Файл: «Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике»(Теоретические аспекты взаимодействия фирм).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия фирм
1.1.Роль взаимодействия фирм. Признаки стратегических альянсов
1.2. Альянс как перспективная форма развития бизнеса
Глава 2. Исследование взаимодействия фирм на примере
2.1.Предпосылки и этапы создания стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
2.2. Оценка уровня локализации в альянсе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Глава 3. Пути развития стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»
Введение
Цель курсовой работы – исследование эволюции антимонопольного регулирования в разных странах. Задачи работы: исследовать назначение антимонопольного регулирования; проанализировать концепции антимонопольного регулирования; рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования за рубежом; определить пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта. Цель курсовой работы – исследование эволюции антимонопольного регулирования в разных странах. Задачи работы: исследовать назначение антимонопольного регулирования; проанализировать концепции антимонопольного регулирования; рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования за рубежом; определить пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта. Цель курсовой работы – исследование эволюции антимонопольного регулирования в разных странах. Задачи работы: исследовать назначение антимонопольного регулирования; проанализировать концепции антимонопольного регулирования; рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования за рубежом; определить пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта. Цель курсовой работы – исследование эволюции антимонопольного регулирования в разных странах. Задачи работы: исследовать назначение антимонопольного регулирования; проанализировать концепции антимонопольного регулирования; рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования за рубежом; определить пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта. Цель курсовой работы – исследование эволюции антимонопольного регулирования в разных странах. Задачи работы: исследовать назначение антимонопольного регулирования; проанализировать концепции антимонопольного регулирования; рассмотреть эволюцию антимонопольного регулирования за рубежом; определить пути развития антимонопольного регулирования в России с учетом зарубежного опыта.
Актуальность. В промышленных комплексах развитых стран основы механизма межотраслевой координации составляют организационные формы межхозяйственной интеграции. При создании любой организационной формы интеграции необходимо учитывать множество различных параметров и фактор их влияния на результаты производственно-сбытовой деятельности.
Основным преимуществом интеграционных формирований является возможность совмещения партнерских отношений в ареале действующих в данное время рынков и повышения конкурентоспособности и продвижения своей продукции на рынках, определенных в качестве перспективных.
Основной формой взаимодействия предприятий являются стратегические альянсы. Альянс представляет собой свободную форма объединения, что позволяет взаимно использовать важные ресурсы, одновременно обеспечивая экономию инвестиционных вложений и оставляя возможность для относительно безболезненного разрыва объединяющихся сторон. В стратегические альянсы объединяются независимые компании, планирующие заняться специфическим родом производства или желающие реализовать проект с использованием материальных и интеллектуальных ресурсов друг друга, вместо того, чтобы действовать самостоятельно или идти по пути слияния или присоединения. Являясь относительно продолжительными по времени межорганизационными соглашениями по сотрудничеству, стратегические альянсы представляют собой формат ведения бизнеса, при котором предусматривается возможность совместного использования ресурсов, а также управленческих структур организациями, функционирующими самостоятельно, что должно обеспечить совместное достижение целевых показателей и ориентиров, определенных корпоративными миссиями каждой из организаций, входящих в данный альянс.
Таким образом, очевидным становится эффект синергии, обеспечиваемый в ходе функционирования стратегических альянсов в экономике. Это принципиально отличается от ситуации, например, в кластерных образованиях, где во главу угла поставлен территориальный принцип организации и обеспечение оптимизации производственных и экономических отношений за счет данного принципа. Кроме синергии в результатах функционирования формирования стратегический альянс позволяет обеспечить достижение индивидуальных целей, связанных со стратегической миссией каждого из предприятий-партнеров.
Цель курсовой работы – исследование стратегий взаимодействия фирм в теории и на практике (на примере автомобильной отрасли).
Задачи работы:
- рассмотреть роль взаимодействия фирм; исследовать признаки стратегического альянса;
- рассмотреть альянс как перспективную форму развития бизнеса;
- рассмотреть предпосылки и этапы создания стратегического альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»;
- оценить уровень локализации в альянсе «Renault-Nissan-АвтоВАЗ»;
- определить пути развития альянса «Renault-Nissan-АвтоВАЗ».
Объект исследования – альянс «Renault-Nissan-АвтоВАЗ».
Предмет исследования – стратегии взаимодействия фирм.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, интерпретация и оценка экономической информации, исторический метод и др.
Методической основой работы явились как теоретические, так и эмпирические методы исследования.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, антимонопольное законодательство РФ и зарубежных стран.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия фирм
1.1.Роль взаимодействия фирм. Признаки стратегических альянсов
Применительно к экономическим отношениям внутри отдельных регионов стратегические альянсы имеют большое значение в рамках регионального развития в силу специализации региональных экономик, хотя и в различной степени. Выполняя роль точек роста внутреннего рынка региона, сформированные и успешно функционирующие стратегические альянсы обеспечивают возможности для образования новых альянсов, что, в конечном счете, повышает конкурентоспособность региона[1].
Таким образом, функционирование стратегических альянсов генерирует для субъектов экономических отношений преимущества в следующих сферах деятельности:
1. Информационная, заключающаяся в свободном обмене информацией и быстром распространении новаторских подходов и приемов по каналам поставщиков или потребителей[2].
2. Инновационная, обеспечивающая инновационное развитие различных форм предпринимательства: малого, среднего, крупного посредством быстрого распространения нововведений во всех предприятиях альянса.
3. Инвестиционная – улучшение инвестиционного климата и привлекательности региона, возможности регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных альянсов[3].
4. Финансовая – функционирование альянсов способствует росту налогооблагаемой базы, взаимодействию разных направлений бизнеса между собой и государством, появлению реального механизма для диверсификации экономического развития региона.
5. Ресурсная – улучшение кадровой инфраструктуры, снижение издержек, потенциал успешного выхода на новые рынки[4].
Кроме перечисленных преимуществ формирование и функционирование альянсов обеспечивает возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона.
Стратегические альянсы имеют свои характерные особенности, схожие с другими форматами интеграционных формирований или отличные от таковых. Обозначим ключевые признаки стратегического альянса:
– прежде всего, стратегический альянс не означает слияния двух или нескольких субъектов в одну компанию;
– каждая из компаний, входящих в стратегический альянс, сохраняет собственные стратегические цели, ориентиры и задачи;
– одной из базовых характеристик стратегических альянсов является осуществлении сотрудничества по ключевым проектам, являющимся приоритетными для каждого из участников альянса[5];
– формирование стратегического альянса целесообразно для реализации совместных стратегических инициатив, требующих консолидации ресурсов, имеющихся в распоряжении только у всех участников альянса[6];
– управление рисками и их минимизация за счет распределения между всеми участниками альянса;
– в силу необходимости достижения общих целей, стоящих перед альянсом, необходимо осуществление приведения корпоративной культуры каждого из участников альянса к определенному, выработанному всеми участниками стандарту[7];
– в структуру стратегического альянса могут входить абсолютно разные по отраслевому признаку и характеру деятельности организации, что позволяет объединять в таком формате производителей продукции, перерабатывающие предприятия, научно-исследовательские учреждения, торговые сети, консалтинговые организации, а также структуры с государственным участием[8];
– формат стратегического альянса обеспечивает как объединение уже имеющихся компетенций и преимуществ каждого из участников, на основе чего генерируются новые компетенции и преимущества;
– одним из ключевых преимуществ формата стратегического альянса является возможность качественного изменения параметров деятельности предприятий и организаций, входящих в него, за счет выхода на международные рынки продукции. Это объясняется отсутствиями территориальных ограничений для данного типа интеграционных формирований[9].
1.2. Альянс как перспективная форма развития бизнеса
Экономическая целесообразность формирования альянсов очень часто обуславливается относительной технической отсталостью производства, неравномерностью производственно-финансовых возможностей предприятий, объективной необходимостью качественных преобразований в секторе, повышения конкурентоспособности продукции, социальной значимостью и другими факторами.
Концептуальный замысел формирования стратегического альянса заключается в заключении независимыми субъектами хозяйствования долгосрочного соглашения о сотрудничестве в сфере производства продукции, ее переработки и продвижении продукции на рынке, заканчивая розничным потреблением. Таким образом, формат стратегического альянса позволяет сохранить всю цепочку добавленной стоимости и в дальнейшем распределить ее между участниками в соответствии с правилами, определенными в процессе формирования альянса[10].
Задача формирования стратегических альянсов заключается в формировании и обеспечении механизма управления бизнес-процессами в ходе формирования цепочки создания ценности для потребителя продукции с учетом максимального использования потенциала производства[11].
Концептуальные положения использования стратегических альянсов с целью повышения конкурентоспособности отрасли включают в себя аспекты, представленные на рис. 1.
Результатом формирования стратегического альянса должно стать качественное изменение конкурентоспособности, как предприятий, так и отрасли, а также формирование комплекса условий для осуществления устойчивого развития[12]. Обеспечение устойчивого развития за счет повышения конкурентоспособности неизбежно генерирует формирование качественно нового формата конкурентной борьбы, так как предприятия, входящие в альянс, объединяют свои ресурсы, за счет чего обеспечивается доступ к новым рынкам, а, в конечном счете, растет эффективность функционирования всей системы. Именно по этой причине альянс является одной из наиболее перспективных и эффективных форм развития[13].