Файл: История становления и развития отечественного законодательства теории юридических лиц.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 История становления и развития отечественного законодательства теории юридических лиц
1.2 Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц
1.3 Классификация юридических лиц
2. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
2.2 Реорганизация юридического лица. Государственная регистрация при реорганизации
В зависимости от того, чьи интересы преследуются в ходе осуществления хозяйственной деятельности, юридические лица можно разделить на:
1) частные, созданные на основе норм ГК РФ по воле учредителей и выражающие частные интересы;
2) публичные, созданные на основе актов публичной власти и выражающие интересы создавшего их органа власти, но в качестве участника гражданского (имущественного) оборота приравненные к юридическим лицам частного права (государственные и муниципальные образования и созданные ими предприятия и учреждения).
Еще одна классификация, доминирующая в российском гражданском законодательстве, - по цели (характеру) деятельности рассматриваемого субъекта (ст. 50 ГК РФ). На основании названного критерия различают:
1) коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Среди них выделяются корпоративные коммерческие организации (полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью) и унитарные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия);
2) некоммерческие организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие свою прибыль (доходы) между участниками. Эта разновидность юридических лиц также включает деление на корпоративные (потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, общественные организации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и унитарные (религиозные организации, учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации) организации[32].
Следует обратить внимание на то, что некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это прямо не исключается законом (как, например, в отношении объединений коммерческих организаций). Главное их отличие состоит в том, что предпринимательская деятельность может вестись ими только для достижения тех целей, для которых они созданы, а не выступать в качестве основной деятельности. Как правило, такие организации, получая прибыль, не должны распределять ее между участниками (исключение составляют потребительские кооперативы).
2. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
2.1 Создание юридических лиц. Государственная регистрация юридического лица. Наименование и фирменное наименование юридического лица
Юридические лица образуются либо путем создания вновь, либо в результате реорганизации.
Они создаются по воле их учредителей: т.е. либо по воле собственника (например, унитарные предприятия и учреждения), либо по воле их будущих членов (например, хозяйственные товарищества и общества), либо по воле тех учредителей, которые вносят имущественные вклады, не принимая затем участия в их деятельности (например, фонды).
Государство осуществляет контроль за созданием юридических лиц путем их государственной регистрации.
В зависимости от характера участия государственных органов в процессе создания юридических лиц, наука гражданского права выделяет следующие способы их образования[33].
Уведомительный (явочный) порядок характеризуется тем, что юридическое лицо считается созданным с момента представления его учредительных документов в соответствующий государственный или муниципальный орган (отправления их по почте или даже простого сообщения о создании юридического лица по телефону). Такой порядок применяется в некоторых зарубежных странах, например в США.
Нормативно-явочный (заявительный) порядок отличается тем, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации в уполномоченном на то государственном или муниципальном органе. При этом регистрирующий орган проверяет соответствие представленных учредительных документов и действий учредителей нормам права, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо, при этом он не вправе отказать в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. В таком порядке создавалось большинство юридических лиц в нашей стране до 1 июля 2001 г.
Разрешительный порядок предусматривает, что необходимо получить предварительное разрешение на создание юридического лица от уполномоченных органов публичной власти. До 1 июля 2002 г. такой порядок применялся у нас в качестве предусмотренного законом исключения для создания некоторых юридических лиц (например, для создания банков, страховых компаний). Кроме того, данный порядок использовался для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций), а также любых коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей (участников) превышала 100 тысяч МРОТ (необходимо было получить обязательное согласие антимонопольного органа на создание таких юридических лиц).
Распорядительный порядок заключается в том, что юридическое лицо создается на основании распоряжения учредителя. При этом дальнейшей государственной регистрации не требуется. В таком порядке возникало большинство юридических лиц в СССР в условиях плановой экономики[34].
С 1 июля 2002 г. существует следующий способ регистрации: учредители или уполномоченные ими лица представляют в регистрирующий орган необходимые для регистрации документы. Регистрирующий орган не проверяет соответствие учредительных документов действующему законодательству, а только проверяет наличие всех необходимых по закону документов. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения записи о его регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ныне действующий порядок создания вызывает неоднозначное толкование в юридической литературе. Так, имеет место точка зрения, в соответствии с которой в настоящее время действует уведомительный порядок создания юридических лиц. "Новая концепция, на которой основан закон, вводит уведомительный порядок регистрации, освобождая государственные органы от проверки по существу представляемых для регистрации документов"[35].
И.В. Елисеев отмечает, что "с одной стороны, государственная регистрация юридического лица, которая не сопровождается проверкой соответствия закону документов, во многом превращается в простую формальность, в своего рода уведомительную процедуру. С другой стороны, закон все же не отказывается в принципе от необходимости государственной регистрации юридических лиц. В результате создается такая система образования юридических лиц, которую нельзя однозначно отнести ни к нормативно-явочной, ни к явочной (уведомительной)"[36].
Д.И. Дедов полагает, что "такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государства, предоставляющего частным лицам право заниматься предпринимательством и право получения субъектом статуса предпринимателя (в силу принципа экономической свободы), но и практически полное устранение вмешательства государства в процесс регистрации"[37].
Полагаем, что в настоящее время в России все же сохранился нормативно-явочный способ создания большинства юридических лиц, правоспособность юридические лица приобретают не с момента представления в регистрирующий орган необходимых документов, а с момента записи о регистрации в Единый государственный реестр[38].
В то же время отдельные виды юридических лиц создаются, как и ранее, в разрешительном порядке. Это касается, например, кредитных организаций и страховых компаний. Так, решение о государственной регистрации кредитных организаций принимается Центральным банком РФ. Особенности процедуры принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций устанавливаются Инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"[39].
Также антимонопольным законодательством (ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции"[40]) установлена разрешительная процедура создания некоторых юридических лиц (с предварительного согласия антимонопольного органа).
Государственная регистрация представляет собой внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) уполномоченным органом сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений, предусмотренных законом[41].
Каждое юридическое лицо подлежит государственной регистрации (далее - регистрация) при его создании, реорганизации и ликвидации и считается созданным (реорганизованным или прекратившим свою деятельность) с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Изменения учредительных документов также подлежат регистрации (п. 1, п. 2 ст. 51, п. 6 ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Предпринимательская деятельность без регистрации является незаконной и влечёт за собой административную (ст. 14.1. КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).
Государственная регистрация юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
Включение данных государственной регистрации в ЕГРЮЛ и ознакомление с ними осуществляется в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утв. приказом Минфина России от 23.11.2011 N 158н.
Функция по государственной регистрации осуществляется территориальными органами ФНС России (далее - регистрирующий орган) (постановление Правительства РФ N 319 от 17.05.2002; абзац 2 п. 1, п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)[42].
Регистрация осуществляется по месту нахождения юридического лица в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 2 ст. 54 ГК, п. 1, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ).
Документы, представляемые на регистрацию, перечислены в Законе о госрегистрации. Требования к их оформлению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@.
За регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.
Государственная регистрация изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов с 1 сентября 2014 года в соответствие с нормами ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) не облагается государственной пошлиной (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Решение о регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Внесение записи в ЕГРЮЛ признается моментом государственной регистрации (п. 1 и п. 2 ст. 11 Закона о госрегистрации)[43].
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 51 ГК РФ).
Отказ в регистрации юридического лица допускается только в случаях, предусмотренных ст. 23 Закона о госрегистрации (п. 5 ст. 51 ГК РФ).
Отказ в регистрации может быть обжалован в соответствии с главой VIII.1 Закона о госрегистрации. Кроме того, регистрирующий орган несет ответственность за необоснованный отказ в государственной регистрации (ст. 24 Закона о госрегистрации).
Не позднее одного рабочего дня со дня государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ (далее - свидетельство) либо направить свидетельство по почте. Соответствующий способ указывается заявителем в заявлении. Если он не выбран, свидетельство отправляется по почте по указанному заявителем в заявлении почтовому адресу. Если же заявление подавалось через многофункциональный центр, регистрирующий орган в установленный срок направляет свидетельство в многофункциональный центр для его выдачи. Регистрирующий орган и многофункциональный центр производят выдачу свидетельства заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации).