Файл: Особенности управленческой компетентности в спортивном менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Особый интерес к спорту, в последнее время, стал приобретать массовый интерес. На развитие спорта и государство, а также и частный бизнес, выделяют немалые средства, тем не менее, порой это не приносит ожидаемый результат. Большинство спортивных клубов несут колоссальные убытки, и вынуждены их распускать, а руководители совместно с многомиллионной армией болельщиков - сожалеть и искать виноватых в очередном провале российских спортсменов на чемпионатах мира.

Не так давно в общеобразовательную систему подготовки профессиональных специалистов в области физической культуры и спорта была введена учебная дисциплина менеджмент в физической культуре и спорте. Необходимостью такого подхода к спорту, стал переход России в эпоху рыночных отношений и инноваций, где важным компонентом социальных взаимоотношений является высокий уровень специализации, применение технологий.[1]

Физическая культура — часть общей культуры общества. Она, как совокупность достижений в деле оздоровления людей и воспитания их физических способностей.

Фундамент истории русского спорта создавался не одно. А если анализировать истоки его обычаев, то, пожалуй, нелегко будет найти точку отсчета, потому что эти истоки - в основе самой нации, в основе характера нашего народа.

Спортивный менеджмент, как комплексная наука, начал формироваться в российской практике относительно поздно, а если точнее, то в последнее десятилетие ХХ века. И это объясняется рядом причин, как идеологического, так и исторического, ну и несомненно, политического характера.

Но, безусловно, речь не о том, что в России не было организована система управления физической культурой и спортом. Это, разумеется, не так. Но и отдельной науки, такой как спортивный менеджмент тогда еще не было. На основе проб и ошибок научных подходов, понемногу определялись общие позиции относительно управления физкультурой и спортом, детально изучались экспериментальные данные, выводились нормативы, формировались теории.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что становление спортивного менеджмента в России на разных этапах истории формировалось совершенно по - разному, и для того, чтобы понять тенденции его развития необходимо проследить эволюцию управленческих отношений в данной отрасли.

Объектом исследования является спортивный менеджмент в России.

Предметом исследования является анализ.


Цель данной работы:

1. Провести анализ развития спортивного менеджмента в России.

Для этого необходимо решить ряд важных задач:

  1. Дать понятие спортивного менеджмента.
  2. Рассмотреть методы управления в спортивном менеджменте.
  3. Ознакомиться с возникновением и становлением управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России.
  4. Изучить управление физической культурой и спортом в советский период.
  5. Определить проблемы и выявить перспективы развития спортивного менеджмента РФ в современных условиях.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

1.1 Понятие спортивного менеджмента

Экономика спорта на сегодня подвергается коммерциализации, то есть роль денежных вложений становится все более значимой. Поэтому менеджмент в спортивной индустрии является важной отраслью, экономической категорией. Те люди, которые стараются решать проблемы спортивного менеджмента, решают задачи формирования новой инфраструктуры, характеристики которой непременно должны отвечать мировым стандартам.

Понятие менеджмента предполагает возможность управлять той или иной деятельностью. В буквальном смысле его стоит трактовать как умение руководить людьми. Бесспорно, основы менеджмента в спорте обладают своими особенностями, но тем не менее, базовые характеристики остаются теми же.

Управление – это целенаправленное воздействие на объект с целью обеспечения его заданного функционирования в соответствии с поставленными целями. Процессы управления и управленческая деятельность встречаются на практике повсеместно. Без управления не могут обойтись и системы более высокого уровня – социальные, экономические, политические. Все эти сложно организованные системы формируются для достижения каких-либо целей, – например, для достижения максимального благосостояния общества, духовного и физического совершенствования.[2]

Как достаточно самостоятельная профессиональная деятельность, спортивный менеджмент является одним из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях, как в теории, так и на практике.


Объектом спортивного менеджмента является совокупность физкультурно-спортивных организаций, а предметом, совокупность управленческих отношений организаций физкультурно-спортивной деятельности по производству физкультурно-спортивного продукта. Продукт - это спортивные услуги (тренировки, спортивные мероприятия и другие организованные формы занятий физической культурой и спортом).

Что касается целей, то физкультурно-спортивная организация, как правило, имеет не одну, а несколько целей. Одна из них, может быть связана с массовой физкультурно-оздоровительной работой, а другая - со спортом высших достижений.

Цели спортивной организации обычно фиксируются в трех документах - уставе организации, концепции и целевой программе развития физической культуры и спорта. Наряду с общей целью в спортивной организации формулируются частные цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации.[3]

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой сравнительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

Выделяют состав таких функций, как:

  • планирование, определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения;
  • организация, ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым: персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием;
  • мотивация, деятельность по организации системы стимулов, побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;
  • руководство - это процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней;
    • контроль - это наблюдение за течением процессов, сравнение контролируемого параметра с заданной программой, обнаружение отклонений от программы, а также их причины;
    • анализ, в процессе которого оценивается исполнение и сравнивается со стандартами, заложенными при планировании.[4]

Менеджмент, по своей сути, имеет еще одно характерное свойство. Он связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами.

Спортивный менеджер - это специалист, который занимает, как правило, руководящую должность в спортивной организации, и обладает искусством научного управления. А искусство, в свою очередь, характеризуется умением спортивного менеджера использовать методы и общепринятые принципы, а также технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.[5]


Как же управлять всей огромной разнообразной массой предприятий, организаций, спортсменов и тренеров, как поддерживать любительский и профессиональный спорт в надлежащем состоянии, обеспечивать здоровый образ жизни и полезный досуг гражданам страны?

В принципе существуют два основных способа управления:

• административно-принудительный, основанный на приказах и внешнем принуждении;

• демократический, который основан на творческой инициативе индивидов.

Оба метода имеют свои достоинства и недостатки. Так, главным преимуществом административно-принудительного метода является его простота и эффективность в краткосрочном периоде. Централизация управления подчиняет систему единой воле и задачам, дисциплинирует ее. Однако этот метод почти не предусматривает инициативу и творчество, излишне формализован и бюрократичен.[6]

Что же касается демократического способа управления, то его преимущество – это отсутствие внешнего принуждения, большой потенциал разнообразия и развития. Тем не менее, его достоинства – это оборотная сторона недостатков. Отсутствие внешнего управляющего и побудительного начала допускает постоянные споры и разногласия, что, в свою очередь, снижает оперативность управления. Какой же способ лучше, на каком из них строить систему управления? Однозначного ответа или универсальной модели не существует. Оба способа следует использовать в известной комбинации и разных соотношениях, зависящих от целей системы управления и условий, в которых она функционирует.

В круг обязанностей спортивных менеджеров входит немалый объем работ - от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов.

Менеджерам и персоналу спортивных организаций в процессе управления необходимо принимать большое количество решений, от качества которых зависит эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций. В подготовке принятия управленческих решений активно участвуют тренеры, преподаватели и другие специалисты, и они касаются различных сторон деятельности физкультурно-спортивных организаций. А, как известно, от точности и своевременности принятия зависит эффективность работы любой организации.

Менеджеров подразделяют на три основные группы:

      • стратегический уровень - это руководители спорткомплексов, спортивных школ, президенты спортивных клубов и федераций;
      • тактический уровень - руководители управлений, самостоятельных отделов;
      • исполнительский уровень - тренеры, начальники команд, медицинский персонал.[7]

Являясь субъектом управленческой деятельности, спортивные менеджеры, выполняют ряд функций. Среди них выделяются три ключевые:

  1. Принятие решений. Обусловливает направленность с целью развития организации, регулирует вопросы, по распределению ресурсов, принимает окончательное решение о найме на работу и несет всю полноту ответственности за его последствия.
  2. Информационная функция. Накапливает информацию о внешней и внутренней среде спортивной организации, распространяет ее в виде нормативных установок, после чего разъясняет персоналу как ближайшие, так и перспективные цели организации.
  3. Функция руководителя. Формирует отношения внутри и вне организации, координирует их усилия, мотивирует на достижение целей, и выступает в качестве официального представителя организации.

Без качественного менеджмента в спорте частные организации просто не смогут элементарно выжить в условиях рынка, а государственные структуры попросту не смогут грамотно готовить спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям. 

1.2 Методы управления в спортивном менеджменте

Метод управления является специфическим способом осуществления функций спортивного менеджмента и решения управленческих задач. Его можно определить, как способ целенаправленного воздействия руководителя спортивной организации на своих подчиненных и осуществления контроля за их деятельностью.

Методы менеджмента в сфере ФКиС - это способ целенаправленного воздействия руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников, и непосредственный контроль за их деятельностью.[8]

Методы спортивного менеджмента — это способы воздействия менеджера на подчиненных и осуществления контроля за их деятельностью. Выделим следующие методы спортивного менеджмента и их специфику:

  • организационные методы, образовывает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических, социально-психологических. Любая деятельность начинается с проведения ряда действий по ее организации:
  • формирование целей, нормативов, регламентов;
  • организация проектов;
  • установление методик и правил конкретных действий;
  • административные методы (методы властной мотивации). Сущность их в открытом и регулируемом определенными нормами принуждении людей к деятельности. При их использовании руководитель берет на себя абсолютную ответственность за итог деятельности;
  • экономические методы:
  • метод дифференцированной заработной платы работникам ФСО;
  • нормативно экономический состоит в установлении нормативов финансовых расходов на разнообразные виды спортивной работы, утверждение табеля обеспечения спортсменов одеждой, обувью;
  • метод прямого целевого финансирования предусматривает финансирование из федерального бюджета:
    • спортивных сооружений и ФСО федерального значения;
    • научно-исследовательских работ в области ФКиС в соответствии с федеральной программой;
    • подготовки и выступления в официальных международных спортивных соревнованиях сборных команд России;
  • социально-психологические методы. Охватывает формирование психологического климата в коллективе, который содействует достижению высших трудовых результатов. Вместе с этим применяется высокая оценка индивидуальных достижений каждого сотрудника.