Файл: История становления и развития отечественного законодательства теории юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Норма о правах учредителей государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений дана в несколько иной редакции, по ней учредители имеют вещные права.

Существенно изменилось правило о правах участников корпоративных организаций.

Первое, на что следует обратить внимание при рассмотрении предельно лапидарного правила, содержащегося в абз. 2 п. 3 статьи 48 ГК РФ, это объемность (быть может, глобальность) его содержания.

Во-первых, когда говорится об учредителях государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений в абз. 1 п. 3, то речь идет об их правах на имущество юридических лиц. В абз. 2 п. 3 говорится о корпоративных правах участников в отношении юридических лиц, т.е. речь идет не о правах на имущество (или не только о правах на имущество).

Во-вторых, в новой редакции статьи 48 ГК РФ говорится о правах учредителей (участников) в отношении корпоративных организаций, перечень которых дается в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ. Перечень этот значительно расширился в сравнении с тем, который ранее был дан в абз. 2 п. 2 статьи 48 ГК РФ. К корпорациям отнесены не только хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, но и крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В-третьих, речь идет о корпоративных правах (а не об обязательственных, как было ранее). В общем виде права (и обязанности) участников корпорации указаны в ст. 65.2 ГК РФ (законами и учредительными документами предусматриваются и иные права и обязанности участников).

Естественно, что в разных видах корпораций объем и содержание прав участников различаются, и в ряде случаев весьма существенно[19].

Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения. Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественным является право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами, участник обладает и правами организационными. К ним относятся права участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. (Участник корпорации имеет не только права, но и обязанности, которые тоже имущественные и организационные.)


Центральный банк Российской Федерации - уникальная организация, что и нашло отражение в п. 4 статьи 48 ГК РФ. Кроме прочего, из соответствующего правила следует важный практический вывод: нормы ГК РФ, определяющие правовой статус юридических лиц, на Банк России не распространяются, его статус устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[20] (далее - Закон о Центральном банке).

Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (абзац первый п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью, т. е. имеют гражданские права и несут гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (второй п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Юридические лица имеют право заниматься, в том числе, деятельностью, для которой не указан код по ОКВЭД в ЕГРЮЛ (Постановления ФАС Московского округа от 11.03.2013 N Ф05-862/13, ФАС Поволжского округа от 26.04.2012 N Ф06-2788/12[21]).

Специальная (ограниченная) правоспособность коммерческих организаций может быть обусловлена следующим:

1. Целями, определёнными законом и (или) указанными в учредительном документе организаций.

Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"[22], далее - Закон о ГУП), банки, страховые организации и некоторые другие.

Данные организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ, п. 3 ст. 18 Закона о ГУП.

Учредительными документами иных коммерческих организаций также может предусматриваться исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми данное лицо может заниматься.

Сделки, совершенные такими коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[23]. Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ статьи 168 и 173 ГК РФ изложены в новой редакции, вступившей в силу с 1 сентября 2013 г., но указанная позиция Пленума продолжает оставаться актуальной и сейчас).


2. Организационно-правовой формой юридического лица.

Например:

- государственное или муниципальное предприятие не вправе заниматься аудиторской деятельностью (ч. 1 и ч. 2 ст. 3, пп. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"[24]);

- коммерческая организация не вправе заниматься образовательной деятельностью (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[25]).

2. Наличием иностранных инвестиций.

Например, существуют ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и юридических лиц, осуществляющих вещание, для иностранных юридических лиц и российских юридических лиц, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которых составляет 50 процентов (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"[26]).

3. Участием Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Такие юридические лица, например, по общему правилу, не могут быть организаторами азартных игр (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"[27]).

4. Необходимостью лицензирования деятельности (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ).

5. Необходимостью членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ).

6. Обязательным уведомительным порядком начала деятельности.

Перед началом выполнения работ, оказания услуг по видам деятельности, указанным в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[28], необходимо уведомить уполномоченный орган государственного контроля (надзора).

1.3 Классификация юридических лиц

Все юридические лица в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на:

- коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли; полученная прибыль может быть распределена между участниками по их решению (п. 1 ст. 50 ГК РФ);


- некоммерческие организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности; полученная некоммерческой организацией прибыль не может быть распределена между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий[29].

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

Субъекты группируются в зависимости от характера прав учредителей, которыми они наделены в отношении юридического лица. По этому основанию различают юридические лица:


1) на имущество которых учредители имеют вещные права (государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения);

2) в отношении которых их участники имеют корпоративные права (все корпоративные организации)[30].

Характеризуя имущественную сферу юридического лица, следует подчеркнуть относительную самостоятельность его правового статуса в связи с обособлением имущества и возможностью осуществлять функции по распоряжению этим имуществом. В этой связи все юридические лица можно разделить на собственников и несобственников. К первым относятся субъекты, на имущество которых учредители не сохраняют имущественных прав, ко вторым - юридические лица, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. на имущество которых учредители сохраняют право собственности.

По объему вещных прав различают юридические лица, основанные на праве:

1) собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и др.);

2) хозяйственного ведения (унитарные предприятия, за исключением казенного предприятия и учреждения);

3) оперативного управления (казенные предприятия, учреждения).

По способу создания (особенностям организационной структуры) выделяют (ст. 65.1 ГК РФ):

1) корпоративные юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них. Такие лица коллегиально решают вопросы управления и формируют высший орган. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) унитарные юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Они не могут по своей природе функционировать со множеством участников. К ним относятся унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации[31].

Приведенная классификация представляет собой новацию гражданского законодательства России. Она послужила основанием изменения структуры гл. 4 ГК РФ и содержит ряд организационно-правовых форм, ранее не регламентированных Кодексом (товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, автономные некоммерческие организации). Соответствующие положения вступили в силу с 1 сентября 2014 г.