ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2955
Скачиваний: 3
Истоками тоталитаризма в СССР можно считать, прежде всего, комплекс объективных факторов экономического, политического, социального и психологического характера. Экономические предпосылки коренились в особенностях процесса социально – экономической модернизации 30-х гг. Общество столкнулось с задачей провести форсированную модернизацию в условиях технического отставания, низкого уровня культуры населения, господства патриархальных отношений, изоляции на международной арене. В результате ставка делалась на сильную власть, подавление рыночных отношений, мобилизацию народа с помощью идеологических мифов и насилия. Таким образом, тоталитаризм отчасти стал следствием «диктатуры модернизации».
Политические предпосылки тоталитаризма заключались в низкой политической культуре населения, неразвитости демократических институтов, особенностях развития и модернизации политической системы. Форсированная модернизация политической системы (в 1905 г. создается парламент, в 1917 г. предоставляется всеобщее избирательное право) в условиях массовой безграмотности (70 %) населения, непонимания демократических ценностей делала сформировавшуюся политическую систему нежизнеспособной и создала условия для замены демократии традиционными авторитарными методами руководства.
Социальные предпосылки тоталитаризма крылись в отсутствии в обществе четких структурных элементов (классов, сословий). В начале ХХ века сословное деление стремительно разрушалось, классовая структура, соответствующая стадии капиталистического развития, окончательно не оформилась. Аморфная общественная структура делала общество легкоуправляемым.
В первой половине 30-х завершилось формирование мощного, строго централизованного административно – политического аппарата принуждения. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствие, устраивали судебные процессы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934 г. ОГПУ было преобразовано в НКВД СССР. При нем стал действовать внесудебный орган – Особое совещание. Конец 20-х и 30-е годы были отмечены массовыми политическими репрессиями, развитием системы ГУЛАГа. Большинство историков считают, что их целью было создание и укрепление культа личности вождя. В ходе внутрипартийной борьбы и политических репрессий были отстранены от партийного руководства все политические конкуренты И.В. Сталина (с 1922 г. И.В. Сталин был Генеральным секретарем ЦК ВКП (б)): в 1929 г. выслан из страны Л.Д. Троцкий, в 1929 г. выведен из состава Политбюро Н.И. Бухарин, в середине 30-х арестованы Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. Первые громкие политические процессы относятся к концу 20-х годов («Шахтинское дело» 1928 г в отношении инженерных специалистов). В 1930 г. прошел процесс над «Промышленной партией», в 1931 г. – дело «Союзного бюро меньшевиков». Начались чистки в партии. В 1930 г. было организовано обличение «правого уклона» (Н.И. Бухарин, М.П. Томский, А.И. Рыков, Н.А. Угланов). Пленум ЦК ВКП (б) освободил А.И. Рыкова от обязанностей председателя Совнаркома СССР. В начале 30-х в партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. В начале 30-х в ходе коллективизации и борьбы с кулачеством репрессии коснулись крестьянства. Убийство С.М. Кирова (1 декабря 1934 г.) дало Сталину формальный повод для ужесточения политического режима. С 1935 г. (Постановление президиума ЦИК о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов января 1935 г.) репрессии приобрели массовый характер. В 1935 г. прошел первый Московский процесс – «Кремлевское дело». Репрессии проводились в отношении партийно-государственного аппарата. На 1 декабря 1935 г. было арестовано более 15 тыс. человек. В 1936 г. слушалось дело об «Антисоветском объединенном троцкистско-зиновьевском центре». Пик политических репрессий пришелся на 1937-1938 гг. Этот период получил название «ежовщины» (по фамилии главы НКВД Н. Ежова). Репрессиям подвергались все социальные слои населения, партия, государственные и общественные структуры, армия, флот. В 1937 г. состоялся второй Московский процесс. Прошли дела в отношении военных: арестованы многие руководители военных округов во главе с заместителем наркома обороны М.Н. Тухачевским. Всего за 1937 – 1938 гг. было репрессировано свыше 1,5 млн. чел., из них 680 692 чел. расстреляно
76.Советская правовая система в 1930-е гг. Уголовное право и процесс в 1930-1941 гг. Курс на усиление уголовной репрессии. Изменения взаконодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
Развитие уголовного права характеризовалось ужесточением уголовного наказания в экономической сфере (защита социалистической собственности) и в государственной (контрреволюционные преступления). Изменения вносились общесоюзными органами,республиканские органы их последовательно воплощали в своем внутреннем законодательстве.
Возраст привлечения к уголовной ответственности был понижен до 12 лет.
Развивается законодательство о государственных преступлениях: увеличиваются до 25 лет сроки лишения свободы за совершение государственных преступлений;
Особенная часть дополняется статьями об измене Родине, за совершение таких преступлений предусматриваются самые суровые меры наказания, чаще всего расстрел; в связи с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 августа 1932 г. ≪О борьбе со спекуляцией повышается санкция за спекуляцию продуктами сельского хозяйства и предметами массового потребления - до 5 лет лишения свободы;
в связи с индустриализацией повышается уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции, данные преступления теперь считаются противогосударственными и наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет;
хищение социалистической собственности рассматривается теперь как государственное преступление; постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности повысило меру наказания до расстрела, а при смягчающих обстоятельствах возможно было ее снижение до 10 лет лишения свободы, причем размер похищенного не имел значения для квалификации данного преступления.
Уголовный процесс характеризовался применением репрессий и массового террора. Был введен особый порядок рассмотрения дел о террористических организациях, вредительстве и диверсиях, который предусматривал очень короткий срок расследования - не более 10 суток и вручение обвиняемому обвинительного заключения за сутки до рассмотрения дела в суде. Прокурор не принимал участия в таких процессах, а защитник участвовал только на стадии судебного разбирательства. Устанавливался запрет на кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.
не системы судебных органов стояли Особые совещания при НКВД СССР, которые проводили массовые репрессии без соблюдения уголовно-процессуальных норм
77.Конституция СССР 1936 г. Структура и особенности. Система федеральных органов власти. Правовой статус граждан СССР.
Общая характеристика Конституции СССР 1936 г.
Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.
Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.
Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.
Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.
Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.
Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.
Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.
Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.
78.Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период Великой Отечественной войны.
В области гражданского права следует отменить следующее: на территории, оккупированной врагом советские законы считались действующими, поэтому все гражданско-правовые сделки совершенные на временно оккупированных территориях, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы советского государства признавались недействительными.
В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.
В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно –правовых методов. Война не являлась основанием для не исполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов, расширялись распорядительные права наркоматов.
В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве.
Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 года « Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов , возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде трюмного заключения на срок от 2 до 5 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части , а виновные подлежали суду военного трибунала.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 «Об ответственности за разглашение гос. тайны или за утрату документов, содержавших гос. тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц до 10 лет1, для граждан до 3 лет.
19 апреля 1943 Указ Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виду наказаний- смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях, освобождались от наказания.
Изменения в советском государственном аппарате в послевоенный период (1945-1953 гг.)
В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции.
В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.
Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи {СЭВ).
Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.
В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных «действующих лиц» - США и СССР. С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы – в министерства
Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий.
Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми («ленинградское дело», «дело врачей»), с окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность. Судебные органы перестраиваются на работу в мирных условиях, применяется обычный процессуальный порядок. Были проведены выборы в народные суды.
79.Изменения в государственном аппарате и праве в 1946–1953 гг.
В послевоенные годы основными задачами государства были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнеполитическая и внешнеэкономическая активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.
Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.
В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием главных ≪действующих лиц≫ - США и СССР.
С окончанием войны произошла и перестройка государственного аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их функции передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства. Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. В этих целях проводится разукрупнение министерств. Создаются новые министерства, например, Министерство по строительству предприятий тяжелой индустрии, Министерство по строительству топливных предприятий. Репрессии имеют место, но становятся узконаправленными и не такими массовыми (≪ленинградское дело≫, ≪дело врачей≫). С окончанием войны была ликвидирована Ставка Верховного Главнокомандования. С 1946 г. Красная Армия стала называться Советской Армией, сократилась ее численность.