Файл: «Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике»(Теоретические аспекты взаимодействия фирм).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия фирм
1.1.Роль взаимодействия фирм. Признаки стратегических альянсов
1.2. Альянс как перспективная форма развития бизнеса
Глава 2. Исследование взаимодействия фирм на примере
2.1.Предпосылки и этапы создания стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
2.2. Оценка уровня локализации в альянсе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Глава 3. Пути развития стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Деятельность альянса «Alliance Rostec Auto B.V.» направлена на акционеров компании «АвтоВАЗ» и возможность осуществления переговоров между всеми участниками. Председатель правления - К. Гон, состав совета директоров: три уполномоченных из альянса «Renault-Nissan» и два уполномоченных из госкорпорации «Ростехнологии» [25].
Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что создание международных стратегических альянсов является сравнительно новыми и неизученным способом ведения бизнеса и дает возможность уже устоявшимся крупным компаниям открыть новый рынок, расширить производственные возможности. К тому же, стоит обратить внимание на тот факт, что создание таких объединений «улучшает» экономическую сущность рынка, что позволяет компаниям уходить от «ненужной конкуренции» и повышать свою эффективность на рынке.
Однако, многие компании испытывают проблему экономической зависимости от поставок импорта, в частности, это относится к такой важной отрасли отечественной промышленности, как автомобилестроение, которое испытывает экономическую зависимость от поставок импортных комплектующих.
2.2. Оценка уровня локализации в альянсе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Для оценки была выбрана такая марка автомобиля, как «LADA Vesta». Старт продаж автомобилей начался в конце 2015 г. На основании данных аналитического агентства «АВТОСТАТ» (Приложение 1) о локализованных деталях для данного автомобиля и мониторинга специализированных автомобильных новостных сайтов были проанализированы детали, локализованы посредством самой компании «АвтоВАЗ» и альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ».
Рассмотрим более подробно детали, которые были локализированы в модели автомобиля «LADA Vesta» (таблица 1).
Таблица 1
Детали, локализированные для «LADA Vesta» в 2015-2017 гг.[26]
Год оснащения |
Наименование детали, производитель |
Соглашение о производстве и поставках подписано в рамках альянса или «АвтоВАЗ» |
Стоимость детали, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2015 |
Daewon (сиденья) |
«АвтоВАЗ» |
126 796 |
Коito (оснастка светотехники) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
1 730 |
|
ZF (рулевой механизм с тягами, опоры радиатора) «Рулевые системы» ООО г. Тольятти |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
18 495 |
|
BROSE (стеклоподъемники ручные и электрические) |
«АвтоВАЗ» |
4 165 |
|
Valeo (климатика, сигнализация, парктроники, приводы и генераторы, стартер фары противотуманные) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
34 626 |
|
Continental (шины) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
18 880 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
Bosch (привод стеклоосушителя, гидроагрегаты, датчики скорости |
«АвтоВАЗ» |
9 629 |
|
Edscha Avtomoiv (петли нового поколения) |
«АвтоВАЗ» |
121 |
|
Magna (зеркало заднего вида внутреннее) |
«АвтоВАЗ» |
338 |
|
Conti Tech (трубопровод конденсатора в сборе для двигателя ВАЗ) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
5 016 |
|
АКОМ (стартерные аккумуляторные батареи) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
7 376 |
|
TRW (дефлекторы вытяжной вентиляции) |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
67 |
|
Lear (центральный блок управления кузовной электроники |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
6 549 |
|
Visteon (радиатор) |
«АвтоВАЗ» |
42 585 |
|
Kiekert (замок багажника) |
«АвтоВАЗ» |
1 044 |
|
2016 |
Свечи зажигания «Brisk» |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
848 |
2017 |
Daewon (каркасы для |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
142 571,37 |
Таким образом, исходя из таблицы видно, что в рамках компании было локализовано 7 деталей, в рамках альянса 10 деталей. Кроме того, необходимо сделать акцент на то, что в рамках «Renault-Nisaan-АвтоВАЗ» были локализованы ключевые детали «LADA Vesta».
Стоимость автомобиля «LADA Vesta», а также количество помесячно проданных автомобилей за 2015, 2016 и 2017 гг. а также ВВВП РФ представлены в таблице 2.
Таблица 2
Статистические данные о продажах «LADA Vesta»
в 2015-2017 гг. [27]
Год |
Стоимость автомобиля, руб. |
Количество проданных |
ВВП, млн. руб. |
2015 |
514000 |
2785 |
80804300 |
2016 |
529000 |
55174 |
85880600 |
2017 |
545900 |
15225 |
Рассчитаем основные стоимостные показатели для оценки импортозамещения деталей, локализированных в рамках «АвтоВАЗ».
Таблица 3
Показатели импортозамещения для «АвтоВАЗ» [28]
Показатели |
Результат |
Темп прироста, % |
||
2015 |
2016 |
2017 |
||
Коэффициент импортозависимости производства |
0,64 |
0,65 |
0,66 |
3,28 |
Коэффициент импортопокрытия |
0,56 |
0,54 |
0,51 |
-8,83 |
Коэффициент импортозамещения (микро) |
0,36 |
0,35 |
0,34 |
-5,84 |
Рисунок 3. Динамика изменения показателей импортозамещения для альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» [29]
Исходя из результатов за период декабрь 2015-февраль 2017 гг. видна отрицательная тенденция таких показателей, как коэффициент импортопокрытия (-10,30%), коэффициент импортозамещения (-5,84%), а также коэффициент импортной нагрузки (-0,83). Это значит, что в настоящее время еще недостаточно производство российских деталей в рамках альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ». Данный вывод подтверждает и увеличение коэффициента
импортозависимости производства (4,97%).
Если сравнивать показатели импортозамещения, то в обоих случаях в целом наблюдается отрицательная тенденция с разницей в несколько процентных пунктов. Однако, в рамках альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» в период с 2015-2017 гг. показатели находятся на более высоком уровне по сравнению с «АвтоВАЗ», из чего следует, что политика импортозамещения в альянсе более выгодна.
Таблица 4
Уровень локализации в 2015-2017 гг. [30]
Уровень локализации, % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
|
«АвтоВАЗ» |
35,93 |
34,91 |
33,83 |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
45,94 |
44,64 |
43,26 |
Представим графически изменение уровня локализации.
Рисунок 4. Динамика изменения уровня локализации в 2015-2017 гг. [31]
Исходя из полученных результатов видно, что, несмотря на отрицательные тенденции в каждом из случаев, детали, локализированные в рамках альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» имеют большую долю за весь рассматриваемый период, чем в рамках компании «АвтоВАЗ», то есть уровень локализации в рамках альянса выше.
Рассчитаем показатели локализации, вычисленные по измененной формуле, учитывающей складские автомобили.
Таблица 5
Статистические данные «LADA Vesta» в 2015-2016 гг. [32]
Год |
Количество произведенных «LADA Vesta», шт. |
Количество проданных «LADA Vesta», шт. |
Количество «LADA Vesta» на складе, шт. |
2015 |
5217 |
2785 |
2432 |
2016 |
110000 |
55174 |
54826 |
Таблица 6
Уровень локализации в 2015-2016 гг.[33]
Уровень локализации, % |
||
2015 |
2016 |
|
«АвтоВАЗ» |
71,86 |
69,82 |
«Renault-Nissan-АвтоВАЗ» |
91,89 |
89,28 |
Представим графически изменение уровня локализации.
Рисунок 5. Динамика изменения уровня локализации
в 2015-2016 гг. [34]
Таким образом, в период 2015-2017 гг. исходя из значений показателей
импортозамещения и уровня локализации можно сделать вывод, что, несмотря на незначительное падение международный стратегический альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» имеет более высокие показатели, чем «АвтоВАЗ» по деталям, которые были локализированы, что говорит о сработанной политике импортозамещения, что напрямую влияет на уровень локализации.
Следовательно, взаимодействия участников в рамках международного стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» обеспечивает высокий показатель уровня локализации.
Выводы
В настоящее время стратегические альянсы являются неотъемлемой частью бизнеса, глобализация всех сфер которого является общемировой тенденцией и затрагивает не только интересы крупнейших компаний в России, но и само развитие страны в социальной и экономической областях в целом.
В автомобильной промышленности через стратегическое партнерство с зарубежными поставщиками отечественные компании могут получить ресурсы для собственного технологического развития и современный опыт управления бизнесом и выйти к новым потребителям. У них есть шанс стать поставщиками более высокого уровня и для российских заводов, которые смогут перейти от практики постоянных тендеров на закупку комплектующих к долгосрочным отношениям с такими партнерами.
На примере международного стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» было проведено исследование по оценке взаимодействия участников альянса. В ходе исследования проанализированы мероприятия, направленные на повышения уровня локализации. В качестве продукта оценки выбрана модель альянса «LADA Vesta»: были проанализированы детали, локализованные в рамках «АвтоВАЗа» и в рамках самого альянса. На примере импортозамещения как одного из мероприятий были посчитаны показатели импортозамещения по локализованным деталям и показатель уровня локализации по утвержденной формуле и измененной (с учетом складских автомобилей). Затем была проведена оценка и анализ полученных результатов. В конце исследования показаны рекомендации. По итогам исследования, оценка показателей показала, что в рамках альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» в период с 2015-2017 гг. показатели находятся на более высоком уровне по сравнению с «АвтоВАЗ» по деталям, которые были локализированы, что говорит о сработанной политике импортозамещения.
Глава 3. Пути развития стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
В настоящее время в условиях политики и экономики, лидирующих позициях США на данной арене, одно из главных условий развития в перспективе отечественной промышленности представляет собой переориентацию на импортозамещение и совершенствование внутренней научной и производственной базы.
В настоящее время США является наиболее крупной технологической зоной, что влияет в свою очередь на другие страны, которые являются зависимыми от экономики США (Европейский союз, Китай, Япония, Россия).