Файл: Практика создания и функционирования картелей( Понятие картеля и причины возникновения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительные исследования в объеме большем, чем это предусмотрено в порядке проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, необходимы и в случае, когда результаты этих исследований могут стать одним из доказательств существования картеля. Например, путем экономического исследования доказать, что создание картеля привело к повышению цен или разделу товарного рынка.

В марте 2016 года Верховный Суд РФ опубликовал обзор судебной практики по антимонопольным делам, в котором есть раздел, посвященный антиконкурентным соглашениям, и дано разъяснение, какие доказательства можно использовать при доказывании картелей и как необходимо подходить к их оценке. Цитирую: "Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов". Такой подход судов к доказыванию антиконкурентных соглашений складывался достаточно долго, и я рад тому, что Верховный Суд России закрепил эту положительную судебную практику.

Сложилось достаточно устойчивое понимание судов, что картели - это соглашения тайные и влекут за собой административную и уголовную ответственность. Поэтому зачастую антимонопольным органам не удается найти прямых доказательств картеля, и суды, понимая это, делают выводы о том, что антиконкурентное соглашение может быть доказано достаточной совокупностью косвенных доказательств.

В обзоре ВС РФ также сделаны выводы о том, что ФАС вправе представлять в суд любые документы и материалы в качестве доказательств, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора. Эти материалы должны быть достоверны, а представленные доказательства должны быть оценены судами в их взаимосвязи и совокупности. Также доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учетом положений статьи 161 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что материалы (копии материалов) уголовных дел могут использоваться в качестве доказательств по делам о картелях вне зависимости от наличия или отсутствия приговора по уголовному делу, поскольку в рамках производства по антимонопольному делу устанавливается факт наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, а не факт совершения преступления или виновность/ невиновность лица в совершении преступления.[29]


В вопросе, как доказывать картели и иные антиконкурентные соглашения, правоприменителям и судам удалось найти общий язык. Несколько хуже обстоит дело с тем, что нужно доказать, с предметом доказывания. Картель в законе о защите конкуренции сформулирован как запрет per se: любой картель наносит вред конкуренции. Запрещено любое соглашение хозяйствующих субъектов, которое бы привело или могло привести к последствиям, указанным в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 закона о защите конкуренции (это, например, повышение или поддержание цен, раздел товарного рынка, прекращение производства товаров). Законодателем презюмируется, что наступление или угроза наступления этих последствий ограничивает конкуренцию, а стало быть, необходимо доказать только то, что эти последствия наступили или могли наступить. Ограничение конкуренции как элемент состава правонарушения появляется только в четвертой части статьи 11 закона о защите конкуренции.

Запрет per se на картели - общемировая практика. Но в практике Верховного Суда РФ в последние два года наметился некий разворот: надо доказывать ограничение конкуренции, вредное влияние на товарный рынок и наступление неких последствий на рынке по делам о картелях и не нужно доказывать ограничение конкуренции по делам об иных антиконкурентных соглашениях, запрещенных частью 4 статьи 11 закона о защите конкуренции.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Картелем называется объединение фирм, которые заключают явный или тайный сговор о согласовании своей деятельности: установления цены и контроля над объемами выпуска. Картель принимает в расчет выгоду всех своих участников от сокращения объема выпуска каждой фирмы. Это и является стимулом объединения в картель. А целью кооперативного взаимодействия фирм является максимизация прибыли картеля, то есть максимизация собственной прибыли.

Большинство картелей - это весьма неустойчивая форма объединения фирм на рынке. Подобные соглашения характеризуются большими сложностями и нестабильностью внутренних отношений между фирмамиучастниками. Ведь слишком велик соблазн у фирм (не только крупных корпораций, но и мелких предприятий), входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной прибыли.

Поэтому существует ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования картельного соглашения:


  • способность картеля повысить (регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех фирм-участников;
  • небольшая вероятность пресечения государством нелегальной деятельности картеля;
  • низкие издержки организации картеля;
  • раздел рынка сбыта между участниками картеля;
  • установление контроля над большим количеством параметров рынка;
  • дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами.

Все эти факторы, способствующие процветанию сговора мы смогли рассмотреть на примере Витаминного картеля, Картеля на рынке пива,

«Картеля цвета асфальта» и «Золотого картеля».

Следует отметить, что в настоящее время картели, образованные с целью согласования цен и объемов выпуска, становятся менее используемой формой кооперативного объединения фирм. Существуют объяснения данному явлению: прежде всего картели законодательно запрещены и легальная деятельность объединений весьма рискованна; картели проявляются только в виде олигополий; и наконец, возможные участники сговора осознают организационную слабость картеля. Поэтому большее распространение получают другие формы межфирменных отношений с отличными от картеля характеристиками. Но это не значит что картели, как формы объединения предприятий, вовсе исчезнут с современного рынка.

Список использованной литературы

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 2014
  2. Бусыгин В.П., Желободько Е.В., Коковин С.Г., Цыплаков А.А. Микроэкономический анализ несовершенных рынков, ч. I. — Новосибирск, 2012
  3. Бухвальд Е.О., Виленский А.Д. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. // Вопросы экономики, 1999, №12, С. 66-78.
  4. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т. 5 / Под ред. Слуцкого А. – Спб.: Экономическая школа, 2003.– 669 с.
  5. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М., 2006.
  6. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Н.Л.Фроловой.- М.:ЮНИТИ. 1997.- 767с.
  7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. в 2-х т. ― Спб.: Экономическая школа, 1997г.
  8. Гелхорн Э., Ковачич В.Е. Антитрестовское законодательство и экономика. Международный институт права, 1994.
  9. Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 23
  10. Кабраль Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс / Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 356 с.
  11. Кинев, А. Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения. Право и практика / А.Ю. Кинев. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 378 c
  12. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец — 2–е изд.,изменен.. — М.: НОРМА, 2005. — 560 с.
  13. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. / Пер. с анг. – СПб.: Питер, 2002.
  14. Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков. Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специализации «Менеджмент». ― М.: ВШЭ, 1999.
  15. Розанова Н.М., Авдашева С.Б. Лекции по теории отраслевых рынков. ― М.: ВШЭ, 1996.
  16. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФА- М, 2008.- 442 с.
  17. Стиглер Дж. Теория олигополии // Вехи экономической мысли. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 371-401.
  18. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 240 с.
  19. Тенишев А.П. Картели сегодня: изменение законодательства и практика правоприменения // Конкуренция и право, N 4, 2016, стр. 14-21
  20. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2012
  21. Шмален Г. Проблемы организации и экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006. 235с.
  22. http://www.goldenfront.ru/articles/view/kratkaya-istoriya-zolotogo-kartelya.
  23. http://www.gata.org/files/IMFGoldLen...lStudy1999.pdf
  24. http://www.fas.gov.ru
  25. http://www.jstore.org
  26. Наше право. Газета для пользователей информационный систем. Апрель 2017./ http://ric080.newsmine.ru/wp-content/uploads/sites/16/2017/04/April_blag.pdf
  27. Connor, John M. and Robert H.Lande. How High Do Cartels Raises Prices?
  28. Implications For Reform OfSentencing Guidelines Tulane Law Rewiew (forthcoming 2006).
  29. Ferguson, Jock. Vitamins Giants. The Nation (July 3, 2002).

  1. 19. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. В 2-х Т. ― Спб.: Экономическая школа, 2012. С. 144

  2. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФА- М, 2008.- С. 8

  3. Кабраль Л.М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. Мн.: Новое знание, 2003.

  4. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФА- М, 2008.- 442 с.

  5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/ Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2000. XLII + 745 с. 4 Там же, стр.6.

  6. Там же, стр.6.

  7. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Н.Л.Фроловой.- М.:ЮНИТИ. 1997.- 767с.

  8. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учебно-методическое пособие / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – С. 80

  9. Там же, стр.7.

  10. Шмален Г. Проблемы организации и экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 2006. 235с.

  11. Кинев, А. Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения. Право и практика / А.Ю. Кинев. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. – С. 92

  12. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов по экон. спец — 2–е изд.,изменен.. — М.: НОРМА, 2005. — 560 с.

  13. Кинев, А. Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения. Право и практика / А.Ю. Кинев. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 378 c

  14. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 2014

  15. Бухвальд Е.О., Виленский А.Д. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. // Вопросы экономики, 1999, №12, С. 66-78.

  16. Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 23

  17. Стиглер Дж. Теория олигополии // Вехи экономической мысли. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 371-401.

  18. Кинев, А. Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения. Право и практика / А.Ю. Кинев. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 378 c

  19. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник.- М.: ИНФА- М, 2008.- 442 с.

  20. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности/ Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 2000. XLII + 745 с. ISBN 5-900428-28-1.

  21. Кинев, А. Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения. Право и практика / А.Ю. Кинев. - М.: Инфотропик Медиа, 2015. - 378 c

  22. Ferguson, Jock. Vitamins Giants. The Nation (July 3, 2002).

  23. Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. № 2. С. 23

  24. Connor, John M. and Robert H.Lande. How High Do Cartels Raises Prices? Implications For Reform OfSentencing Guidelines Tulane Law Rewiew (forthcoming 2006).

  25. Наше право. Газета для пользователей информационный систем. Апрель 2017./ http://ric080.newsmine.ru/wp-content/uploads/sites/16/2017/04/April_blag.pdf

  26. Наше право. Газета для пользователей информационный систем. Апрель 2017./ http://ric080.newsmine.ru/wp-content/uploads/sites/16/2017/04/April_blag.pdf

  27. Тенишев А.П. Картели сегодня: изменение законодательства и практика правоприменения // Конкуренция и право, N 4, 2016, стр. 14

  28. Наше право. Газета для пользователей информационный систем. Апрель 2017./ http://ric080.newsmine.ru/wp-content/uploads/sites/16/2017/04/April_blag.pdf

  29. Тенишев А.П. Картели сегодня: изменение законодательства и практика правоприменения // Конкуренция и право, N 4, 2016, стр. 17