Файл: Зачет, АП, 1-66 вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.07.2019

Просмотров: 1485

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем: 1) соблюдать Конституцию и законы; 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев; 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы; 4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

25. Разделение властей как основополагающий принцип государственного управления в правовом государстве.

Разделение властей - принцип организации и деятельности гос-ва, определяющий распределение единой суверенной гос. власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными. Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении гос. аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. Реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению гос. полномочий в руках к.-либо одной гос. структуры.

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Система сдержек и противовесов. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Принцип разделения властей включает в себя: - разделение всех органов гос-ва на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной; - формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей; - возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Таким образом, разделение властей с точки зрения формирования и взаимного контроля органов государственной власти служит эффективным юридическим средством разрешения споров между различными органами и лицами, действительной защиты прав и интересов граждан.


26. Роль, значение и содержание исполнительной власти в современном государственном управлении.

Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т.е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, работу государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

Исполнительная власть важнейшая ветвь власти и значение органов исполнительной власти в государственном управлении немаловажно. Особое значение исполнительных органов власти в государственном управлении имеет то, что исполнительная власть берет на себя роль распорядителя и исполнителя в государственном управлении. Сущность исполнительной власти, заключающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении. Значение исполнительных органов власти в государственном управлении раскрывается через ее многообразные функции.

Исполнительно-распорядительная деятельность в государственном управлении носит подзаконный характер. Она должна осуществляться только на основе закона, во исполнение закона и в рамках закона. Исполнительная власть не только исполняет законы, но и действует (распоряжается от имени государства) в установленных законом пределах. Правовой базой для деятельности исполнительной власти служит административное право.

27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.

Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. Профессор Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции органов исполнительной власти:

1) исполнительную (правоприменительную) функцию, т.е. функцию исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) «правозащитную» функцию, т.е. функцию соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическую (обеспечительную) функцию, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) функцию обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующую функцию, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;


6) нормотворческую функцию, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов;

7) охранительную (юрисдикционную) функцию, означающую, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Профессор Д.Н. Бахрах предлагает следующую классификацию функций государственной власти, это функции:

1) обеспечения безопасности личности, общества, государства, включающая обеспечение обороны, общественного порядка, осуществление разведки и контрразведки, обеспечение охраны государственной границы и др.;

2) обеспечения развития экономики, осуществления административно-хозяйственной деятельности, включающая руководство промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, сбор налогов, содействие развитию предпринимательства, антимонопольную деятельность и др.;

3) обеспечения реализации социальной политики государства, включающая организацию образования, здравоохранения, научных исследований, социальной защиты и др.;

4) осуществления связей с другими государствами.

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Согласно указу президента от 9 марта 2004 года №314 выделяются следующие функции:

1) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;

2) под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;


3) под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ;

д) под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

28. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это государственная организация, часть системы органов государственной власти РФ, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативно правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Признаками органа исполнительной власти является то, что: 1) государственно-правовая природа органов исполнительной власти обуславливается конституционным разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную; 2) органы исполнительной власти – это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач исполнительной власти; 3) работа органов основана на принципах целостности РФ, суверенитета РФ, верховенства Конституции и ФЗ на все территории РФ, единства системы гос. власти, разделения гос. власти и т.д. 4) главная задача органов исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т.е. претворение в жизнь (исполнение) действующих законов и иных НПА, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами; 5) деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию выделяется управленческого, организующего, исполняющего, контрольного и распорядительного характера; 6) государственный орган исполнительной власти имеет свою организационную структуру, т.е. внутри его выделяются должности, структурные подразделения и т.д. 7) органы наделены особыми государственно-властными полномочиями; 8) непрерывно и постоянно действуют на определенной территории РФ; 9) наделены правом нормотворческой деятельности, т.е. могут издавать акты управления; 10) каждый орган имеет свое наименование; 11) органы являются самостоятельными и независимыми именнов осуществлении предоставленных им полномочий.


Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от территории:

-федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);

-органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По характеру компетенции выделяют:

-органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);

-органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения).

Выделяют также:

-министерства (органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (издание НПА))

-службы (органы исполнительно власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности , либо осуществляющие специальные функции по охране общественного порядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью)

-агентства (органы исполнительной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом и предоставляющие государственные услуги). (федеральное агентство связи (Россвязь), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)).

29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти.

1. Федерализм является принципом, определяющим построение системы исполнительных органов и характер их взаимоотношений. Между органами исполнительной власти РФ и органами ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственного управления. Соответственно определены предметы ведения Российской Федерации: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных ОИВ и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; федеральная государственная служба и т.д. Определены также предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы. Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.