Файл: Практика создания и функционирования картелей( Понятие картеля и причины возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В цену своих услуг фирмы-участники, помимо своих расходов, включали сверху дополнительные 100 марок (17 евро) на каждую тонну асфальтовой массы. Если какая-либо из фирм картеля получала больший объем заказов, чем ей было «выделено» в текущем году, то она была наказана и выплачивала штраф тем фирмам, которые «недобрали свое». Перевод этих денег осуществлялся между фирмами в виде необоснованных счетов на мифические услуги, аренду или виртуальный битум.

Объем работ строго контролировался. Участники картеля были обязаны заранее информировать друг друга о полученных заказах, количестве тонн уложенного асфальта и выручке. Малым фирмам разрешалось в течение года уложить определенное количество квадратных метров асфальта или использовать определенное количество тонн битума. Если же фирма отступала от условий договора: превышала квоты,- картель устанавливал штраф. Это происходило из-за того, что крупные фирмы картеля стремились максимизировать собственную прибыль за счет мелких предприятий.

Например, оборот прибыли «главного» в картеле концерна за четыре года возрос на 394 млн.евро. В выигрышном положении остались и основные владельцы акций: три главные фирмы получили около 52 млн.евро в качестве дивидендов. В последствии крупные компании заявили о том, что они все лишь стремились увеличить основной капитал и укрепить положение дочерних фирм в отрасли.

В итоге, антимонопольный комитет потребовал, чтобы участники картеля выплатили в пользу государства более 100 млн. евро. Размер штрафа для всех участников был разным, в зависимости от срока участия в картеле и степени этой активности. Главный ответчик заплатил штраф в размере 68 млн. евро. Минимальная сумма штрафных санкций составила 4000 евро.

В документах Антимонопольного комитета указан ряд областей и городов Финляндии, где, по мнению чиновников, оплата за ремонтные дороги была завышена. Часть округов уже выступила с требованиями покрытия убытков к фирмам картеля. Ряд финских организаций и фирм — крупных держателей акций — приняли решение прекратить финансирование тех фирм, чья деловая репутация может сталь такого же цвета, как асфальт.

Картель производителей пива

В апреле 2007 г. ЕК наложила штраф в размере 273 783 000 Евро на трех датских производителей пива – компании Heineken, Grolsch and Bavaria.

Кроме трех перечисленных компаний, в состав картеля входит компания InBev, которая была освобождена от штрафа, поскольку добровольно раскрыла информацию о картеле в соответствии с программой смягчения ответственности ЕК. InBev предоставила информацию о картеле после того, как ЕК возбудила дело по своей инициативе. [21]


Как было выявлено в ходе расследования, в течение 1996-1999 годов данные компании провели несколько неофициальных встреч, в ходе которых они согласовывали свои цены и повышение их на пиво в Голландии. Стороны согласовывали цены на поставку пива в кафе и рестораны, а также в супермаркеты, определяя размер скидки с цены, выставляемой для кафе и ресторанов. Кроме того, были достигнуты договоренности о географическом разделении рынка.

Доказательствами картельного сговора были сделанные от руки записи в ходе неофициальных встреч, а также места и даты встреч. Комиссия получила доказательства участия в картельном сговоре менеджеров высокого уровня данных компаний, включая членов Совета директоров. Компании знали о незаконности своих действий, что доказывает использование сокращений при их обращении друг к другу, специальных кодов и проведения встреч в гостиницах и ресторанах.

Компания InBev также предоставила информацию о ценовом сговоре производителей пива в других странах, что дало Комиссии основание для проверки ситуации во Франции, Люксембурге и Италии. В результате расследований картельный сговор производителей пива был раскрыт во Франции и Люксембурге. В Италии же наличие картеля не было доказано.

В данном деле штрафы были рассчитаны ЕК с учетом серьезности нарушения, размера рынка, продолжительности картельного сговора и количества участвующих компаний. В тоже время, ЕК учитывала тот факт, что нарушение происходило достаточно давно, что вызвало снижение штрафов для каждой из трех компаний на 100 000 Евро.[22]

Таблица 2.

Размер штрафов

Название компании

Снижение штрафа

согласно

программе смягчения

(%)

Снижение штрафа

согласно

программе смягчения

(Евро)

Снижение штрафа по другим

причинам

(Евро)

Штрафы

(Евро)

Heineken NV

(NL) &

Heineken

Nederland

BV

0

0

100 000

219 275 000

InBev NV

(B) & InBev

Nederland

NV

100

84 375 000

0

0

Grolsch NV

0

0

100 000

31 658 000

Bavaria NV

0

0

100 000

22 850 000

Всего

273 783 000


Проведя анализ трех пресеченных картельных сговоров, можно сделать вывод о том, что картели по своей природе обеспечивают неестественное состояние рынка и наносят ущерб обществу и экономике в целом. Именно поэтому меры, предпринятые в области пресечения деятельности подобных соглашений, ужесточаются различными антимонопольными органами из года в год.

2.2. Особенности функционирования «Золотого картеля»

Еще в конце ХХ века наиболее въедливые эксперты стали подозревать, что на рынке золота происходит что-то непонятное: даже если жёлтый металл не дешевеет, то цены на него всё равно отстают по темпам роста от динамики цен на многие другие товары мирового рынка. Золото дешевело также на фоне индексов фондовых рынков, цен на недвижимость и т.п. Никаких крупных месторождений золота в это время не было открыто и золотые метеориты на Землю не падали. [23]

Заниженные цены на желтый металл отрицательно сказывались на прибыли компаний золотодобывающей промышленности. Представители нескольких компаний этой отрасли решили разобраться в данной ситуации, для чего и создали организацию под названием GATA (Gold Anti-Trust Action). Учредители GATA подозревали, что на мировом рынке золота действует группа злоумышленников, объединенных в картель, который манипулирует ценами на золото (снижает их). Постепенно удалось вычислить основных участников этого картеля. Среди них оказлись Казначейство США, Федеральный резервный банк Нью-Йорка (главный из 12 федеральных банков, составляющих ФРС США), Банк Англии, ряд крупнейших коммерческих и инвестиционных банков США и Западной Европы (здесь особо выделяется «Голдман Сакс» - инвестиционный банк с Уолл-стрит). В данной ситуации мы можем проследить ряд основных принципов, ранее упомянутых в подпункте 1.2, нормального существования картеля: способность картеля регулировать цены в отрасли и удерживать их на выгодном уровне, низкие издержки организации картеля и дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами.

Период наибольшей активности США на мировых рынках активов пришелся на 1990-е годы. Проще говоря, участники картеля организовывали приватизации государственных предприятий по всему миру (в том числе в России), а для таких операций нужен был сильный доллар. В экономике существует правило: чем ниже цена на золото, тем крепче доллар. Самый простой и дешевый способ укрепить доллар – снизить цену на «желтый металл», который явно и неявно выступает конкурентом этой резервной валюты. Однако чтобы снизить цену, надо обеспечить повышенное предложение этого металла на мировом рынке. У тех, кто хотел сыграть на «понижение» золота, взоры обратились к его огромным запасам, сосредоточенным в подвалах казначейств и центральных банков. Эти запасы лежали впустую с тех пор, как в 1970-е годы рухнула Бреттон-Вудская валютно-финансовая система. А в новой Ямайской валютно-финансовой системе золото перестало быть деньгами, оно было объявлено одним из биржевых товаров – таким как нефть, пшеница или бананы. Динамику изменения цен на золото можно увидеть на рис.2:


Рис.2. Падение цен на «желтый металл»[24]

Как можно использовать это золото для манипуляций ценами? Первое и главное условие сводится к тому, чтобы полностью засекретить официальные запасы желтого металла и все операции денежных властей с ними. Еще более повысить независимый статус центральных банков, для того чтобы «народные избранники», органы финансового контроля и прочие любопытствующие элементы не совали свои носы в дела этих институтов. Не допускать государственных аудиторов до «золотых закромов». Здесь можно проследить еще один из главных принципов «процветания» картеля: полная негласность. Можно предположить, что все-таки это был формальный сговор, подкрепленный договором.

Затем под завесой секретности можно начинать операции с золотом. Но не продавать его, а передавать разным частным структурам «на время», оформляя эти операции как кредиты или лизинг (в пер. с англ. «долговременная аренда») желтого металла. А вместо золотых слитков оставлять в хранилищах бумаги, которые являются с бухгалтерско-юридической точки зрения «требованиями», «расписками», «сертификатами» и т.д. То есть золото на балансе центрального банка сохраняется, только оно имеет не металлическую, а виртуально-бумажную (или даже электронную) форму. А «народу» это знать не обязательно. Если в эти «золотые аферы» втянуть десяток-другой центральных банков, то каждый год на рынок можно выкидывать не одну сотню тонн драгметалла и сбивать на него цену.

Эксперты (в том числе эксперты GATA) находили многочисленные подтверждения тому, что все это не вымысел, а результат преступного сговора центральных банков с частными банкирами и спекулянтами. И тут сразу возникает ряд вопросов: кому центральные банки передавали золото? Было ли это золото возвращено назад в сейфы центральных банков? Известны ли эти махинации законодателям? Сколько на сегодняшний день реально осталось физического золота в хранилищах центральных банков (и государственных казначейств)?

Отметим, что отдельные попытки разобраться в том, что представляют собой официальные золотые запасы, насколько официальная статистика золота отражает истинное положение дел, кто и как управляет официальным золотым запасом, предпринимались парламентариями, политиками, общественными активистами в разных странах. Например, в США такие попытки регулярно предпринимал член Конгресса США Рон Пол. Регулярные запросы в разные инстанции делала также GATA. Денежные власти предпочитали отмалчиваться. Или же ответы были крайне лаконичными и сводились к тому, что «золотой запас страны находится в неприкосновенности». Такую же позицию занимали на протяжении последних 15 лет (с тех пор, как начались разговоры о «золотом картеле») и международные финансовые организации: Банк международных расчетов (который, кстати, активно занимается операциями с желтым металлом и был заподозрен в участии в «золотом картеле»), Всемирный банк, Международный валютный фонд.


Раскрытия страшной тайны золота ждут уже много лет. Ещё в 2004 году Лондонский банк Ротшильдов заявил о своем выходе из «золотого фиксинга» - процедуры ежедневного определения в узком кругу цены на жёлтый металл в лондонском Сити. Тем самым Ротшильды заявили миру, что они выходят из золотого бизнеса, которым занимались на протяжении двух столетий. Однако это – всего лишь эффектный жест. Из золотого бизнеса они не ушли, а продолжили заниматься им через структуры с другими вывесками. Чувствуя угрозу надвигающегося скандала с разоблачениями «золотого картеля», эти олигархические круги решили своевременно отойти от эпицентра возможного взрыва.

Возбуждение общественности и политиков по поводу официальных запасов золота резко обострилось в 2012 году. Выяснилось, что на мировом рынке активно идет торговля фальшивым золотом в виде вольфрамовых позолоченных слитков (хотя специалистам об этом стало известно еще в 2004 году, трубить об этом мошенничестве мировые СМИ начали только в 2012 году). Возникли подозрения, что в подвалах центральных банков и казначейств находятся груды вольфрама. Но пока данные не подтверждены.

Таким образом, можно смело утверждать, что корпорации-участники картеля создали все условия для процветания «золотой монополии» в США. Свидетельством этого может служить тот факт, что картель по сей день продолжает свою деятельность.

2.3. Современная российская практика функционирования картелей в Российской Федерации

В 2016 году антимонопольными органами возбуждено более 400 дел о нарушении статьи 11 закона о защите конкуренции, из них около 80% - это картели. Выявлено более 300 сговоров на торгах. Количество картелей увеличилось на 18,4%, сговоров на торгах - на 28,4%. Но, данные статистики не в полной мере отражают те процессы, которые происходят в сфере картелизации экономики и государственных закупок. Ежегодный ущерб только от сговоров на торгах, проводимых по 44-му федеральному закону, составляет сотни миллиардов рублей. Ущерб от всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав) с учетом их латентности может достигать, по нашим оценкам, до 1,5-2% ВВП.[25]