Файл: Практика создания и функционирования картелей( Понятие картеля и причины возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С начала XX века и по сей день в экономике существует такое понятие как картель. Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, их выходу на внешний рынок, а так же преодолению производственного кризиса фирм, путем установления баланса спроса и предложения на отраслевом рынке. Но помимо положительных сторон возникновения подобных соглашений имеются и отрицательные: картели мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.

По мнению Кинёва А.Ю. и Захарова Г.К., картелями признаются сговоры конкурентов путем заключения тайных незаконных соглашений, направленных на ограничение конкуренции и извлечение сверхприбылей. По мнению Пашкина М.М., картель — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса и потребителей, которая ведется хозяйствующими субъектами на занятых ими сегментах рынка.

Антиконкурентное соглашение (картель) — мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. «честного соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (с позиции ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как «объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». Картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции.

Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий и потребителей.

Целью данной курсовой работы является исследование условий создания и функционирования картелей.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотрение

следующих задач:

  1. изучение картельных соглашений и причин возникновения картелей;
  2. рассмотрение стимулов к нарушению картельного соглашения;
  3. проведение анализа картельных сговоров;
  4. изучение влияния внутренних и внешних факторов на существование и развития картельного соглашения.

Объект исследования – картельные соглашения


Предмет – регулирование картельных объединений.

В процессе работы мы опирались на следующие методы: теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.

Разработанность в науке определяется тем, что данная тема достаточно недавно, но быстро стала развиваться в экономике. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М.Шерера и Д.Росса, М.Портера, Р.Коха, Г.Минцберга и др. Также и в России значительный вклад в исследование вопросов развития отраслевых рынков внесли: С.Б.Авдашева, Н.М.Розанова, А.С.Пелих, И.В.Сергеев, Г.М.Гукасьян, А.С.Плещинский, О.Л.Лямзин, В.Н.Бурков, В.В.Кондратьев и др. Однако проблеме картелей уделяется большое внимание только с юридической стороны. Экономисты мало уделяют внимания проблеме функционирования картелей в современном мире.

Практическая значимость данной темы заключается в том, что проблема картелей является с одной стороны поддержкой развитию малому и среднему бизнесу, а с другой – негативным фактором конкуренции, поэтому функционирование картелей – достаточно значимый аспект в практике развития экономики в современной России.

Логика работы обусловила ее структуру. Работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. КАРТЕЛЬ КАК ФОРМА ОЛИГОПОЛИИ НА РЫНКЕ

1.1. Понятие картеля и причины возникновения

На любом олигополистическом рынке у небольшого количества фирм может появиться стимул координировать свою производственную деятельность и политику образования цен. Такое стратегическое поведение фирм осуществляется в виде взаимодействии, когда они заранее договариваются о совместных действиях, с целью увеличения индивидуальной и совокупной прибыли через сокращение рыночного объема выпуска и повышение рыночной цены. [1]


Совокупность фирм, которые заключают тайное или явное соглашение о согласованности своей деятельности, называется картелем, который может появиться как в результате официального договора, так и молчаливого согласия фирм. Если заключается формальный договор, то все параметры рынка такие как цена, объемы выпуска четко фиксируются. Молчаливое соглашение предполагает «взаимопонимание без слов»: принятие одинаковых решений в независимости друг от друга. На рынке имеется ряд «удобных» параметров (ценовые линии розничной торговли, определенный уровень качества продукции), которые приводят к возможности согласования поведения нескольких фирм без непосредственных контактов. [2]

На рынке конкуренции каждая фирма решает, какое сокращение ее собственного выпуска приносит ей выгоды, не принимая во внимание при этом доходы других фирм, которые выигрывают от сокращения общего объема выпуска на рынке. В отличие от этого картель принимает в расчет выигрыш всех своих участников от сокращения объема выпуска каждой фирмы. Это и является стимулом объединения в картель. А целью кооперативного взаимодействия фирм является максимизация прибыли картеля, то есть максимизация собственной прибыли.

Картель, объединяющий в себе все фирмы, которые так или иначе присутствуют на данном рынке, можно назвать монополией, которая соответственно получает монопольную прибыль и делит ее между членами объединения. Если же не все фирмы объединяются в картель, то рынок принимает вид: одна доминирующая фирма с конкурентным окружением.

По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Многие виды объединений отчасти являются «историческими формами», но есть и те, которые успешно процветают в наши дни: субмиссионный картель; картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены); картель согласованных размеров скидок; картель минимальных цен; картель единой цены; квотный картель; синдикат; картель

специализации и т.д.[3]

Иллюстрация коллективного выигрыша фирм алгебраическим путем:

для упрощения представим, что на рынке не n-ое количество фирм, а три – A, B, C, которые по некоторым причина решаются объединиться в картель. В таком случае олигополия будет вести себя как монополия, обеспечивающая весь рыночный спрос. Основная цель состоит в максимизации совокупной

прибыли [4]:

Пкартель(qA, qB, qC) = TCA – TCB – TCC


Необходимое условие максимизации прибыли имеет следующий вид:[5]

Так как картель устанавливает единую цену продажи на рынке, каждая дополнительная единица произведенной продукции будет приносить одинаковый предельный доход, независимо от того, какая фирма выпустила данную единицу продукции. Такое утверждение позволяет нам записать следующее равенство предельного дохода рассматриваемых фирм 4:

Это равенство позволяет записать следующее [6]:

Таким образом, объемы выпуска qA, qB, qC, максимизирующие совокупную прибыль, определяются из условия равенства предельных издержек данных фирм между собой. Такой результат может быть обобщен в случае, когда картель включает в себя n фирм. На рынке, где господствующее место занимают картели, наблюдается действие общего правила установления высокой цены и небольшого объема производства.

В большинстве случаев достигнутое решение должно давать основание для перераспределения прибыли от одного предприятия к другому для компенсации тех «жертв», которые данные фирмы приносят, путем сокращения объемов выпуска в результате установления картелем квот производства.

Графическая иллюстрация модели картеля представлена на рис.1:

Рис 1. Равновесие на рынке картеля[7]

На графике представлены кривые совокупного рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек картеля. Кривая предельных издержек картеля представляет собой сумму (по горизонтали) индивидуальных кривых предельных издержек фирм.

Возникает вопрос: почему картелю выгодно сокращать выпуск ниже конкурентного уровня?

Так как кривая спроса имеет отрицательный наклон, кривая предельного дохода картеля лежит ниже кривой спроса и его предельный доход меньше предельных издержек при конкурентном выпуске QC. Следовательно, картелю выгодно уменьшить объем производства ниже уровня совершенной конкуренции – вопрос только, насколько его снизить. Картель должен понижать выпуск до тех пор, пока его предельный доход не станет равен его предельным издержкам, что соответствует условию максимизации прибыли. Картель повышает свою прибыль, уменьшая совокупный выпуск картеля до уровня QK, при котором MRK равно MCK.


При этом цена поднимается до уровня P*.

С этой точки зрения картель будет определять квоты выпуска продукции и единую цену, которой будут следовать все фирмы картеля. Квоты определяются в соответствии с условиями установленного равновесия на рынке. Прибыли, извлекаемые индивидуально каждой фирмой, будут определяться в зависимости от уровня их издержек производства, так же как и возможное перераспределение между членами картеля.[8]

В действительности фирма, которая имеет низкие предельные издержки и готова продавать большой объем продукции по невысокой цен, может не пойти на сговор, даже если он сулит ей высокую прибыль, т.е. увеличения цены иногда недостаточно для компенсации снижения объема выпускаемой продукции.

1.2. Стимулы к нарушению и способы поддержания картельного соглашения

В рамках статичной модели картеля каждая фирма, участвующая в соглашении, заинтересована в нарушении сговора. У каждого члена картеля всегда есть искушение произвести больше положенной ему квоты. Чтобы поддержать успешно развивающийся картель, необходимо найти какой-то способ контролировать поведение его членов. Это значит, что фирмы должны иметь возможность следить за ценами и объемами производства других фирм картеля. Один из легких способов получения информации о том, какие цены назначают другие фирмы в любой данной отрасли, заключается в том, чтобы проследить за другими покупателями данной отрасли.[9]

Но эту точку зрения можно оспорить, если попытаться проанализировать влияние решений фирмы как на сегодняшнюю прибыль, так и на весь поток ожидаемой будущей прибыли. Интуитивно можно предположить, что фирма в долговременной перспективе может придерживаться установленной для нее квоты. Рассмотри условия, при которых картельная договоренность является стабильной (нестабильной).

Пусть πM — прибыль фирмы, которая придерживается соглашения (в условиях установления картелем монопольной цены), πC — прибыль фирмы, нарушающей соглашение, Н — величина штрафа для фирмы, нарушившей условия договора (к примеру, резкое падение цены и прибыли из-за разногласий с другими фирмами, состоящими в картеле).