Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Сущность экономического анализа
1.2 Цель и задачи экономического анализа
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ БГП «ВОДОКАНАЛ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика БГП «Водоканал»
Рассмотрим показатели рентабельности БГП «Водоканал» за период 2013 — 2015 г., данные представим в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Показатели рентабельности БГП «Водоканал» за 2013 — 2015 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста,%, отклонение (+ −) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2015 к 2014 |
2015 к 2013 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Итоговая рентабельность |
2,4 |
3,2 |
2,3 |
-0,9 |
-0,1 |
2. Рентабельность продаж, % |
4,6 |
5,3 |
2,9 |
-2,4 |
-1,7 |
3. Рентабельность трудовых ресурсов, % - по прибыли |
9,12 |
14,24 |
11,67 |
-2,57 |
2,55 |
- по чистой прибыли |
0,04 |
2,84 |
2,6 |
-0,24 |
2,56 |
4. Рентабельность капитала, % - по прибыли |
0,90 |
1,12 |
0,56 |
-0,34 |
-0,34 |
- по чистой прибыли |
0,004 |
0,22 |
0,12 |
0,12 |
0,116 |
5. Рентабельность основного капитала, % - по прибыли |
1,01 |
1,24 |
0,56 |
-0,68 |
-0,45 |
- по чистой прибыли |
0,004 |
0,24 |
0,13 |
-0,11 |
1,126 |
Продолжение таблицы 2.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6. Рентабельность оборотного капитала, % - по прибыли |
9,1 |
11,7 |
9,9 |
-1,8 |
0,8 |
- по чистой прибыли |
0,04 |
2,3 |
2,2 |
-0,1 |
2,16 |
7. Рентабельность себестоимости реализованной продукции |
4,7 |
5,6 |
3,1 |
-2,6 |
-1,6 |
8. Рентабельность экономических ресурсов: - по прибыли |
0,82 |
1,04 |
0,53 |
-0,51 |
-0,29 |
9. Прибыль, млн.р. |
491 |
777 |
805 |
103,6 |
163,9 |
10. Прибыль от реализации, млн.р. |
920 |
1291 |
1017 |
78,7 |
110,5 |
11. Чистая прибыль, млн.р. |
2 |
155 |
181 |
116,8 |
9050 |
12. Фонд заработной платы, млн.р. |
5382 |
5454 |
6895 |
128,1 |
128,1 |
13. Среднегодовая стоимость капитала, всего, млн.р. |
54175 |
69149 |
144970 |
267,6 |
267,6 |
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
13.1 Основного |
48786 |
62540 |
136802 |
218,7 |
280,4 |
13.2 Оборотного |
5389 |
6609 |
8168 |
123,6 |
151,6 |
14. Себестоимость реализованной продукции, млн.р. |
19260 |
23044 |
33257 |
144,3 |
172,7 |
15. Среднегодовая стоимость экономических ресурсов, млн.р. |
59557 |
74603 |
151865 |
254,9 |
255,0 |
16. Выручка от реализации продукции, млн.р. |
20180 |
24335 |
34274 |
140,8 |
140,8 |
Примечание—Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, однако показатель за анализируемый период сокращается, что говорит о том, что предприятие работает менее эффективно по сравнению со сравниваемым периодом. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. показатель итоговой рентабельности сократился на 0,9 % по отношению к 2013 г. на 0,1 %.
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Рентабельность продаж в 2015 г. составила в 2,9 %, что на 2,4 % меньше чем в 2014 г., по отношению к 2013 г. рентабельность продаж сократилась на 1,7 %. Снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении конкурентоспособности выпускаемой продукции и соответственно снижению спроса на продукцию
Рентабельность трудовых ресурсов в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 2,57 % и составила 11,67 %. Однако по отношению к 2013 г. рентабельность трудовых ресурсов возросла на 2,55 %. По чистой прибыли рентабельность трудовых ресурсов в 2015 г. также сократилась на 0,24 %, по отношению к 2013 г. возросла на 2,56 %. Увеличение рентабельности трудовых ресурсов свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов в 2015 г. по отношению к 2013 г.
За анализируемый период рентабельность капитала сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. рентабельность капитала сократилась на 0,56 %, по отношению к 2013 г. сократилась на 0,34 %. Рентабельность основного капитала в 2015 г. сократилась на 0,68 % по отношению к 2014 г., и на 0,45 % по отношению к 2013 г. Рентабельность оборотного капитала в 2015 г. по отношению к 2014 г. сократилась на 1,8 %, по отношению к 2013 г. возросла на 0,8 %. Рентабельность себестоимости реализованной продукции за период 2013 — 2015 гг. снижалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. рентабельность себестоимости реализованной продукции сократилась на 2,6 % по отношению к 2013 г. на 1,6 %. Показатель рентабельности затрат демонстрирует степень окупаемости расходов по конкретным направлениям деятельности
Рентабельность экономических ресурсов по прибыли сократилась в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 0,51 %, по отношению к 2013 г. на 0,29 %.
Построим матрицу SWOT—анализа БГП «Водоканал» (приложение Б). Таким образом, на основании рассмотренных данных, а также анализа внешней среды функционирования предприятия можно сделать вывод, что у БГП «Водоканал» наблюдается положительная тенденция развития экономических показателей.
Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:
1) Анализ основных показателей хозяйственной деятельности БГП «Водоканал» позволил определить: выручка от реализации продукции за анализируемый период 2013—2015 гг. имеет тенденцию к увеличению. Так выручка от реализации продукции в 2015 г. по отношению к 2014 г. возросла на 40,8 % и составила 34274 млн р., по отношению к 2013 г. выручка от реализации увеличилась на 69,8 %. В сопоставимых ценах выручка от реализации продукции сокращалась, так в 2015 г. по отношению к 2014 г. выручка снизилась на 9,7 % и составила 19272 млн р.
2) Положительной тенденцией можно отметить увеличение показателя прибыли, так в 2013 г. прибыль составила 491 млн р., а к 2014 г. увеличилась и составила 777 млн р. В 2015 г. по отношению к 2014 г. прибыль увеличилась на 3,6 %, а по отношению к 2013 г. на 63,9 %. Увеличение показателя прибыли обусловлено ростом объема производства и реализации продукции.
3) Итоговая рентабельность свидетельствует о том, что предприятие рентабельно, так как получает прибыль от своей деятельности, однако показатель за анализируемый период сокращается, что говорит о том, что предприятие работает менее эффективно по сравнению со сравниваемым периодом. Так в 2015 г. по отношению к 2014 г. показатель итоговой рентабельности сократился на 0,9 % по отношению к 2013 г. на 0,1 %.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БГП «ВОДОКАНАЛ» ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ВОСПРИИМЧИВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Для повышения показателей экономического анализа предложим БГП «Водоканал» внедрить инновационно-восприимчивые технологии. Одним из направлений повышения эффективности функционирования предприятия и увеличения рентабельности производственной деятельности организации может стать поиск резервов по снижению затрат на потребление не только топливно-энергетических, но и сырьевых ресурсов. Предприятие расходует воду на различные цели: хозяйственно-питьевые цели работников; технологические нужды; пожаротушение; прочие (полив насаждений, проездов и т. д.).
Необходимые расчеты представим в таблице 3.1-3.5.
Таблица 3.1 – Расчет текущих годовых затрат на потребление хозяйственно-питьевой воды до внедрения мероприятия
Наименование показателя |
Символ, обозначение |
Единицы измерения |
Значение показателя |
Объем потребления хозяйственно-питьевой воды предприятием за год |
Vпотр.воды |
м3 |
120 000 |
Стоимость 1 м3 хозяйственно-питьевой воды по состоянию на 15.02.2015 г. с НДС |
Цв |
руб. |
3396 |
Текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды до внедрения |
Зтек. |
млн.руб. |
407,52 |
Формула расчета |
З тек. = Vпотр.воды× Цв. = = 120 000 × 3396 = 407 520 000 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Высокие объемы водопотребление и сбросов в производстве могут характеризовать несовершенство технологических процессов и схем водного хозяйства. Поэтому для повышения эффективности использования сырьевых, в частности водных, ресурсов предлагается рассмотреть целесообразность реализации инновационного проекта по строительству водозабора из двух артезианских скважин.
В таблице 3.2 представлен расчет суммарных затрат на потребление воды после внедрения предлагаемого мероприятия.
Таблица 3.2 – Расчет суммарных затрат на потребление воды после внедрения предлагаемого мероприятия
Наименование показателя |
Символ, обозначение |
Единицы измерения |
Значение показателя |
Текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды после внедрения |
Зтек. |
млн р. |
176,07 |
Формула расчета |
Зтек.= Зпотр.эл.+ Знал..+ Зопл.тр. = = 142,21+ 2,16 +31,7= 176,07 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Реализация любого инновационного проекта предполагает осуществление определенных капитальных вложений. В данном случае необходимо учесть стоимость проектно-сметных, строительно-монтажных работ, стоимость самого оборудования и технического сопровождения бурения скважин и установки самого водозабора.
Рассмотрим совокупность капитальных затрат, необходимых для реализации инновационного проекта по внедрению мероприятия (таблица 3.3).
Таблица 3.3– Стоимость капитальных затрат по предлагаемому мероприятию (Зкап.)
Перечень необходимого оборудования |
Сумма без НДС, млн. р. |
1 |
2 |
Разработка проектно-сметной документации, проведение экспертизы проекта |
72,9 |
Продолжение таблицы 3.3
1 |
2 |
Установка 2-х скважин (резервной и эксплуатационной) |
298,9 |
Станция 2-го подъема с инженерными коммуникациями |
416,0 |
Реконструкция резервуаров |
157,2 |
Авторский надзор |
5,0 |
Технический надзор |
10,0 |
Всего по проекту в том числе: |
960,0 |
-проектные работы, тех. надзор и др. |
87,9 |
-строительно-монтажные работы |
425,9 |
-оборудование |
446,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Итак, суммарные капитальные затраты на реализацию проекта составят 960 млн. р. Из них 46,5 % от общей суммы затрат потребуется на закупку необходимого оборудования, 44,4 % — на строительство и монтаж инженерных сооружений, насосных установок и подведение коммуникационных линий и 9,2 % на реализацию и осуществление проектных работ и технического надзора.
Для обоснования целесообразности внедрения предлагаемого мероприятия сопоставим текущие затраты на потребление хозяйственно-питьевой воды до и после реализации проекта. Расчет экономического эффекта от предлагаемого мероприятия приведен в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемого мероприятия
Наименование показателя |
Символ, обозначение |
Единицы измерения |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
Текущие затраты на потребление воды до внедрения |
Зтек. до внедр. |
млн р. |
407,52 |
Продолжение таблицы 3.5
1 |
2 |
3 |
4 |
Текущие затраты на потребление воды после внедрения |
Зтек.послевнедр. |
млн р. |
176,07 |
Экономия |
Э |
млн р. |
231,45 |
Формула расчета |
Э = Зтек. до внедр - Зтек. после внедр.= = 407,52 – 176,07 = 231,45 |