Файл: Теоретические аспекты инвестиционной политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику в 2018 году по основным странам-инвесторам (млн. Долл. США).

 Наибольшая доля в накопленном иностранном капитале пришлась на другие инвестиции на возвратной основе - 57,8% (на конец июня 2018 года - 55,2%), доля прямых инвестиций составила 39,5% (40,6%), портфельных инвестиций - 2,7 % (4,2%).

В первом полугодии 2017 года российская экономика получила 87,7 миллиарда долларов иностранных инвестиций, что в 2,9 раза больше, чем в первом полугодии 2018 года. [17]

Объем погашенных инвестиций, ранее полученных в Россию из-за рубежа, был в первой половине 2018 года. В первом полугодии 2017 года объем инвестиций, погашенных в Россию из-за рубежа, составил 81,7 миллиарда долларов, что в 2,5 раза больше, чем в первом полугодии. 2017 года.

Глава 3. Пути совершенствования инвестиционной политики РФ

3.1 Основные характеристики и проблемы реализации совре­менной инвестиционной политики

Важную роль в правовом регулировании инвестиционной деятельности играет Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Закон имеет принципиальное значение, поскольку определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальные вложения, а также права и обязанности инвесторов. Кроме того, в 39-ФЗ установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемых в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности [1].

Кроме того, 39-ФЗ устанавливает четкое разделение полномочий в области государственного регулирования инвестиционной деятельности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральные органы власти используют следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений:


  1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем: Совершенствование налоговой системы, механизма амортизации и использования амортизационных отчислений; Предоставление инвестиционным субъектам льготных условий использования земельных и иных природных ресурсов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  2. расширение использования государственных средств и других внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; Создание и развитие сети информационно-аналитических центров, которые проводят регулярные рейтинги и публикуют рейтинги субъектов инвестиционной деятельности;
  3. Принятие антимонопольных мер;
  4. Расширение возможностей использования залогового обеспечения в процессе кредитования; развитие финансового лизинга в Российской Федерации; переоценка основных средств в соответствии с темпами инфляции;
  5. непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем:

- разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, реализуемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых из федерального бюджета;

- ежегодно формируется федеральная целевая инвестиционная программа на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализация в соответствии с в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- защита российских организаций от поставок устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаучных технологий, оборудования, конструкций и материалов; Участие в инвестиционном процессе временно приостановленных и законсервированных строительных проектов и объектов государственной собственности;

- предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по окончании торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

Государство применяет различные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:


1) посредством издания законов и подзаконных нормативных актов;

2) посредством прямого управления государственными инвестициями;

3) принятием государственных инвестиционных программ;

4) посредством особого регулирования государственной деятельности;

5) экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности являются:

• налогообложение;

• участие государственных органов в инвестиционной деятельности;

• создание свободных экономических зон;

• распределение и перераспределение финансовых ресурсов;

• кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов).

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов.

В качестве законов, регулирующих инвестиционную деятельность, выступают:

• Конституция Российской Федерации.

• Градостроительный кодекс РФ.

• Гражданский кодекс РФ, часть первая, часть вторая.

• Налоговый кодекс, часть первая, часть вторая. [8]

Для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут использовать следующие формы и методы:

  • разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации [8].

Таким образом, в настоящее время за федеральным центром остается выполнение главных функций государства в экономике:

  • формирование условий для развития свободного рынка;
  • кардинальное улучшение инвестиционного климата;
  • развитие конкуренции между регионами за привлечение частных инвестиций;
  • поддержка эффективных социально-экономических программ;
  • демонополизация и децентрализация экономики;
  • осуществление перехода от старой модели развития, базирующейся в основном на экспорте сырья, к современной инновационной экономической модели развития [10].
    Текущая ситуация в сфере инвестиционной политики в России и проблемы привлечения инвестиций в российскую экономику.

Во время финансово-экономического кризиса инвестиционный климат в России ухудшился. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых, масштабный отток капитала из страны (по данным ЦБ, только в 2008 году отток капитала из России «составил 129,9 млрд долларов, а банковский сектор страны экспортировал 57,5 ​​млрд долларов за год» Это рекордный отток капитала из страны в последние годы [5].


Другие причины снижения притока инвестиций, обвал фондового рынка российских предприятий, непроизводительные заимствования за рубежом, а также общесистемный кризис Российская экономика. Следует отметить, что в течение этого периода Правительство Российской Федерации осуществляло масштабную антикризисную программу, и эти меры имели определенный положительный эффект. Большинство запланированных мер были успешно реализованы, некоторые были продлены, другие продолжают модернизироваться и уточняться. На 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов была разработана федеральная целевая инвестиционная программа, меры которой были разработаны в соответствии с приоритетами государственных инвестиций, такими как создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе развития здравоохранения, образования, культуры, обеспечения жильем граждан, улучшения демографической ситуации;

  • укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развития пограничной и таможенной инфраструктуры;
  • улучшение экологической обстановки, создание условий для безопасной жизнедеятельности;
  • развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;
  • обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета;
  • открытость, «прозрачность» и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов [12].

Целевая программа направлена ​​на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение ряда наиболее важных социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основе по предложениям, утвержденным решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Общий объем инвестиций в мероприятия программы составил около 900 миллионов рублей. [8]

2016 год является четвертым годом инвестиционного спада в России, который начался еще до санкций и нефтяного обвала. Экономисты говорят о второй инвестиционной паузе в стране после 90-х годов. Первый из них произошел в 90-х годах и длился около восьми лет.

Экономисты указывают на инвестиционную паузу, которая началась в стране в 2013 году и продолжается по сей день. «За последние 17 лет инвестиционная пауза в 2013–2015 годах стала первым длительным периодом отсутствия реального роста инвестиций в основной капитал», - говорят они. [6]


После 2000 года инвестиции в Россию росли почти каждый год, как правило, быстрее, чем ВВП и промышленное производство. Это продолжалось до кризисного 2009 года, когда инвестиции сократились на 15,7%. В 2010 году казалось, что посткризисное оживление инвестиций началось, но оно было недолгим.

В конце 2013 года Росстат зафиксировал снижение инвестиций на 0,2%. Признаки ухудшения могут быть обнаружены в статистике за второй квартал года - до обострения отношений с Украиной, конфликта вокруг Крыма, санкций, нефтяного обвала. В 2014 году инвестиции сократились на 2,7%, в 2015 году - на 8,4%. В то же время собственные финансовые ресурсы предприятий в настоящее время являются практически единственным источником инвестиций, поскольку банковские кредиты выдаются по высоким ставкам, а правительство, хотя разрабатывает антикризисные меры, не спешит тратить дефицит бюджета, а внешние заимствования сдерживаются санкциями. [18]

Таким образом, с учетом наличия кризисных явлений инвестиционная сфера Российской Федерации характеризуется следующими признаками:

  • недостаточный объем государственных инвестиций;
  • в экономике наблюдается возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения;
  • возникают новые, в первую очередь негосударственные, источники финансирования [15].

Инвестиционный кризис в нашем государстве предопределен несколькими причинами:

  • продолжительный экономический упадок;
  • понижение валовых национальных накоплений;
  • инфляционные течения;
  • понижение стабильности национальной валюты;
  • структурные изменения денежной массы;
  • понижение инвестиционных выплат государственного бюджета при невозвращённом росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств организаций;
  • усиление кризиса бюджетной системы;
  • рост объема неплатежей;
  • нестабильное финансовое положение организаций;
  • несоблюдение процессов создания общественного капитала;
  • выбор в получении доходов на финансовом рынке, пустой приход иностранных инвестиций;
  • неразумность экономической деятельности государства;
  • недочёты законодательства;
  • продолжительный темп институциональных реформ.

Отечественный опыт реформирования инвестиционной среды носит преимущественно негативный характер, что обусловлено как несовершенством разработки общего плана реформ, так и профанацией реализации заложенных в нем принципов на практике [10].