ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 2961
Скачиваний: 3
Несмотря на то, что Гражданский кодекс был призван обеспечивать развитие товарно-денежных отношений, в нем четко проглядывалось стремление провести принцип уравнительности. Это проявлялось прежде всего при регулировании различных аспектов института собственности. Так, жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. Кодекс восстановил договор дарения, отмененный в предшествующий период, однако размер дарения ограничивался суммой 10 тыс. руб.
Ограничения касались и договоров наследования: передаваемое по наследству имущество также ограничивалось 10 тыс. руб. и на наследство, превышающее 1 тыс. руб., вводился прогрессивный — до 50% — налог. В 1926 г. верхний предел наследуемого имущества был отменен, но вместе с тем существенно повышался налог с наследства — до 90%.
Завещатель мог перераспределять (или лишать) доли наследства между наследниками по закону. В 1928 г. были разрешены завещания в пользу государственных органов, партийных, профсоюзных, общественных организаций. Выморочное имущество переходило государству.
Семейное право. Проекты нового семейного кодекса были разработаны Наркоматами юстиции и внутренних дел РСФСР в 1923— 1924 гг. Однако их обсуждение заняло большое время и Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР был принят только в 1926 г. Кодекс установил единый для мужчин и женщин минимальный возраст для вступления в брак — 18 лет (в исключительных случаях местные исполкомы могли понизить этот срок для женщин на один год). При вступлении в брак стороны давали подписку, что они взаимно ознакомлены о состоянии здоровья партнера, указывали в который по счету брак они вступают, сколько до этого имели зарегистрированных и незарегистрированных браков, сколько имели детей. Допускалось сохранение супругами добрачных фамилий. Сохранялись прежние условия регистрации брака: достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак, отсутствие близкого родства между ними, состояние «в здравом уме».
К наиболее важным новшествам, вводившимся Кодексом, можно отнести придание юридической силы фактическому браку. Это означало, что семейно-правовые последствия для мужчины и женщины наступали с момента начала сожительства. Доказательством наличия фактического брака являлись «факт совместного сожительства», наличие при этом совместного хозяйства и «выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр.». Несмотря на признание фактического брака, была отменена норма ранее действовавшего кодекса, допускавшая взыскание алиментов с нескольких мужчин, которые имели половую связь с матерью ребенка. Теперь алименты могли взыскиваться только с одного мужчины, отцовство которого было доказано.
Кодекс дал право суду выносить решения о лишении родительских нрав и передаче детей до 14 лет органам опеки и попечительства. Кодекс разрешил усыновление несовершеннолетних.
Земельное право. Принятый ВЦИК 30 октября 1922 г. Земельный кодекс РСФСР состоял из трех частей. В первой части регламентировались вопросы трудового землепользования в деревне, во второй — регулировался правовой режим городских и государственных земель (совхозов, госзапаса), третья была посвящена вопросам землеустройства.
Исходя из принципа национализации земли. Кодекс устанавливал, что государство как собственник земли передает ее во владение и пользование. Земля могла передаваться во владение при условии ведения трудового хозяйства любому гражданину РСФСР, способному ее обрабатывать. Государство, строящее социализм, максимально сократило возможность аренды земли и применение наемного труда (арендаторам использование наемного труда безусловно запрещалось). Последний, по Кодексу, должен был носить характер вспомогательного труда, т.е. крестьяне-наниматели должны были работать наравне с наемными рабочими.
Следуя принципам Декрета о земле. Кодекс предоставлял свободу выбора форм землепользования, выделяя общинный (с уравнительными переделами земли между дворами), участковый (с неизменным размером земельных участков каждого двора), товарищеский (с совместным использованием земель членами сельскохозяйственной коммуны, артели или товарищества по общественной обработке земли). Серией последующих актов и организационно-политических мер товарищеские (коллективные) формы земледелия получили государственную поддержку, а в Общих началах землепользования и землеустройства (приняты ЦИК СССР 15 декабря 1928 г.) идея содействия коллективным формам ведения сельского хозяйства нашла законодательное оформление.
Земельное законодательство носило классовый характер. Это выражалось, в частности, в том, что бывшие помещики, выселенные из имений, могли получить землю в трудовое пользование только вне губерний, где ранее имели земельную собственность. Общие начала установили, что лица, лишенные избирательных прав, землю в трудовое пользование получают в последнюю очередь.
Уголовное право. Первый советский Уголовный кодекс был принят ВЦИК 26 мая 1922 г. Так, главной задачей объявлялась правовая защита пролетарского государства и советских граждан от различных преступных посягательств. Преступлением признавалось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Кодекс состоял из Общей и Особенной частей. Общая часть предусматривала пределы действие Уголовного кодекса, общие начала применения наказания, определение меры наказания, роды и виды наказаний и других мер социальной защиты, порядок отбывания наказания.
Субъектами уголовного права являлись граждане, достигшие 14-летенего возраста. Закон предусматривал возможность применения в отношении несовершеннолетних 14—16 лет мер медико-педагогического характера.
В Уголовном кодексе получили закрепление другие важные уголовно-правовые институты: вины, соучастия, необходимой обороны и крайней необходимости, давности применения наказания и др. Вместе с тем в нем содержались нормы, применение которых обернулось существенными нарушениями прав граждан. Речь идет о придании закону обратной силы (ст. 23), введении института аналогии, применении наряду с наказанием понятия других мер социальной защиты, допущении применения к уголовной ответственности без наличия в деяниях субъекта состава преступления, а по признакам его социальной опасности).
Особенная часть УК устанавливала виды преступлений — государственные преступления, должностные (служебные) преступления, нарушение правил об отделении церкви от государства, преступления хозяйственные, преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, имущественные преступления, воинские преступления, нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок.
31 октября 1924 г. ЦИК ССР принял Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они включали четыре раздела: пределы действия уголовного законодательства, общие постановления, меры социальной защиты и их применение судом, об условно-досрочном освобождении осужденного от применения определенной судом меры социальной защиты.
Основные начала отказались от применения понятия «наказание» и использовали только понятие «меры социальной защиты», расширили возможность применения мер социальной защиты при отсутствии в действиях лица состава преступления (теперь это допускалось и в отношении оправданных судом лиц), дополнили перечень мер социальной защиты новыми видами: объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда; предостережение.
В 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который несущественно отличался от предыдущего Уголовного кодекса, а в 1927 г. ЦИК СССР принял Положение о государственных преступлениях и новое Положение о воинских преступлениях.
73.Кодификация процессуального права в годы НЭПа.
По УПК 1922 года устанавливались новые принципы судопроизводства: неприкосновенность личности, гласность и публичность заседаний, участие защитника и представителей общественности, объективное расследование и т. д. Уголовное судопроизводство было упорядочено. УПК определял стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие, предание суду, судебное разбирательство, вынесение приговора, кассационное рассмотрение, исполнение приговора.
УПК регламентировал действия следователя в процессе дознания и следствия. Адвокат на предварительное следствие не допускался. Прокуратура должна была обеспечивать контроль за соблюдением законности. Определялись кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров.
В феврале 1923 года в связи с отменой революционных трибуналов ВЦИК утвердил новую редакцию Уголовно-процессуального кодекса, в которой произведено фактическое включение следователя в состав органов уголовного преследования, по которой прокурор был уполномочен передавать дело от одного следователя к другому, а также решать споры о подследственности и рассматривать жалобы по действиям следователя (ст. 118, 124, 127, 212 УПК РСФСР 1923 года).
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 года при проведении судебного разбирательства полностью придерживался классовых позиции, установив два порядка производства в суде в зависимости от социальной (классовой) принадлежности подсудимого. И если уголовные дела в отношении трудящихся рассматривали народные суды с соблюдением таких принципов как гласность, состязательность и обеспечение права на защиту, то уголовные дела в отношении «враждебных классов» рассматривались в губернских судах, где «допущение зашиты не обязательно» (ст. 38 УПК РСФСР 1923 года).
После образования СССР в декабре 1924 года ЦИК СССР принял Основы уголовного судопроизводства СССР и Союзных республик, закрепив основные принципы Кодекса 1923 года применительно к СССР. Этот Кодекс с изменениями и дополнениями действовал до вступления в действие УПК РСФСР 1960 года.
74.Национально-государственное устройство СССР в 1920–40 гг.
СССР – федеративное государство, юридически оформившееся в 1923 г. подписанием Договора о создании СССР.
Система национально-государственного устройства СССР:
Союз ССР;
равноправные (вначале – суверенные) республики.
Обсуждение проекта объединения советских республик (1922 г.) явилось первым этапом образования национально-государственного устройства СССР. Предложения о форме государственного устройства:
конфедеративное (В. И. Ленин);
унитарное (И. В. Сталин).
В августе 1922 г. оргбюро ЦК РКП из ϲʙᴏего состава сформировало специальную комиссию для разработки возможной формы объединения. Таковой была признана федеративная, объединяющая равноправные суверенные республики (СССР).
Специальная комиссия ЦК РКП подготовила проект Договора об образовании СССР. После длительного обсуждения проекта «Основные пункты Конституции» были приняты и в ноябре 1922 г. разосланы в республики на обсуждение.
Вторым этапом образования национально-государственного устройства СССР явилось обсуждение проекта Договора о создании СССР и его подписание. Съезды Советов советских республик приняли решение об образовании СССР и избрали ϲʙᴏих полномочных делегатов на I съезд Советов СССР. 23–29 декабря состоялся последний Х Всероссийский съезд Советов, на кᴏᴛᴏᴩом присутствовали делегаты республик I Всесоюзного съезда. Х Всероссийский съезд Советов принял решение о создании СССР и о вхождении в его состав РСФСР.
30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов СССР. Стоит заметить, что он окончательно принял решение об объединении советских социалистических республик в СССР. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, кᴏᴛᴏᴩые позднее послужили основой первой Конституции СССР 1924 г.
Договор о создании СССР первоначально подповествовали РСФСР, БССР, ЗСФСР, УССР.
Принцип федеративного устройства СССР: открытость Договора о создании СССР для вступления новых республик.
Последующее развитие СССР – третий этап образования его национально-государственного устройства. Первоначально Бухарская и Хорезмская не были советскими республиками, потому не вошли в состав СССР. Туркестанская АССР входила в состав РСФСР на правах автономной республики. В сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов разделили республики на Узбекскую ССР (присоединилась к СССР в 1925 г.), Туркменскую ССР (в 1925 г.), Таджикскую АССР (вошла в состав УССР в 1926 г.), Киргизскую АССР.
В Конституции СССР 1936 г. было закреплено вхождение новых республик: Азербайджанской, Армянской и Грузинской.
В ней же были преобразованы Казахская и Киргизская из автономных республик РСФСР в союзные.
21 июля 1940 г. Народные сеймы Латвии и Литвы и Государственная Дума Эстонии провозгласили установление советской власти в Прибалтике, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. Латвийская ССР, Литовская ССР и Эстонская ССР вошли в состав СССР в качестве равноправных субъектов.
В 1940 г. окончательно оформился состав СССР (16 союзных республик): РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР и Молдавская ССР.
75.Советский политический режим в 1930-е гг.
Для политической системы СССР периода 30-х годов характерно формирование авторитарного режима. Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) - разновидность авторитарного политического режима, который характеризуется следующими признаками: 1) способность режима создавать себе массовую поддержку, мобилизуя общество во имя единой цели, имеющей общенациональное значение; 2) установление тотального контроля за всеми сферами жизни общества и государства; 3) однопартийность; 4) сращивание партийного и государственного аппарата; 4) массовые политические репрессии; 5) особая роль чрезвычайных карательных органов; 6) культ личности вождя[42]. Кроме этого, при тоталитарном режиме отмечается крайняя степень идеологизированности всех сфер жизни общества. Государство становится монополистом идеологии, демократические институты и ценности разрушаются. Лозунгом тоталитаризма становится «разрешено все, что приказано».