Файл: Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков
1.1. Понятие и классификация коммерческих банков
1.2. Направления деятельности банковских операций
2. Анализ направлений деятельности ПАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
2.2. Анализ структуры и динамики операций и услуг банка
3. Проблемы и перспективы развития банковских операций и услуг
Банковский продукт базируется на предоставлении конкретной банковской операции, которая осуществляется в процессе обслуживании клиента, а также сопровождается документом, оформляемым при проведении операции. Это может быть вексель, чек, облигация, сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный), пластиковая карта. Сходство банковской услуги и продукта состоит в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковская услуга носит первичный характер, банковский продукт - вторичный.
Финансовым услугам присуща высокая степень неопределенности, поскольку их предоставление требует специальных знаний и квалификации, оценить которые клиент зачастую не в состоянии. В связи с этим в банковской сфере неопределенность удваивается, так как клиент получает нематериальные услуги в области нематериальных активов. Перечень возможных банковских услуг разнообразен и обширен, в каждом конкретном случае он определяется функциями банка, его ресурсами и потребностями клиентов.[10] Спектр банковских услуг очень широк: от хранения ценностей и ведения депозитных счетов до управления потоками наличных и безналичных денежных средств и осуществления валютных операций.
Традиционными услугами являются:
- агентские,
- консультационные,
- инвестиционные,
- учетные,
- расчетно-кассовые.[11]
Развиваются на российском рынке новые типы услуг - траст, брокеридж, лизинг, факторинг, форфейтинг. По своему экономическому содержанию банковские услуги делятся на кредитные, операционные, инвестиционные, депозитные и прочие. Оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные, электронные). Нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений с клиентами.
Большинство банковских услуг имеет протяженность во времени. Сроки вкладов и кредитов обязательно содержатся в соответствующих договорах. Сроки проведения платежей указываются в тарифах банка. Банки заинтересованы в том, чтобы операции с клиентами не ограничивались однократным актом, а трансформировались в продолжительные отношения.
Изменчивость качества услуг, связанная с квалификацией персонала, преодолевается путем разработки стандарта обслуживания, который устанавливает формальные критерии оценки уровня обслуживания клиентов. Стандарт обслуживания - это комплекс обязательных для исполнения правил, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех услуг банка. Другим источником изменчивости услуг является сам клиент, его «уникальность». Это объясняет высокую степень индивидуализации услуг и порождает проблему учета поведенческих факторов при работе с клиентами.
Таким образом, в основе банковского продукта лежит технология, которая определяет тип продукта банка. К технологиям продуктов можно отнести режимы банковских счетов, формы расчетов, способы кредитования. К банковскому продукту можно отнести любую документально оформленную в виде регламента совокупность банковских функций. Особенностью банковского продукта является то, что он является инструментом денежного обращения, служит целям организации финансового посредничества между клиентом и банком.
2. Анализ направлений деятельности ПАО «Сбербанк России»
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
Первые сберегательные кассы появились в 1842 году. ОАО «Сбербанк России» сегодня – это 17 территориальных банков и более 19 тысяч отделений по всей стране, во всех 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Только в России у ОАО «Сбербанка России» более 106 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами банка пользуются около 11 миллионов человек (по состоянию на конец 2013 г.).
Банк осуществляет следующие банковские операции:
- Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок).
- Размещение и привлечение средств от своего имени и за свой счет.
- Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
- Переводы денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
- Инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
- Куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
- Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
- Выдачу банковских гарантий.
- Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств.
Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике.
Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц.
Совокупный валовый кредитный портфель увеличился за год на 22,4% - до 13,5 трлн. рублей. Основным драйвером роста кредитного портфеля являлись кредиты физическим лицам: в 2015 году портфель данных кредитов увеличился на 32,1% против роста в 19,1% в корпоративном кредитовании. В результате доля розничных кредитов в общем кредитном портфеле выросла на 2,1 п.п. - до 27,7%.
Чистая прибыль ПАО «Сбербанка России» по МСФО в 2015 году выросла до 362 млрд. рублей, что на 4,1% превышает показатель 2014 года. Чистые операционные доходы до вычета резервов в 2015 году увеличились на 19,9% - до 1,1 трлн. рублей - в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода от банковского бизнеса.
Таблица 2.1.
Структура комиссионных доходов и расходов, млрд. руб.
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Прирост млрд. руб. |
Прирост, % |
Операции с пластиковыми картами |
29,1 |
35,1 |
51,9 |
16,8 |
47,9 |
Расчетно-кассовое обслуживание физических лиц |
25,2 |
41,5 |
48,7 |
7,2 |
17,3 |
Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц |
38,1 |
42,5 |
47,5 |
5,0 |
11,8 |
Агентские договоры |
8,3 |
14,0 |
17,0 |
3,0 |
21,4 |
Гарантии выданные |
2,3 |
4,4 |
7,3 |
2,9 |
65,9 |
Операции с иностранной валютой |
5,9 |
6,5 |
5,2 |
(1,3) |
-20,0 |
Инкассация |
4,2 |
4,7 |
5,1 |
0,4 |
8,5 |
Операции с ценными бумагами |
0,7 |
1,1 |
2,6 |
1,5 |
136,4 |
Продолжение табл. 2.1. |
|||||
Прочее |
1,7 |
2,1 |
3,9 |
1,8 |
85,7 |
Комиссионные расходы |
(10,8) |
(11,2) |
(18,9) |
(7,7) |
68,8 |
Чистые комиссионные доходы |
104,7 |
140,7 |
170,3 |
29,6 |
21,0 |
Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]
В 2014 году чистый комиссионный доход составил 140,7 млрд. рублей, что на 36 млрд. рублей или на 34,38%, чем в 2013 году. Наибольшую долю занимают расчетно-кассовые операции юридических лиц как в 2013, так и в 2014 году 38,1 млрд. рублей и 42,5 млрд. рублей соответственно. Самую наименьшую долю составляют операции с ценными бумагами в 2013 году 0,7 млрд. рублей или 0,67%, в 2014 году 0,78% или 1,1 млрд. рублей.
В 2015 году чистый комиссионный доход увеличился на 21% - до 170,3 млрд. руб. Самой крупной статьей и основным драйвером роста чистого комиссионного дохода были комиссионные доходы, полученные за осуществление операций с банковскими картами. За год они увеличились на 47,9%. Объем операций по расчетно-кассовому обслуживанию физических и юридических лиц в 2015 году вырос на 14,5% - до 96,2 млрд. руб. Агентские комиссионные за продажу страховых контрактов и комиссионные доходы за предоставление гарантий также показали значительный рост.
Таблица 2.2.
Структура комиссионных доходов и расходов, млрд. рублей
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Прирост 2015 к 2014 году |
Торговый портфель |
(1,1) |
(1,4) |
3,2 |
4,6 |
Прочие ценные бумаги, изменение справедливой стоимости которых отражается через счета прибылей и убытков |
(2,3) |
(2,8) |
(0,7) |
2,1 |
Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи |
13,4 |
12,1 |
7,5 |
(4,6) |
Продолжение табл. 2.2. |
||||
Обесценивание инвестиционных ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи |
(2,8) |
(1,1) |
(5,0) |
(3,9) |
Совокупный доход от операций с ценными бумагами, имеющихся в наличии для продажи |
9,5 |
6,8 |
5,0 |
(1,8) |
Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи |
(21,9) |
(39,8) |
55,7 |
95,5 |
Совокупный чистый доход от операций с ценными бумагами |
(12,4) |
(33,0) |
60,7 |
93,7 |
Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]
Таблица 2.3.
Доходы от операций с иностранной валюты, млрд. рублей
Показатель |
2013 году |
2014 год |
2015год |
Прирост 2015 к 2013 году, млрд. руб. |
Прирост, % |
Чистый доход от торговых операций с иностранной валютой |
6,8 |
5,5 |
10,6 |
5,1 |
92,7 |
Чистый доход от переоценки валютных производных финансовых инструментов |
1,8 |
2,6 |
8,4 |
5,9 |
223,1 |
Доходы за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты |
4,2 |
1,4 |
0,6 |
(0,8) |
-57,1 |
Итого |
12,8 |
9,5 |
19,6 |
10,1 |
106,3 |
Источник: [Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2015 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2014 год, Годовой отчет ПАО «Сбербанк России» за 2013 год]
Чистый доход от операций с ценными бумагами в 2015 году составил 5 млрд. руб., что на 1,8 млрд. рублей меньше чем в 2014 годку и на 4,5 млрд. рублей, чем в 2013 году. Однако в 2015 году банк получил значительную прибыль от переоценки бумаг, имеющихся в наличии для продажи, которая отражена в отчете о совокупных доходах. Основная часть этой прибыли была зафиксирована во второй половине 2015 года на фоне стабилизации финансовых рынков.
Чистый доход от валютно-обменных операций в 2015 году составил 19,6 млрд. руб., что на 10,1 млрд. рублей или на 106,32% больше чем в 2014 году. Его значительная часть обусловлена интеграцией Тройки Диалог: в 2015 году был, достигнут масштабный синергетический эффект, благодаря чему прибыль от операций с валютными и производными финансовыми инструментами показала высокий темп роста, особенно во втором полугодии. В 2014 году наблюдалось снижение по сравнению с 2013 годом на 25,78% или на 3,3 млрд. рублей.
Главным образом, рост был обусловлен операциями в рамках клиентского бизнеса. Доля операций за счет собственных средств была незначительной.
Таблица 2.4.
Операционные расходы, млрд. рублей
Показатель |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Прирост млрд. руб. |
Прирост, % |
Расходы на содержание персонала |
201,3 |
245,8 |
285,3 |
39,5 |
116,1 |
Амортизация основных средств |
42,4 |
51,8 |
54,5 |
2,7 |
105,2 |
Административные расходы |
22,5 |
30,7 |
29,7 |
-1 |
96,7 |
Расходы, связанные с ремонтом и содержанием основных средств |
24,8 |
29,8 |
31,8 |
2 |
106,7 |
Налоги (за вычетом налога на прибыль) |
11,7 |
19,3 |
24,6 |
5,3 |
127,5 |
Расходы на информационные услуги |
10,8 |
19,1 |
16,6 |
-2,5 |
86,9 |
Продолжение табл. 2.4. |
|||||
Расходы по операционной аренде основных средств |
10,4 |
16,8 |
17,5 |
0,7 |
104,2 |
Расходы на рекламу и маркетинг |
5,1 |
9,6 |
12,7 |
3,1 |
132,3 |
Расходы на консалтинг и аудит |
3,5 |
7,3 |
9,2 |
1,9 |
126,1 |
Прочее |
9,3 |
21,2 |
18,3 |
-2,9 |
86,3 |
Итого операционных расходов |
341,8 |
341,8 |
500,2 |
158,4 |
146,3 |