Файл: Практика создания и функционирования картелей( Понятие картеля и причины возникновения).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. КАРТЕЛЬ КАК ФОРМА ОЛИГОПОЛИИ НА РЫНКЕ
1.1. Понятие картеля и причины возникновения
1.2. Стимулы к нарушению и способы поддержания картельного соглашения
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ ОБЪДИНЕНИЙ
2.1. Государственное регулирование картелей
2.2. Особенности функционирования «Золотого картеля»
2.3. Современная российская практика функционирования картелей в Российской Федерации
Фирма-участник будет нарушать соглашение при условии [10]:
Предположим, что фирмы, состоящие в сговоре, действуют согласно стратегии копирования (вы ведете честную игру — я тоже играю честно, вы меня обманули — я вправе обмануть вас). Если фирма нарушает договор, например, устанавливая цену ниже, чем картельная, в первый период (нарушения соглашения) она получает прибыль PC. Однако в следующем периоде на фирму-нарушителя накладывается штраф (ограничение объемов прибыли, дискриминация со стороны других участников картеля, денежный штраф или сокращение прибыли из-за распада картеля) величиной Н (ежегодных вычетов до конца существования фирмы):
где δ — дисконтирующий множитель; р — вероятность повторных продаж фирмы-нарушителя в следующем
периоде. [11]
Общая сумма ожидаемой прибыли фирмы нарушителя соглашения выглядит следующим образом:
Если же фирма придерживается соглашения, текущая ценность ее ожидаемой прибыли составит:
Фирме выгодно не нарушать картельного соглашения, если нарушение не приносит ей роста текущей ценности ожидаемой прибыли:
или
Итак, можно сказать, сохранение картельного соглашения фирме более выгодно, когда существует:
- высокая вероятность повторных продаж на рынке;
- высокая величина дисконтирующего множителя;
- маленький выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде, если нарушит картельное соглашение;
- большие потери, которые фирма понесет в результате согласованности действий других участников картеля.[12]
Следовательно, если фирмы-участники соглашения намерены сохранить картель, они должны увеличить размер штрафа так, чтобы выражалась более правдоподобная угроза. [13]
Обращаясь к подпункту 1.1, мы можем заметить, что картельные соглашения не отличаются долговременностью. Но на практике существует немалое количество картелей, которые существуют на протяжении десятков лет, причем довольно стабильно. Существует ряд факторов, обеспечивающих нормальные условия существования и сохранения картельного соглашения:
- способность картеля повысить (регулировать) цены в отрасли и удерживать их на этом уровне для всех фирм-участников. Выполнение этого условия преимущественно зависит от эластичности рыночного спроса и от доли фирм в отрасли, которые входят в картель. Чем менее эластичен спрос в отрасли, тем, вероятнее, выше уровень картельной цены и совокупной прибыли фирм. Если картель контролирует незначительную часть отраслевого рынка, фирмы-аутсайдеры могут воспрепятствовать увеличению рыночной цены. Даже в том случае, когда все фирмы отрасли входят в картель, высокая норма отраслевой прибыли может привлечь новых конкурентов, и если барьеры для входа на рынок незначительны, картель не сможет удерживать высокие цены и объем прибыли в долгосрочном периоде;
- небольшая вероятность пресечения государством нелегальной деятельности картеля. Если фирмы-участники картельного объединения догадываются, что вскоре будут «выведены на чистую воду» антимонопольным правительством, стимулы к подобному соглашению будут ниже;
- низкие издержки организации картеля. Издержки организации картеля включают в себя затраты по ведению переговоров между предполагаемыми участниками. Факторы, от которых зависит величина издержек:
- число фирм на рынке (чем меньше фирм и более устойчиво количество фирм на рынке, тем проще заключать договор);
- концентрация производителей (если на рынке фиксированное число крупных фирм-производителей, они могут договорится между собой о ценах и объемах выпуска, не прибегая к помощи фирм-аутсайдеров);
- однородность продукции (чем выше дифференцированность продукции, тем фирмам сложнее договорится);
- наличие в отрасли торговых объединений (ассоциаций).
- раздел рынка сбыта между участниками картеля. Каждому участнику выделяется особая территория или особый класс потребителей, так что контроль за соблюдением соглашения значительно облегчается, а последствия нарушения уменьшаются (поскольку оказывают влияние только на выделенную область деятельности);
- установление контроля над большим количеством параметров рынка (расходы на НИОКР, раздел рынка, расходы на рекламу и др.);
- дипломатические социальные отношения между отраслевыми лидерами.
Вопреки законом, запрещающим образование и деятельность картелей, последние продолжают существовать по следующим причинам: [14]
- членами определенных международных картелей являются
государства, из чего следует, что их действия легальны (страны ОПЕК);
- некоторые картели, которые функционируют нелегально, полагают, что они не будут обнаружены и их штраф в любом случае будет меньше, нежели выгоды от сговора (Витаминный картель);
- некоторые предприятия способны координировать свою
деятельность без создания структуры управления или без явно выраженного сговора. [15]
Что касается образования надежного и долговременного картельного соглашения, фирмы-участники предпринимают следующие действия:
- установление барьера для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими фирмами после повышения цены. Если бы был возможен свободный вход в отрасль, то увеличение цены привлекло бы новых производителей. Следовательно, предложение возросло, а цена упала ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель;
- организация встречи всех производителей данного вида товара, с целью установления совместных ориентиров по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход для всех уровней выпуска. Выбрать выпуск, для которого MC=MR (предполагается, что у всех фирм одинаковые издержки производства). Монопольный выпуск будет максимизировать прибыли у всех продавцов;
- установление квоты каждому члену картеля. Если же квота на производство одной из фирм превышена, данная фирма, как правило, облагается штрафом, заранее установленным картелем. Картель обычно устанавливает штрафы для тех, кто обходит квоты или другие условия картельного соглашения. Но основная проблема заключается в том, что, как только устанавливается картельная цена, отдельные фирмы, стремящиеся максимизировать прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается, т.к. экономические прибыли падают до нуля.
- установление процедуры проведения утвержденных квот в жизнь. Этот шаг является решающим для того, чтобы сделать картель работоспособным. Но его очень трудно реализовать, т.к. у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, но если все увеличат выпуск, то картель обречен, т.к. цена вернется к своему конкурентному уровню. [16]
Следует отметить, что в настоящее время картели, образованные с целью согласования цен и объемов выпуска, становятся менее используемой формой кооперативного объединения фирм. Существуют объяснения данному явлению: прежде всего картели законодательно запрещены и легальная деятельность объединений весьма рискованна; картели проявляются только в виде олигополий; и наконец, возможные участники сговора осознают организационную слабость картеля. Поэтому большее распространение получают другие формы межфирменных отношений с отличными от картеля характеристиками. [17]
Но это не значит что картели, как формы объединения предприятий, вовсе исчезнут с современного рынка.
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАРТЕЛЬНЫХ ОБЪДИНЕНИЙ
2.1. Государственное регулирование картелей
Антимонопольное законодательство большинства стран Евросоюза запрещает сговоры между предприятиями. Причем наиболее жестоко караются горизонтальные картельные соглашения, среди которых особое место занимают ценовые сговоры. В 2007 году Генеральный директорат по конкуренции Европейской комиссии вынес ряд решений в отношении картельных соглашений. Рассмотрим некоторые примеры картельных образований и мер, предпринятых в их отношении.
Витаминный картель
В феврале 1999 года европейская комиссия раскрыла витаминный картель, состоящий из восьми фирм-производителей. Картель являлся поставщиком таких витаминов, как A, E, B1, B2, B5, B6, C, D3, H, фолиевой кислоты, бета-кератинов и каротиноидов. В 2001 году ряд компаний обратился в ЕК с заявлением о смягчении наказания (штраф в размере 855,33 млн.евро). [18]
Витаминный картель работал по следующему механизму: в январе 1989г. деятельность началась с выпуска витаминов А и Е, на долю которых приходится порядка 60% от общего производства кормовых витаминных добавок. Затем фирмы начали производить витамины B1, B2, B5, C, D3, H, бета-каротин и каротиноиды. Следующим шагом стало создание тайного и отлаженного механизм для контроля рынка соответствующих витаминов. Фирмы установили свои доли рынка и таким образом координировали свои цены, работая на рынке не как конкуренты, а как члены тесно сплоченного партнерства.
В ходе расследования данного экономического преступления комиссия постановила, что нарушения, которые совершили производители, затронули, по меньшей мере, 80% мирового рынка и Европейского рынка по производству витаминов A, E, C, B2, B5, D3, бета-каротину и каротиноидам, и действительно сильно повлияли на рынки этих продуктов в Европе. Причем цены на каждом подобном рынке согласовывались, устанавливались и удерживались на согласованном уровне.
В результате, тем фирмам, при содействии которых ЕК разоблачила данный сговор, комиссия сделала скидки с наложенных на них штрафов.
Результаты изменение представлены ниже в таблице.
Таблица 1. Размеры штрафов [19]
Название компании |
Снижение штрафа (%) |
Штрафы (Евро) |
F. Hoffmann-La Roche AG (Швейцария) |
50% |
462 000 000 |
BASF AG (Германия) |
50% |
296 160 000 |
Aventis SA (Франция) |
100% и 10% |
5 040 000 |
Solvay Pharmaceuticals BV (Голландия) |
35% |
9 100 000 |
Merck KgaA (Германия) |
15% |
9 240 000 |
Daiichi Pharmaceutical Co Ltd (Япония) |
35% |
23 400 000 |
Eisai Co Ltd (Япония) |
30% |
13 230 000 |
Takeda Chemical Industries Ltd (Япония) |
35% |
37 050 000 |
Картель «цвета асфальта»
30 марта 2004 года один из самых крупных финских строительных концернов снял свои акции с биржевых торгов. Причиной подобного поведения послужило объявление антимонопольного комитета.
Как известно, в Финляндии для осуществления любого проекта: от аренды небольшой кофейни до строительства аэропорта, - существует, так называемая, система «tarjous», что в переводе означает ‘предложение’. Данная концепция гласит, что заказчик аэропорта или владелец кофейни выбирает из всех предложенных ему вариантов наиболее подходящий по цене, условиям и другим показателям. Как правило, только заказчик знает об условиях выполнения «tarjous» исполнителем. В то время как все остальные участники рынка всего лишь догадываются о том, что могут предложить конкуренты. Заказчиками в данной ситуации выступали финское
правительство и округа, а исполнителем – картель.[20]
По данным антимонопольного комитета, деятельность данного картеля продолжалась на протяжении десяти лет. За годы существования система была отлажена и действовала по принципы «не умеешь – научим, не хочешь - заставим». Под руководством финского концерна, рынок географически был разделен так, что каждая фирма-участник получала определенную годовую долю, которая измерялась в тоннах асфальта. Причем доля зависела от месторасположения предприятия и от весомости в отрасли.
Государственные заказы от управления дорог и авиации, заказы от округов и частных лиц делились отдельно. Если объявлялся тендер на какойлибо региональный проект, участники сговора созванивались и согласовывали цены. Обмен факсами был строго запрещен с самого начала действия картеля для того, чтобы не оставалось письменных свидетельств сделок.