ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2957
Скачиваний: 3
Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.
Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию. В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые в соотношении 10:1. При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило государству поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции. В гражданском и хозяйственном праве снова возрастаетроль договорных отношений. Договор признается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.
Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.
В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации. Перед трудовым правом стояла задача трудоустройства большого количества демобилизованных граждан, для этого законодательно устанавливалась обязанность руководителей предприятий в месячный срок предоставить демобилизованному работу по специальности. Повышается роль профсоюзов, которые строго следили за соблюдением администрацией трудового законодательства.
В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.
Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности. Издаются Указы ≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за изнасилование≫, ≪Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.
80.Советское государство в 1953–1964 гг. XX съезд КПСС. Демократизация политического режима.
Внутренняя политика. После смерти Сталина в 1953 г. началась борьба за власть. Был расстрелян Берия — глава карательных органов, которого давно боялись и ненавидели. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. На XX съезде КПСС доклад Хрущёва о культе личности Сталина. Началась реабилитация жертв сталинизма. В 1957 г. Молотов, Каганович, Маленков и др. пытались сместить Хрущёва с его поста, но он на июльском пленуме ЦК КПСС изгнал их из Политбюро, а позднее и из партии. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. Хрущёв вызывал недовольство верхушки, поскольку часто принимал решения без учёта ее мнений и интересов. В октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.
Экономика. В 1953г. снизили налоги с крестьян и временно увеличили вложения в легкую промышленность. Крестьянам разрешили свободно покидать деревню, и они хлынули в города. В 1954 г. началось освоение целины в Казахстане, однако оно проводилось безграмотно и лишь привело к истощению почв, а не разрешению продовольственной проблемы. Активно, часто без учёта климатических условий внедрялась кукуруза. В 1957 г. отраслевые министерства заменены территориальными единицами — совнархозами. Но это дало лишь недолгий эффект. Велось строительство миллионов квартир, увеличился выпуск товаров народного потребления. С 1964г. крестьянам стали платить пенсии.
Внешняя политика. В 1955 г. создана организация Варшавского договора (ОВД). Началась разрядка в отношениях с Западом. В 1955 г. СССР и США вывели из Австрии свои войска и она стала нейтральной. В 1956г. советские войска подавили в Венгрии антикоммунистический мятеж. В 1961 г. закрыт доступ в Западный Берлин из Восточного (берлинский кризис). В 1962 г. произошёл Карибский кризис из-за размещения Советским Союзом ракет на Кубе. Во избежание ядерной войны СССР убрал ракеты с Кубы, США— из Турции. В 1963 г. был подписан договор о запрете ядерных испытаний на земле, в небе и воде. Ухудшились отношения с Китаем и Албанией, обвинившими СССР в ревизионизме, отходе от социализма.
В культуре началась «оттепель», произошло частичное раскрепощение личности. Главные достижения науки: в области физики — изобретение лазера, синхрофазотрона, запуск баллистической ракеты и спутника Земли, полет Ю. А. Гагарина в космос (1961).
В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущева от занимаемой должности. Его отставка явилось результатом заговора партийных руководителей: Брежнев, Козлов, Суслов.
81.Кодификация отраслевого законодательства (уголовного, гражданского, семейно-брачного, земельного, трудового) в конце 1950-х – 1960–х гг.
Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли и на основании этих основ принимались с союзных республика соответствующие нормативно-правовые акты.
В 1958 г. Приняты основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик.
1961 г. – Гражданское право кодифицировалось, а 1964 г. – гражданский процесс.
1968 г. – основы о браке и семье.
1970 г. – основы трудового законодательства СССР.Были составлены кодексы законов по здравоохранению, финансам и др.
Планировалось создать Свод законов СССР, началась работа в 60-е, до середины 80-х, т.к. началась перестройка и свод законов не создан.
Гражданское право.>
Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП не только как право имущественных отношений, но и не имущественных (авторское, изобретательское). Осуществление защиты чести и достоинства. Виды собственности прежние: государственная (общественная), личная собственность граждан, по конституции 1977 г. общественных организаций и кооперативная. ГП и процесс улучшили защиту имущественных отношений граждан, в связи с ростом материального состояния советских граждан.
Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет. (реформа Косыгина, но Брежнев её свернул.)
Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.
Трудовое право.
Гуманизация: Отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины (ст. 33).
Положение о порядке разрешения трудовых споров.
Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. 1965 г. переход к 6 и 7 часовому рабочему дню. 1967-68 г. – переход к 5-ти дневной рабочей недели, но общая продолжительность не изменилась.
1966 г. – новое положение о трудовых договорах.
Возращение к КЗОТу 22 г., основные его норм направления защита рабочих.
Расширение сферы применения трудового права, теперь и на временных и сезонных рабочих.
Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).
Колхозное право
1956 г. – закон о разрешении колхозам вводить изменения в примерные уставы сельхоз. артели (1935 г.). Основные изменения, которые можно вводить о размере приусадебного участка, о минимуме трудодней и исключение из членов колхозов.1958 г. отменены натуральные платежи колхозам. Оставалась система закупок, но закупочные цены в 58 г., были повышены, что привело к росту цен на сельхоз. Продукцию.
1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов (раньше 1 раз в год). Привело к 1. Росту благосостояния колхозов, 2. Ликвидация жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.
1969 г. – новый примерный устав сельскохозяйственной артели, он закрепил выше перечисленные принципы в том числе ежемесячную зарплату.
82.Конституция СССР 1977 г.
Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.
Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.
Структура Конституции 1977 г.:
1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;
2) II раздел – «Государство и личность»;
3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;
4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;
5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;
6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;
7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;
8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;
9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».
Особенности Конституции СССР 1977 г.:
1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;
2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;
3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;
4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;
5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;
6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;
7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.
Конституционные основы СССР:
1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;
2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;
3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.
Система государственных органов по Конституции 1977 г.:
1) народ – единственный источник власти;
2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);
3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.
Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.
Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.
83.Реформирование политической системы СССР в период «перестройки» (1985–1991 гг.).
1. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева — профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС. 2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще. «Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале — марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу — только за 15 лет (1986 — 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху — всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения». Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин "ускорение' вскоре вышел из оборота и к концу 1986 — 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин — «перестройка». Перестройка длилась 6 лет (1985 — 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа: — 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы; — 1988 — 1990 гг. — реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма; — 1990 — 1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.
К достижениям первого этапа перестройки можно отнести: — реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.); — раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего; — значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире. В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок: — частое расхождение слова и дела; — отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»; — недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить восприятие народом тех или иных шагов; — выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов; — непоследовательность в проведении реформ; — чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей; — пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам. Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г.
— краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали: — «дело Ельцина» — смещение с должности и травля в 1987 — 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах; — беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил; — чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала); — падение авторитета КПСС в целом; — падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции; — межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.); — иные негативные явления. 4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в: — возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть — советам!»; — превращении советов из номинальных органов — в реальные органы власти на всех уровнях; — учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа — Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.); — проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней. XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход: — до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дискуссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти; — после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа; — на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии. Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности: — состоял из 2250 депутатов; — треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов; — треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований; — треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования; — учреждался институт окружных избирательных комиссий, наделенных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях — больше), заранее согласованных с партийными органами; — имел двухступенчатую структуру — из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений. Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая — 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что: — был получен первый опыт парламентаризма в СССР; — был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев); — съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину — будущему Президенту России; — съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.; — впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально — «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели — А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм). Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР — зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.