Файл: Сущность и значение мотивации персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источник: [6, c. 59]

Более простую потребность низкого уровня нужно удовлетворить прежде, чем потребность следующего уровня перерастет в более значимый фактор, определяющий поведение индивида.

Ни одна система материального вознаграждения, как правило, не в состоянии полностью учесть сложность и характер труда, личный вклад работника, весь объем работ, потому что множество трудовых функций никак не фиксируются в должностных инструкциях и нормативных актах.

К организационным способам мотивации нужно отнести:

- участие в принятии решений предприятием;

- перспектива приобретения новые навыков и знаний ;

- разнообразие содержания труда (обеспечение более интересной работой с последующим профессиональным и должностным ростом).

Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:

- создание условий для формирования профессиональной гордости и личной ответственности за работу – наличие известной доли риска, возможность добиться успеха;

- присутствие вызова, обеспечение возможностей для выражения себя в труде;

- признание – публичное и личное, почетные грамоты, ценные подарки, Доска почета и другие;

- награждение орденами и медалями за особые заслуги, нагрудными знаками, присвоение почетных званий;

- высокие цели, мотивирующие работников на эффективный труд. Любого рода задание должно включать в себя элемент вызова, новизны;

- атмосфера обоюдного доверия и уважения.

Эффективный комплексный метод мотивации заключается в возможности повышения в должности, однако данный метод ограничен внутренне, так как:

- количество должностей высокого ранга на предприятии ограничено;

- продвижение по службе влечет за собой высокие затраты на переподготовку. В управленческой практике обычно применяются различные методы и их комбинации одновременно. Необходимым условием в управлением предприятием является использование всех групп методов, с целью более эффективного управления мотивацией.

Приведенная классификация методов мотивирования является классической, но наряду с ней в современном менеджменте применяют также другие группы методов мотивирования. В более крупном ракурсе методы мотивирования группируются в четыре следующих вида:

- Разного рода экономические мотивы – зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, льготы, страховки, премии, беспроцентные кредиты и прочее. Успех их воздействий зависит от того, насколько коллектив понимает принципы системы, считает их справедливыми, в какой мере соблюдена неизбежность поощрения или наказания и результатов работы, их тесная связь во времени.


- Управление по целям. Эта система широко применяется в Америке и предусматривает собой установление для личности или группы цепи целей, которые способствуют решению задач предприятия — достижение определенных качественных или количественных уровней, повышение квалификации работников и прочее. Достижение каждой цели автоматически влечет за собой повышение оплаты труда или иную форму поощрений.

- Обогащение труда – эта систему в большей степени следует отнести к методам неэкономической мотивации. Она означает предоставление людям более перспективной и содержательной работы, высокой самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. В нередких случаях за этим следует увеличение оплаты труда и социального статуса работников.

В наше время существуют различные вида системы участия: широкое привлечение коллектива для принятия решений по важным проблемам производства и управления, как например в Японии; соучастие в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях – США, Англия. В настоящее время в рамках этих методов ведется разработка отдельных методик и систем мотивирования персонала [15, с. 373].

Выводы.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация, поэтому одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Существующие теории мотивации разделяются на два типа: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию и стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

2 АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИИ КАДРОВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЗТДИА»


2.1 Краткая характеристика организации

Открытое акционерное общество «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» (далее ОАО «БЗТДиА») – коммерческая организация, относящаяся по роду своей деятельности к автотракторным предприятиям. Предприятие специализируется на производстве деталей и узлов тракторной техники, тракторов «Беларус» и его модификаций, товаров народного потребления.

Завод был основан в 1945 году как межрайонная мастерская капитального ремонта тракторных и автомобильных двигателей и некоторых сельхозмашин. На базе этой мастерской с июля 1958года начал функционировать Бобруйский ремонтный завод, а в конце 1959 года последний был переименован на Бобруйский завод тракторных деталей и переориентирован на выпуск новой продукции – запасных частей, деталей и узлов к тракторам и автомобилям. С 1965 года завод передан в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1970 году он переименовывается в Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов «Бобруйсктрактородеталь».

На основании приказа Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 410 от 30 октября 1974 года Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов вошел в состав производственного объединения «Минский тракторный завод».

В 1981 году в соответствии с народнохозяйственным планом дальнейшего развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения на заводе развернулась общесоюзная стройка по возведению новых промышленных корпусов, расширению и обустройству его территории. За семилетний период производственные площади завода увеличились на 60 тысяч квадратных метров, было введено в эксплуатацию основных фондов на сумму эквивалентную 38,5 млн. долларов США. Значительно улучшилась культура производства и социальная сфера. Вновь построенные корпуса и здания, завершенное благоустройство территории завода придали ему современный архитектурный облик.

В соответствии с приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2013г. № 305 Республиканское унитарное предприятие «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» реорганизовано в Открытое акционерное общество «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и зарегистрировано 22 января 2014 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.


Организационная структура управления заводом представлена на рисунке А.1 приложения А; она организована по линейно-функциональному признаку. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих функционирование организации как системы производства. Для ОАО «БЗТДиА» характерна централизация функций управления всех уровней, благодаря чему эффективно осуществляется единая политика в производственной, технической, экономической, кадровой и других областях.

На предприятии в 2015-2017 гг. были реализованы мероприятия программы импортозамещения комплектующих изделий тракторов БЕЛАРУС-422/622 изделиями отечественного производства. Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами и комплектующими изделиями является одним их узких мест в работе завода.

Тракторы «Беларус-320» со всеми ведущими колесами предназначены для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ, коммунальном хозяйстве, строительстве и промышленности.

Рынок сбыта тракторных запчастей весьма обширен. Он охватывает Республику Беларусь, Российскую Федерацию, страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время ОАО «БЗТДиА» работает и имеет устойчивые деловые связи на рынках России, Украины, Молдовы, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Вьетнама, Пакистана, Египта, Казахстана, Болгарии.

Основным экспортером продукции является Россия, куда поставляется 60,9 % всего экспорта, также продукция экспортируется в Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам, Грецию, Испанию. В 2016 году ОАО «БЗТДиА» нашел новых покупателей в Болгарии, Германии, Египте, Греции, Молдове, Польше, Казахстане, Узбекистане, США, Литве, Латвии.

Наибольший объем экспорта в 2017 г. составляет Россия (65,02 %) и страны Дальнего зарубежья (20,56 %), что представлено на рисунке 2.1.

В 2017 году ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» экспортировал продукцию на сумму 17398 тыс. долл., в том числе в дальнее зарубежье – 3577 тыс. долл., в страны СНГ (без России) – 2511 тыс. долл., в Российскую Федерацию – 11312 тыс. долл. Темп роста экспорта в 2017 г. составил к уровню 2016 г. 98,93 %, в то время как в 2016 г. к 2015 г. темп роста экспорта составлял 100,61 %.

Рисунок 2.1 – Структура экспорта продукции ОАО «БЗТДиА» в 2017 г.,

тыс. долл. США

Источник: данные предприятия


На рынке Республики Беларусь жесткой конкуренции малогабаритным тракторам производства ОАО «БЗТДиА» практически не ощущается, это связано с тем, что присутствует на данном рынке в основном техника Владимирского тракторного завода.

Проведем анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «БЗТДиА» на основании данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1 – Показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «БЗТДиА» за 2015-2017 гг.

Показатель, ед. изм.

Годы

Темп роста, %

Отклонение, +/-

2015

2016

2017

2016 г. к 2015 г.

2017 г. к 2016 г.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

104659

109118

116397

104,26

106,67

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р.

87695

91035

102425

103,81

112,51

Валовая прибыль, тыс. р.

16964

18083

13972

106,60

77,27

Управленческие расходы, тыс. р.

9561

10131

10578

105,96

104,41

Расходы на реализацию, тыс. р.

1657

1656

1553

99,94

93,78

Среднесписочная численность работников, чел.

2361

2254

2180

103,14

102,85

Прибыль (убыток) от реализации, тыс. р.

5746

6296

1841

109,57

29,24

Прибыль (убыток) от текущей деятельности, тыс. р.

1249

3075

-3771

246,20

-301,92

Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности, тыс. р.

-1160

-4898

-22330

422,24

1925,00

Прибыль (убыток) до налогообложения

89

-1823

-26101

-

-

Налог на прибыль, тыс. р.

68

0

0

0,00

0,00

Чистая прибыль (убыток), тыс. р.

49

1817

26102

3708,16

1436,54

Среднемесячная заработная плата работающих, р.

464

443

617

95,47

139,28

Производительность труда, %

48,136

52,160

57,458

108,36

110,16

Рентабельность продаж, %

5,49

5,77

1,58

105,09

27,41

Рентабельность реализованной продукции, %

16,21

16,57

12,00

102,24

72,43