означает отрицание) – философы, которые утверждают невозможность проникновения в сущность вещей и явлений

И. Кант утверждал, что нашему познанию доступны только явления (феномены): то, что на поверхности, мы можем наблюдать, что даёт результат, в сущность проникнуть невозможно. Он называет это ноумен (или вещь в себе). Протагор утверждал: о любом предмете можно высказать различные мнения, каждое из которых можно считать правильным.

В западной философии ХХ в. сформировалась ещё одна разновидность агностицизма – конвенционализм (от лат «договор, соглашение») – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективной действительности, а продуктом соглашения между учеными.

В теории познания ставится вопрос об источнике получения нового знания:


Эмпиризм (от слова empirio) – филос-е направление, которое утверждает, что надежным источником познания является опыт, конкретные наблюдения, эксперименты, показания органов чувств человека вполне достоверны, а если их недостаточно, то человек создает модифицированные органы чувств (микроскопы). Основателем эмпиризма в философии является Фрэнсис Бекон. Его индуктивный метод, по его мнению, является главным инструментом познания. Карл Маркс, Фридрих Энгельс – всё познание основывается на опыте, на практике. Бекон несколько принижал роль рационального – разуму он отводил роль второстепенную роль, роль систематизатора наблюдаемых фактов

Рационализм – основатель Р. Декарт, он отводил основную роль в познанию разуму, а всему эмпирическому–вспомогательную роль, показаниям органов чувств он не доверял. Фраза «Мыслю, следовательно, существую», «Cogito ergo Sum» Эта фраза стала девизом нового времени.

Кант писал о необходимости соединения и эмпиризма, и рационализма.

Интуитивизм: А. Берсон (неклассич. 20в француз), Николай Лосский (20в) –главную роль в познании наряду с разумом и экспериментами играет нечто иррациональное. Н.Лосский–три вида интуиции: рациональная (интеллектуальная), чувственная, мистическая (связана с верой, посещает только искренне верующего человека)


  1. Познавательный процесс. Чувственный и рациональный уровни познания.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек - это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Уровни познания: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание.

Чувственное знание (ощущение, восприятие, представление) - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов;

Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Теоретич-ое позн-е отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.


Мышление — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея)

Процесс познания – процесс интеллектуальной деят-ти человека, целью которого является получение истинных знаний о предмете и объектах.

Лучше всего его описал И. Кант. Всякое познание начинается с 1.чувственной стадии познания, на этой стадии его формы, ощущения–отражения отдельных каких-то свойств предмета, восприятие – отражения совокупности свойств предмета, представление – более высокая форма познания, отражение каких-то признаков, явлений и предметов на основе уже известных.

2.Стадия рационального познания – стадия рассудка, его формы, понятия (форма абстрактного мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки предметов и явлений), суждения (связь понятий, в которых что-то утверждается или отрицается) и умозаключения (связь двух суждений). Когда из двух или нескольких посылок делается вывод-это силлогизм. Если хоть одна посылка ложная, делается неверный вывод. Рациональное познание–[формальное, происходит по шаблону, действ. определённый алгоритм]-может выполнять комп.

3.Стадия разума (по Канту цель всей познавательной деятельности). Человек определяет всеобщие идеи (напр. идеи Дебога, абсолюта, совести)→фантазии в худ.тв., связь с творчеством. Разум, в отличие от рассудка, стремится к постижению уже не явлений, а самих вещей


  1. Понятие истины и её характеристики. Основные концепции истины в фил.

Истина – это бесконечный процесс развития уже имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом. Для характеристики процессуальной природы истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Истина всегда объективна. Характеристика любого знания – объективность, а специфическая характеристика истины – адекватность как высшая степень объективности. Адекватность заключается в том, что содержание истины не зависит от субъекта, а определяется существенными свойствами, связями, отношениями объекта, которые воспроизводятся в этом содержании.

Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.


Сократ, Платон, Аристотель учили, что истина-это то, что соответствует действительности.

Совр-я филос-я учит: Истина – это соответствие наших мыслей, чувств, эмоций тому, знаками чего они являются.

Абсолютная Истина=отн.и+отн.и+отн.+………….. Слагаемые являются моментами абсолютной истины.

История России-относительная истина.

Диалектика взаимодействия абсол-ой и относит-ой истины ависит от конкретного места и времени.

Критерий (средство проверки) –практика

Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного.

Схожи понятия истины и правды, но в современном русском языке у этих понятий сформировались следующие основные значения. Правда – это знание конкретного, фактического эпизода действительности. Это знание может быть и, скорее всего, является неполным, так как перед человеком в данном случае открывается лишь некий фрагмент, а не целое. Истина же – высокое, сокровенное знание, связанное с духовной, интеллектуальной сферой. Истина близка к общемировым, божественным законам бытия. Правда – понятие более приземленное, будничное, истина – возвышенное, всеобъемлющее. Правда субъективна, а истина объективна. Истина одна, а правда – это лишь точка зрения конкретного человека на какое-либо событие или факт.

Основные концепции истины: классическая (корреспондентская), прагматическая, конвенционалистская, когерентная. Они взаимодополняют друг друга.

Априористская концепция утверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека “припомнить” заложенное в его сознании изначально

Конвенциональная модель истины поддерживает идею, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. То, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии.

Когерентная теория истины.: Истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено.

Прагматическая версия истины подчёркивает субъективный момент в составе человеческого знания, т.е. степень его пригодности на практике. Суть концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального).

Классическая концепция под истиной понимает соответствие че­ловеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. Определяя истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью, Аристотель считал истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация/