Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Источник: [6, c. 59]
Более простую потребность низкого уровня нужно удовлетворить прежде, чем потребность следующего уровня перерастет в более значимый фактор, определяющий поведение индивида.
Ни одна система материального вознаграждения, как правило, не в состоянии полностью учесть сложность и характер труда, личный вклад работника, весь объем работ, потому что множество трудовых функций никак не фиксируются в должностных инструкциях и нормативных актах.
К организационным способам мотивации нужно отнести:
- участие в принятии решений предприятием;
- перспектива приобретения новые навыков и знаний ;
- разнообразие содержания труда (обеспечение более интересной работой с последующим профессиональным и должностным ростом).
Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:
- создание условий для формирования профессиональной гордости и личной ответственности за работу – наличие известной доли риска, возможность добиться успеха;
- присутствие вызова, обеспечение возможностей для выражения себя в труде;
- признание – публичное и личное, почетные грамоты, ценные подарки, Доска почета и другие;
- награждение орденами и медалями за особые заслуги, нагрудными знаками, присвоение почетных званий;
- высокие цели, мотивирующие работников на эффективный труд. Любого рода задание должно включать в себя элемент вызова, новизны;
- атмосфера обоюдного доверия и уважения.
Эффективный комплексный метод мотивации заключается в возможности повышения в должности, однако данный метод ограничен внутренне, так как:
- количество должностей высокого ранга на предприятии ограничено;
- продвижение по службе влечет за собой высокие затраты на переподготовку. В управленческой практике обычно применяются различные методы и их комбинации одновременно. Необходимым условием в управлением предприятием является использование всех групп методов, с целью более эффективного управления мотивацией.
Приведенная классификация методов мотивирования является классической, но наряду с ней в современном менеджменте применяют также другие группы методов мотивирования. В более крупном ракурсе методы мотивирования группируются в четыре следующих вида:
- Разного рода экономические мотивы – зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, льготы, страховки, премии, беспроцентные кредиты и прочее. Успех их воздействий зависит от того, насколько коллектив понимает принципы системы, считает их справедливыми, в какой мере соблюдена неизбежность поощрения или наказания и результатов работы, их тесная связь во времени.
- Управление по целям. Эта система широко применяется в Америке и предусматривает собой установление для личности или группы цепи целей, которые способствуют решению задач предприятия — достижение определенных качественных или количественных уровней, повышение квалификации работников и прочее. Достижение каждой цели автоматически влечет за собой повышение оплаты труда или иную форму поощрений.
- Обогащение труда – эта систему в большей степени следует отнести к методам неэкономической мотивации. Она означает предоставление людям более перспективной и содержательной работы, высокой самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. В нередких случаях за этим следует увеличение оплаты труда и социального статуса работников.
В наше время существуют различные вида системы участия: широкое привлечение коллектива для принятия решений по важным проблемам производства и управления, как например в Японии; соучастие в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях – США, Англия. В настоящее время в рамках этих методов ведется разработка отдельных методик и систем мотивирования персонала [15, с. 373].
Выводы.
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация, поэтому одна из главных задач для предприятий различных форм собственности — поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Существующие теории мотивации разделяются на два типа: содержательные и процессуальные теории мотивации. Содержательные мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию и стараются определить потребности, побуждающие людей к действию. В процессуальных теориях мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
2 АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИИ КАДРОВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БЗТДИА»
2.1 Краткая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» (далее ОАО «БЗТДиА») – коммерческая организация, относящаяся по роду своей деятельности к автотракторным предприятиям. Предприятие специализируется на производстве деталей и узлов тракторной техники, тракторов «Беларус» и его модификаций, товаров народного потребления.
Завод был основан в 1945 году как межрайонная мастерская капитального ремонта тракторных и автомобильных двигателей и некоторых сельхозмашин. На базе этой мастерской с июля 1958года начал функционировать Бобруйский ремонтный завод, а в конце 1959 года последний был переименован на Бобруйский завод тракторных деталей и переориентирован на выпуск новой продукции – запасных частей, деталей и узлов к тракторам и автомобилям. С 1965 года завод передан в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1970 году он переименовывается в Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов «Бобруйсктрактородеталь».
На основании приказа Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 410 от 30 октября 1974 года Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов вошел в состав производственного объединения «Минский тракторный завод».
В 1981 году в соответствии с народнохозяйственным планом дальнейшего развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения на заводе развернулась общесоюзная стройка по возведению новых промышленных корпусов, расширению и обустройству его территории. За семилетний период производственные площади завода увеличились на 60 тысяч квадратных метров, было введено в эксплуатацию основных фондов на сумму эквивалентную 38,5 млн. долларов США. Значительно улучшилась культура производства и социальная сфера. Вновь построенные корпуса и здания, завершенное благоустройство территории завода придали ему современный архитектурный облик.
В соответствии с приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30.12.2013г. № 305 Республиканское унитарное предприятие «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» реорганизовано в Открытое акционерное общество «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и зарегистрировано 22 января 2014 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организационная структура управления заводом представлена на рисунке А.1 приложения А; она организована по линейно-функциональному признаку. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих функционирование организации как системы производства. Для ОАО «БЗТДиА» характерна централизация функций управления всех уровней, благодаря чему эффективно осуществляется единая политика в производственной, технической, экономической, кадровой и других областях.
На предприятии в 2015-2017 гг. были реализованы мероприятия программы импортозамещения комплектующих изделий тракторов БЕЛАРУС-422/622 изделиями отечественного производства. Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами и комплектующими изделиями является одним их узких мест в работе завода.
Тракторы «Беларус-320» со всеми ведущими колесами предназначены для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ, коммунальном хозяйстве, строительстве и промышленности.
Рынок сбыта тракторных запчастей весьма обширен. Он охватывает Республику Беларусь, Российскую Федерацию, страны ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время ОАО «БЗТДиА» работает и имеет устойчивые деловые связи на рынках России, Украины, Молдовы, Венгрии, Литвы, Латвии, Эстонии, Германии, Вьетнама, Пакистана, Египта, Казахстана, Болгарии.
Основным экспортером продукции является Россия, куда поставляется 60,9 % всего экспорта, также продукция экспортируется в Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам, Грецию, Испанию. В 2016 году ОАО «БЗТДиА» нашел новых покупателей в Болгарии, Германии, Египте, Греции, Молдове, Польше, Казахстане, Узбекистане, США, Литве, Латвии.
Наибольший объем экспорта в 2017 г. составляет Россия (65,02 %) и страны Дальнего зарубежья (20,56 %), что представлено на рисунке 2.1.
В 2017 году ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» экспортировал продукцию на сумму 17398 тыс. долл., в том числе в дальнее зарубежье – 3577 тыс. долл., в страны СНГ (без России) – 2511 тыс. долл., в Российскую Федерацию – 11312 тыс. долл. Темп роста экспорта в 2017 г. составил к уровню 2016 г. 98,93 %, в то время как в 2016 г. к 2015 г. темп роста экспорта составлял 100,61 %.
Рисунок 2.1 – Структура экспорта продукции ОАО «БЗТДиА» в 2017 г.,
тыс. долл. США
Источник: данные предприятия
На рынке Республики Беларусь жесткой конкуренции малогабаритным тракторам производства ОАО «БЗТДиА» практически не ощущается, это связано с тем, что присутствует на данном рынке в основном техника Владимирского тракторного завода.
Проведем анализ показателей хозяйственной деятельности ОАО «БЗТДиА» на основании данных таблицы 2.1.
Таблица 2.1 – Показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО «БЗТДиА» за 2015-2017 гг.
Показатель, ед. изм. |
Годы |
Темп роста, % Отклонение, +/- |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2016 г. к 2015 г. |
2017 г. к 2016 г. |
|
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. |
104659 |
109118 |
116397 |
104,26 |
106,67 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. |
87695 |
91035 |
102425 |
103,81 |
112,51 |
Валовая прибыль, тыс. р. |
16964 |
18083 |
13972 |
106,60 |
77,27 |
Управленческие расходы, тыс. р. |
9561 |
10131 |
10578 |
105,96 |
104,41 |
Расходы на реализацию, тыс. р. |
1657 |
1656 |
1553 |
99,94 |
93,78 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
2361 |
2254 |
2180 |
103,14 |
102,85 |
Прибыль (убыток) от реализации, тыс. р. |
5746 |
6296 |
1841 |
109,57 |
29,24 |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности, тыс. р. |
1249 |
3075 |
-3771 |
246,20 |
-301,92 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности, тыс. р. |
-1160 |
-4898 |
-22330 |
422,24 |
1925,00 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
89 |
-1823 |
-26101 |
- |
- |
Налог на прибыль, тыс. р. |
68 |
0 |
0 |
0,00 |
0,00 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. р. |
49 |
1817 |
26102 |
3708,16 |
1436,54 |
Среднемесячная заработная плата работающих, р. |
464 |
443 |
617 |
95,47 |
139,28 |
Производительность труда, % |
48,136 |
52,160 |
57,458 |
108,36 |
110,16 |
Рентабельность продаж, % |
5,49 |
5,77 |
1,58 |
105,09 |
27,41 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
16,21 |
16,57 |
12,00 |
102,24 |
72,43 |