Файл: Особенности управленческой компетентности в спортивном менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К социально-психологическим методам относятся:

  • общие:
  • деловая беседа;
  • совещание;
  • метод приучения;
  • метод упражнения;
  • созидающие:
  • метод убеждения;
  • методы одобрения и поощрения;
  • осуждения и наказания.[9]

Из всего многообразия методов управления нужно найти и выбрать те, которые имеют максимальную эффективность воздействия.

А выбор зависит от следующих факторов:

      • цели и задачи, которых необходимо добиться;
      • особенности объекта управления (контингент занимающихся);
      • специфика субъекта управления (профессиональный опыт менеджера, общественный статус спортивного клуба, федерации);
      • особенности конкретной управленческой ситуации;
      • потенциал имеющего в распоряжении спортивного менеджера арсенала методов управления.

Применение методов должно быть целенаправленным и несомненно, эффективным, а поэтому требует от спортивного менеджера искусства, непрерывного творческого поиска, безусловно внимания к социальной динамике функционирования и развития ФКиС, а также к изменениям внутренней и внешней стабильности в деятельности спортивной организации.[10]

1.3. Особенности управленческой компетентности в спортивном менеджменте

В данный момент понимание сути и задач спортивного менеджмента в отечественной практике только формируется, однако развитие профессии руководителя в области спортивного менеджмента и в принципе развитие спортивного менеджмента как отрасли менеджмента в общем идут довольно быстрыми темпами. Процессу развития профессии мешают следующие факторы[11]:

  • Несформированность теоретической базы данных по профессии спортивного менеджмента
  • Отсутствие автономности профессии
  • Отсутствие профессионального этического кодекса специалиста в области спортивного менеджмента
  • Низкая степень эмпирической исследованности управленческой компетентности и основных компетенций в ее составе с учетом специфики спортивного менеджмента
  • Отсутствие модели эффективного руководителя в сфере физической культуры и спорта.

В связи с этим возникает необходимость в изучении личности современного руководителя в сфере спортивного менеджмента для выявления его профессиональных качеств, управленческой компетенции и ее основных структурных компонентов, чтобы понять, насколько управленец в сфере спортивного менеджмента соответствует модели управленческой компетентности на базе формирования у специалиста ключевых компетенций, позволяющих управленцу быть гибким в принятии решений и открытым для познания нового.

Стоит в первую очередь сказать о том, что сфера деятельности руководителей в области спортивного менеджмента является достаточно разнообразной с точки зрения управления и принятия управленческих решений.

Руководитель в области спортивного менеджмента может возглавлять образовательные учреждения спортивной направленности, например, школы олимпийского резерва, дворцы спорта; может управлять муниципальными или федеральными спортивными организациями, может осуществлять управление спортивными образованиями и объединениями как любительского, так и профессионального спорта, может возглавлять организации по производству и/или продаже спортивных товаров и т.д.[12]

Руководитель в области спортивного менеджмента при осуществлении исполнения профессиональных обязанностей должен понимать, что спортивная область будет предъявлять к нему специфические требования – в первую очередь, это наличие собственно управленческой компетентности и готовность к осуществлению управленческой деятельности[13].

На данный момент управленческие навыки формируются, равно как и формируется первоначальная управленческая компетентность на базе учебного процесса при подготовке специалистов в области спортивного менеджмента по принципу экстенсивного образования.

Рассматривая специализированную структуру управленческой компетентности современного специалиста в области спортивного менеджмента, можно отметить ее следующие особенности[14]:

  1. Руководитель в сфере спортивного менеджмента обладает социально-личностной компетенцией, то есть представляет собой полноценно и гармонично развитую личность, эффективно взаимодействующую с социумом;
  2. 2. Руководитель в сфере спортивного менеджмента обладает научной компетенцией, то есть ориентирован на постоянное саморазвитие, получение новых знаний в профессиональной области, разбирается во всех сферах спорта и близкой к спорту деятельности, которые могут входить в сферу его интересов, способен ставить перед собой познавательные задачи для саморазвития и решать их, способен оценить качество своего образования и исправить его дефекты, способен проводить эмпирические исследования, направленные на развитие науки спортивного менеджмента в целом;
  3. Обладает общепрофессиональной компетенцией, то есть способен решать не только узкоспециализированные профессиональные задачи, но и справляться с теми ситуациями, которые требуют от него общих компетенций как образованного человека и специалиста в различных сферах науки;
  4. Обладает узкопрофессиональной компетенцией, то есть способен решать узкоспециализированные профессиональные задачи, владеет основными алгоритмами поведения и деятельности в рамках узкой профессиональной сферы;
  5. Обладает предпринимательской и организационно-управленческой компетенцией, то есть способен осуществлять эффективную управленческую деятельности не только с психологической или организационной, но и экономической точки зрения и целесообразности, способен планировать действия по заданию вектора решения задачи или ситуации трудовым коллективом, способен рационально планировать работу и ресурсы подведомственной ему организации, владеет основами менеджмента качества.

Итак, мы можем сказать, что спецификой для управленческой компетентности специалиста в области спортивного менеджмента будет являться выполнение управленцем в данной области не только общих задач, которые подразумевает управление в данной отрасли, но и следующих узкоспециализированных задач[15]:

  1. управление коллективом спортивной организации
  2. удовлетворение социального запроса общества на поставку кадров, товаров, услуг при возникновении потребностей общества в спорте и физкультуре;
  3. получение экономической выгоды от реализации спортивных товаров и услуг;
  4. осуществление эффективного управления деятельностью спортивных организаций при подготовке и осуществлении соревнований различного уровня;
  5. способность к коммуникации с широким кругом общественности для привлечения спонсоров и СМИ к освещению деятельности подведомственной организации;
  6. осуществление деятельности по продаже прав и аренды профессиональных спортсменов;
  7. осуществление связей и координация деятельности с внешними физкультурно-спортивными организациями;
  8. осуществление контроля за заключенными договорами, соглашениями, контрактами со спортсменами, тренерами, командами, клубами, спонсорами и т.д.

Руководитель в области спортивного менеджмента при осуществлении исполнения профессиональных обязанностей должен понимать, что спортивная область будет предъявлять к нему специфические требования – в первую очередь, это наличие собственно управленческой компетентности и готовность к осуществлению управленческой деятельности.

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В РОССИИ

2.1 Возникновение и становление управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России

Система управления физическим воспитанием и спортом в России начала формироваться в рамках военного ведомства. Подобный факт можно разъяснить тем, что, физическая культура и спорт были больше всего необходимы, именно армии.


И это понятно, так как хорошая физическая подготовка личного состава без соответствующего управления физкультурно-спортивной работой, без надлежащих специалистов, определенных методик и нормативов, была бы абсолютно невыполнима.

В гражданском обществе и культурной сфере физическое воспитание и спорт находит свое распространение немного позднее. А в систему военно-физической подготовки российской армии постепенно вводятся уже с конца 17 века. Так как комплексы физических упражнений направленны на увеличение силы и необходимы для выносливости, скорости реакции, отработки навыков рукопашного боя, то они становятся обязательными для отдельных подразделений, а также гражданских учебных заведений.

Это становиться необходимостью армии, постепенно вводятся занятия по фехтованию, стрельбе, гимнастике и конной выездке.

В образовательных учреждениях и широких общественных кругах распространение физической культуры и спорта отмечается в первой половине 19 века, начинают формироваться первые спортивные школы, общества и клубы. В таких городах, как Петербург, Москва, Киев, начинают появляются первые яхт-клубы, общества гребного спорта и атлетической гимнастики. Так же этот период знаменуется первыми спортивными соревнованиями.

Немалую роль в развитии и популяризации физического воспитания и спорта в России сыграли Петербургское общество любителей бега на коньках (основано в 1877 г. в Петербурге), Русское гимнастическое общество (1882 г., Москва), Кружок любителей атлетики (1885 г., Петербург), Петербургский кружок любителей спорта (1889 г.).[16]

20 век отметил свое начало образованием всероссийских союзов по видам спорта, основанием первых чемпионатов страны. В 1913 г. в Киеве были проведены первые Русские олимпийские игры, а в 1914 г. – вторые. Программа игр состояла из: легкой атлетики, тенниса, плавания, гребли, парусного спорта, фехтования, гимнастики, тяжелой атлетики, пятиборья, стрельбы, конного и велосипедного спорта.

К началу первой мировой войны было не только организовано, но и работало около 1200 физкультурно-спортивных объединений.

Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале 20 века находилось в ведении двух ведомств – военного министерства и министерства просвещения. Однако набиравшее силу общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Данный факт сильно тревожило государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести политическую и пропагандистскую деятельность всевозможные партии и группировки, которые подрывали основы государственного строя.


Все эти опасения, и несомненно стремление привести в порядок спортивное движение, привели, в 1913 г., к учреждению должности Главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи и его канцелярии. Это был почетный член олимпийского комитета, командир лейб-гвардии гусарского полка генерал Владимир Николаевич Воейков.

Чтобы улучшить работу новой управленческой структуры, при Воейкове был создан Временный Совет по делам физического развития народонаселения, и его задачами являлась, как помощь в развитии физического воспитания и спорта, так и управление, и координация деятельности государственных, образовательных и общественных организаций, а также пропаганда здорового образа жизни.

Период с 1914-1917 был наполнен бурными событиями в стране (начало первой мировой, а затем революционные события) и развитие российских управленческих структур в сфере физического воспитания и спорта было прервано.

Царское правительство сменилось коммунистическим руководством и произошла перестройка всей физкультурно-спортивной отрасли, а место физическому воспитанию было выдвинуто на уровень идеологических установок.

Система управления физическим воспитанием и спортом в России начала формироваться в рамках военного ведомства. Подобный факт можно разъяснить тем, что, физическая культура и спорт были больше всего необходимы, именно армии.[17]

И это понятно, так как без соответствующего управления физкультурно-спортивной работой, без надлежащих специалистов, определенных методик и нормативов, хорошая физическая подготовка личного состава была абсолютно невыполнима.

Немного позднее физическое воспитание и спорт находит свое распространение и в гражданском обществе и культурной сфере. А уже в конце 17 века постепенно вводятся в систему военно-физической подготовки российской армии. Физические упражнения в составе комплексов, становятся обязательными для отдельных подразделений, а также гражданских учебных заведений, так как все эти комплексы направленны на увеличение силы, и необходимы для выносливости, скорости реакции, отработки навыков рукопашного боя. Это становиться необходимостью армии, постепенно вводятся занятия по фехтованию, стрельбе, гимнастике и конной выездке.

Первая половина 19 века отмечается распространением физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, широких общественных кругах и впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и клубы. В таких городах, как Петербург, Москва, Киев, первыми начинают появляются яхт-клубы, общества гребного спорта и атлетической гимнастики. И в тот же период проходят первые спортивные соревнования.