Файл: «Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике»(Теоретические аспекты взаимодействия фирм).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия фирм
1.1.Роль взаимодействия фирм. Признаки стратегических альянсов
1.2. Альянс как перспективная форма развития бизнеса
Глава 2. Исследование взаимодействия фирм на примере
2.1.Предпосылки и этапы создания стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
2.2. Оценка уровня локализации в альянсе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Глава 3. Пути развития стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Рисунок 1. Основные принципы и механизмы их реализации в системе стратегического альянса[14]
Кроме того, что стратегические альянсы представляют собой объединения институционального типа, они также являются видом отношений, позволяющих партнерам, стремящимся к расширению рынков, учитывать взаимные интересы и потребности, а также работать и разделять риски для достижения общих целей. Для качественного развития производителей данный формат интеграции представляет особый интерес и выгоду, так как позволяет заключать долгосрочные договоры на реализацию произведенной продукции[15]. Функционирование стратегических альянсов должно обеспечить устойчивое развитие предприятий в результате качественных преобразований по следующим направлениям:
– обеспечение сбалансированного экономического развития региона, с учетом его особенностей;
– повышение конкурентного потенциала предприятия за счет возросших производственных, ресурсных, инновационных, инвестиционных, социальных и других характеристик.
Необходимо отметить следующие особенности стратегического альянса: системный характер; тесная взаимосвязь и учет особенностей производства; реализация поэтапного многоуровневого подхода к процессу устойчивого развития.
Процесс обеспечения устойчивого развития конкретного предприятия, основанный на использовании стратегических альянсов, заключается в обеспечении на комплексной основе ряда условий для качественных преобразований в отрасли. В качестве методологической основы этого процесса следует использовать теорию управления бизнес-процессами, обеспечивающую оптимальность и рациональность цепочки создания ценности для потребителя продукции с одновременным снижением зависимости от факторов, приводящих к волатильности показателей, являющихся индикаторами устойчивого развития отрасли[16].
Основными движущими силами, обеспечивающими интеграционный процесс, должны стать взаимное стремление потенциальных участников самого альянса и поддержка, оказываемая со стороны государства. На основании такого предположения становится актуальной необходимость формирования комплекса мотивирующих условий для участников ключевого сектора стратегического альянса[17].
Применительно к государству можно рассмотреть два варианта участия органов государственной власти в реализации модели обеспечения устойчивого развития на основе создания стратегических альянсов:
1. Роль государства заключается в реализации следующих направлений действий региональных органов власти:
– оказание помощи в различных форматах при формировании стратегических альянсов;
– государственная поддержка и мониторинг результатов деятельности альянсов с использованием различных инструментов[18].
2. Реализация органами власти формата государственно-частного партнерства, функционал которого выражается в совместном планировании и финансировании проектов. Чтобы стратегические альянсы получили широкое распространение, необходимо непосредственное участие предприятий, а также государственных структур[19].
Обмен ресурсами в стратегическом альянсе приведен на рисунке 2.
Рисунок 2. Каналы обмена ресурсами в стратегическом альянсе[20]
1 – Фискальная политика, лоббирование интересов региона функционирования альянса
2 – Социальное положение, налоговые платежи, инвестиционная привлекательность региона
3 – Сырье
4 – Экономический эффект
5 – Научные разработки
6 – Финансирование исследований
7 – Готовая продукция
8 – Экономический эффект
Выводы
Выполняя роль точек роста внутреннего рынка региона, сформированные и успешно функционирующие стратегические альянсы обеспечивают возможности для образования новых альянсов, что, в конечном счете, повышает конкурентоспособность региона.
Стратегический альянс не означает слияния двух или нескольких субъектов в одну компанию; каждая из компаний, входящих в стратегический альянс, сохраняет собственные стратегические цели, ориентиры и задачи.
Одной из базовых характеристик стратегических альянсов является осуществлении сотрудничества по ключевым проектам, являющимся приоритетными для каждого из участников альянса. Формирование стратегического альянса целесообразно для реализации совместных стратегических инициатив, требующих консолидации ресурсов, имеющихся в распоряжении только у всех участников альянса.
Управление рисками и их минимизация за счет распределения между всеми участниками альянса. В силу необходимости достижения общих целей, стоящих перед альянсом, необходимо осуществление приведения корпоративной культуры каждого из участников альянса к определенному, выработанному всеми участниками стандарту.
В структуру стратегического альянса могут входить абсолютно разные по отраслевому признаку и характеру деятельности организации, что позволяет объединять в таком формате производителей продукции, перерабатывающие предприятия, научно-исследовательские учреждения, торговые сети, консалтинговые организации, а также структуры с государственным участием.
Формат стратегического альянса обеспечивает как объединение уже имеющихся компетенций и преимуществ каждого из участников, на основе чего генерируются новые компетенции и преимущества. Одним из ключевых преимуществ формата стратегического альянса является возможность качественного изменения параметров деятельности предприятий и организаций, входящих в него, за счет выхода на международные рынки продукции. Это объясняется отсутствиями территориальных ограничений для данного типа интеграционных формирований.
Глава 2. Исследование взаимодействия фирм на примере
автомобильной отрасли
2.1.Предпосылки и этапы создания стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Компании Renault в 90-х гг. был необходим стратегический партнер для того, чтобы выйти с достаточно маленького на глобальный рынок. В данное время компания Nissan являлась второй крупнейшей компанией на рынке японских автомобилей, имеющей многомиллиардные долги и падение акций на внутреннем рынке. Соответственно, президент компании Nissan Е. Ханава так же нуждался в партнере с целью обеспечения крупных инвестиций.
Формирование сотрудничества произошло в 1999 г. с момента покупки президентом компании Renault Л. Швейцер капитала компании Nissan стоимостью 5 млрд. долл., создав при этом альянса, предполагающим сохранения каждым из участников самостоятельности. Соглашение было подписано в г. Токио: компания покупает 36,8% акций компании Nissan Motors, 15,2% Nissan Disel и 5 финансовых дочерних компаний Nissan в Европе.
Альянс ориентирован на прибыльный рост и преследует следующие цели:
1. Признание со стороны потребителей в тройке лидеров по критериям качества и цены продукции во всех регионах и сегментах рынка.
2. Занимать лидирующие позиции в тройке сильнейших компаний в сфере ключевых технологий и специализированных областях каждого участника союза.
3. Поддерживать высокий уровень операционной прибыли для достижения совместной прибыли от продаж, обеспечивающей высокие позиции на рынке[21].
Альянс «Renault-Nissan» принес следующие экономические и финансовые итоги: соглашение, ориентированное на возрождение компании Nissan под руководством К. Гона и финансовые данные компании «Renault», а также увеличило совместную прибыль и уменьшил долгосрочные обязательства. Данные улучшения привели к значительному росту рыночной капитализации фирм.
В конце ХХ в. для автомобильной отрасли России были характерны следующие черты: большой спрос на автомобили, повышение реализации устаревших автомобилей, но в то же время кризис их сбыта. Данную тенденцию подтверждает статистика компании «АвтоВАЗ»: в 1998 г. спрос на автомобили уменьшился на 30%, а также на складах компании было 90 тысяч непроданных машин.
Соответственно, отрасль нуждалась в инвестициях с целью развития производства при инвестиционной нехватке. Стратегия расширения присутствия зарубежных производителей продолжалась в России за счет создания автосборочных заводов. В данных условиях компании «АвтоВАЗ» был необходим стратегический инвестор, но на протяжении нескольких лет попытки найти инвестора были неудачными (General Motors, Fiat и др.). И в 2007 г. производитель успешно нашел партнера: им стал Renault. Основой для сотрудничества стала взаимная договоренность о сохранении и развитии бренда Lada[22].
Компания «АвтоВАЗ» в 2007 г. – это крупнейший производитель автомобилей на российском рынке: ее рыночная доля составляла 27,7%, произведено было 735 тысяч автомобилей, а продали 663,5 тысяч автомобилей. Важнейшими аспектам функционирования компании «АвтоВАЗ» для Renault были следующие:
1. Потенциальный объем выпуска 1 млн. единиц в год.
2. Низкая себестоимость производства.
3. Крупнейшая в России сбытовая сеть.
4. Сформированный парк поставщиков.
В ноябре 2009 г. по предложениям французской стороны на «АвтоВАЗе» планировалась организация производства нового модельного ряда совместно с Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan). Российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку и 27 ноября 2009 г. госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan[23].
Как было описано выше, альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» предполагал обмен технологиями и ноу-хау в первую очередь со стороны компании «Renault» с целью увеличения конкурентных преимуществ, качества и престижа выпускаемых автомобилей. В частности, пригодились такие комплектующие компании «Renault», как моторы, коробки передач, технологии в платформе.
По причине того, что для марки «Lada» основным стратегическим рынком является Россия, то для всех участников альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» открыт доступ развиваться на рынке территории России, а также производить комплектующие автомобилей, объединенные технологиями. Планировалось совершенствовать конкурентные преимущества и потенциал следующими способами:
1. Уменьшение издержек и увеличение потенциала всех подразделений производства.
2. Совершенствование корпоративной политики.
3. При помощи проектного управления увеличить эффективность капиталовложений.
Реализация данных планов помогла остаться лидером среди цен на автомобили массового спроса в категории цены до 12 тысяч долл., осуществлять полную нагрузку производства и налаживать стабильные отношения с поставщиками и дилерами, а также обеспечивать рост компании «АвтоВАЗ» и марки «Lada» на длительное время.
После создания альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» и покупки акций компании «АвтоВАЗ» компания «Renault» стала одной из самых крупных автомобильных фирм, обладающих колоссальным потенциалом. В перспективе было не только развитие дальнейшего российского рынка автомобилей, но и возможность быть одним из крупнейшего рынка в Европе. Кроме того, оставался по-прежнему обмен мощностями со стороны каждого участника альянса. Это лишний раз подтверждало, что эта сделка является сотрудничеством, а не поглощением.
Последним этапом для компании «АвтоВАЗ» и альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ» является объединенное предприятие «Alliance Rostec Auto B.V.», основанное 12 декабря 2012 г., к которому перешло управление над компанией «АвтоВАЗ». Данное объединение позволило получить преимущество всем участникам: оно позволило шире развиваться на рынке России, а также укрепить конкурентные преимущества компании «АвтоВАЗ» на российском автомобильном рынке[24].
Соглашение предусматривало инвестиции со стороны участников Renault-Nissan в размере 23 миллиардов руб., которое предполагает долю 67,13% в альянсе «Alliance Rostec Auto B.V.» к 2014 г. и позволит ему иметь 74,5% капитала компании «АвтоВАЗ». Со стороны компании «Renault» инвестиции составили 11,3 миллиарда руб., что позволит получить 50,1% управления над альянсом «Alliance Rostec Auto B.V.» к июню 2013 г., а компания «Nissan» планирует иметь долю в размере 17,03% в предприятии к тому же сроку, инвестируя 11,7 миллиарда руб. Госкорпорация «Ростехнологии» сможет иметь долю в альянсе в размере 32,87%, а также должна будет реструктурировать кредиты компании «АвтоВАЗ» в размере 8 миллиардов руб., которые были не погашены. Другая часть (46 миллиардов руб.) должна быть пролонгирована до 2032 г. Кроме того, альянс «Alliance Rostec Auto B.V.» должен был выкупить долю в размере 20,53% у инвестиционной компании «Тройка Диалог» в компании «АвтоВАЗ» к 2014 г.