Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 5268
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Сущность процесса управления
1.3.Планирование, как общая функция управления
1.4.Контроль, как общая функция управления
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЙ
2.1. Общие и специальные функции управления на примере российских компаний
2.2. Общие и специальные функции управления на примере зарубежных компаний
Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и (или) к необходимым действиям. Решения называются управленческими, если они разрабатываются и направлены на:
- стратегическое планирование;
- управление управленческой деятельностью;
- управление человеческими ресурсами (производительностью и т.д.);
- управление производственной и обслуживающей деятельностью;
- формирование системы экономического управления компании;
- управленческое экономическое консультирование;
- управление внутренними и внешними коммуникациями предприятия.
Управленческое решение разрабатывается и реализуется в интересах какой-либо группы людей - потребителя решения. Ими могут быть: владельцы бизнеса, инвесторы, руководство компании и т.д. (рис. 5).
┌───────────────────────────┐
│Субъект (инициатор) решения│
└────┬────────────┬───────┬─┘
/│\ /│\ /│\
│ │ │
\│/ │ │
┌─────────────────┐ ┌─────────┴───────┐ │ │
│ Консультанты │<-------------------->│ Специалисты │ │ │
│ Эксперты │ └─────────────────┘ │ │
└─────────────────┘ │ │
\│/ │
┌─────────────────────┴──────┐│
│Объект (исполнитель) решения││
└────────┬───────────────────┘│
│ │
\│/ \│/
┌─────────────────────────────────┴────────────────────┴─┐
│ Потребители, для которых оно готовятся или реализуются│
└────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 5. Стандартная схема процесса управления предприятием [7, с.42]
Раскрытие содержания понятия "качество управления" в некоторой степени предопределяет подходы к его оцениванию. Но прежде чем описать методы определения, измерения качества управления, следует установить исходные принципы, ключевые идеи оценивания качества управления экономическими объектами и процессами.
Развитие конкуренции между компаниями требует от управленцев на всех уровнях управления качественных и эффективных решений. Однако оценка качества является недостаточно хорошо изученной областью стратегического менеджмента в связи со сложностью и многообразием решений в разных областях управленческой деятельности, с одной стороны, и субъективными подходами к процессам принятия решений - с другой. Также требует развития связь оценки качества с эффективностью принимаемых решений.
Под качеством управления понимаются, прежде всего, продуманность, своевременность, целенаправленность и эффективность экономических управленческих решений рис.6.
┌───────────────────────────────┐
│ Субъект (инициатор) решения │
└───────────────┬───────────────┘
/│\
\│/
┌───────────────┴────────────────────────────────┐
│ Критерии оценки качества УР │
└───────────────┬────────────────────────────┬───┘
\│/ │
┌───────────────┴───────────────┐ │
│ Объект (исполнитель) решения │ │
└───────────────┬───────────────┘ │
\│/ \│/
┌───────────────────────────────┴────────────────────────────┴────────────┐
│ Потребители, для которых готовятся или реализуются УР │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 6. Предлагаемая схема подготовки и реализации управленческого решения
В процессе экономического управления необходимо выработать эффективное экономическое решение, для которого эталон не может быть заранее задан. Только в ходе разработки управленческого документа мы стремимся приблизиться к некоторому идеальному результату.
Оценка качества управления не обособляется в виде самостоятельного процесса, отделенного от процесса производства и осуществляемого обычно органами технического контроля после завершения производственного процесса. Отсюда следует, что обособление и выделение оценки качества в виде самостоятельной завершающей процедуры контроля не характерно для процессов управления бизнес-процессами.
Необходима оценка качества управленческих работ по управлению экономикой, проводимая до их завершения и позволяющая заблаговременно устранить недостатки и довести качество до требуемой кондиции. Такая оценка должна сопровождать рабочий процесс по аналогии с технологическим контролем в материальном производстве.
В настоящее время используются различные термины, по-своему характеризующие соотношение результата с определенными целевыми параметрами:
- экономический результат деятельности предприятия (прибыль, убыток),
- экономическая целесообразность видов деятельности,
- экономичность (соотношение расходов и доходов),
- производительность труда работников предприятия (выработка),
- и др.
Эффективность деятельности предприятий в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение. Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.
Под эффективностью понимают:
- определенный конкретный результат;
- соответствие результата плановому показателю;
- функциональное разнообразие систем;
- числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
- вероятность выполнения целевых установок и функций;
- отношение реального эффекта к требуемому эффекту [4, с.172].
В условиях современной рыночной экономики деятельность компании осуществляется в постоянно меняющейся внешней конкурентной среде. Поэтому успешное функционирование компании связано с быстрыми и правильными решениями, которые осуществляют руководители всех уровней.
Таким образом, проблема оценки качества управления является ключевой для выживания и развития компании в условиях рынка. Результаты принятых в процессе управления решений могут, как соответствовать, так и не соответствовать ожиданиям тех, кто эти решения принимает. Поэтому выявление ошибочных решений, их оценка и главное - исследование причин возникновения ошибок в процессе управления являются одними из главных задач, которые должны осуществлять руководители.
1.2. Функции менеджмента
Деятельность управления - это сложный и целенаправленный процесс. В постиндустриальном обществе становится важным, как работает руководитель, как он гибок и мобилен в своих действиях в отношении организации, команды в связи с осуществлением своих функций. Достижение эффективности в деятельности руководства организации, касающихся взаимодействия и динамической функции менеджера в постоянно меняющихся условиях.
Прежде чем приступить к рассмотрению функций управления, необходимо разобраться с понятием "управленческая деятельность". Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с примерами управления? Посмотрим на это с точки зрения метода системы. Как вы знаете, все вокруг нас взаимосвязано. Например, если вы берете персонал любой организации, который состоит из работников, директора, его заместителя, помощников. Команда - это система, руководитель, заместитель. Потеря даже одного из этих элементов приведет к нарушению в системе. Как и любой другой элемент тоже является универсальным звеном в системе. Это позволит сделать внутренние процессы в оптимальной системе, беспроигрышными. Один неверный шаг, одно неправильное действие руководителя может вызвать нарушения в системе [6].
Вы можете контролировать природные объекты (например, ведя здоровый образ жизни, включающий здоровое питание, физические упражнения, свежий воздух, мы можем улучшить свое здоровье), физические процессы (управление ядерной реакцией с целью получения "мирной" энергии, а не взрыва), технические системы (машины). Вы можете контролировать свои эмоции, подавлять гнев или раздражение и т.д.
Управление состоит из двухполосной системы. Говоря о контроле, многие люди видят его как одностороннее воздействие субъекта на объект. На самом деле, зачастую, важную роль играет обратная связь, а именно влияние объекта на испытуемого. Потому что этот эффект часто приводит к изменению управленческих решений.
Функция управления - это направление или форма правления, характеризующаяся отдельным набором задач и проведением специальных методов и способов.
Среди основных характеристик функции управления являются следующие:
1) направленность этой работы;
2) отдельные сложные задачи.
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы организации [5. С. 55].
Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления. Распределение функций управления способствует совершенствованию процесса управления, обобщение и передача управленческого опыта, а также изучение функций управления, понимание природы деятельности и управления [2].
Планирование - это непрерывный процесс создания и реализации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
Организация как функция управления направлена на реализацию планов. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их поведения.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он включает установление стандартов, измерение результатов и принятие необходимых корректирующих мер [3].
На диаграмме ниже показаны систематические функции управления.
Коммуникация - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми. Благодаря коммуникациям руководители (аппарат управления) получают информацию, необходимую для принятия решений, и обмениваются решениями для сотрудников. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений (см. таблицу 1).
Таблица 1
Соотношение различных возможностей управления задачами
Планирование |
Организация |
Координация |
Мотивация |
Контроль |
Постановка целей; Определение необходимых ресурсов; Выбор способов |
Структуры производства; Структуры управления; Процесс |
Принятие решения о том, как согласовывать деятельность различных структурных |
Установление и оценку неудовлетворенных потребностей; Формирование |
Кого, когда и как контролировать; виды и формы контроля использовать; КБК для анализа |
достижения целей |
производства, |
подразделений, |
удовлетворения |
полученной информации; |
и задач |
услуг поддержки и |
использования |
потребностей; |
решения для |
обслуживания |
технических средств связи |
Стимул определения (меры) |
осуществления корректирующих действий |