Файл: Особенности управленческой компетентности в спортивном менеджменте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немалую роль в развитии и популяризации физического воспитания и спорта в России сыграли Петербургское общество любителей бега на коньках (основано в 1877 г. в Петербурге), Русское гимнастическое общество (1882 г., Москва), Кружок любителей атлетики (1885 г., Петербург), Петербургский кружок любителей спорта (1889 г.).

20 век отметил свое начало образованием всероссийских союзов по видам спорта, основанием первых чемпионатов страны. В 1913 г. в Киеве были проведены первые Русские олимпийские игры, а в 1914 г. – вторые. Программа игр состояла из: легкой атлетики, тенниса, плавания, гребли, парусного спорта, фехтования, гимнастики, тяжелой атлетики, пятиборья, стрельбы, конного и велосипедного спорта.[18]

К началу первой мировой войны было не только организовано, но и работало около 1200 физкультурно-спортивных объединений.

Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале 20 века находилось в ведении двух ведомств – военного министерства и министерства просвещения. Однако набиравшее силу общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. И этот факт сильно тревожило государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести политическую и пропагандистскую деятельность всевозможные партии и группировки, которые подрывали основы государственного строя.

Все эти опасения, и несомненно стремление привести в порядок спортивное движение, привели, в 1913 г., к учреждению должности Главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи и его канцелярии. Это был почетный член олимпийского комитета, командир лейб-гвардии гусарского полка генерал Владимир Николаевич Воейков.

Чтобы улучшить работу новой управленческой структуры, при Воейкове был создан Временный Совет по делам физического развития народонаселения, и его задачами являлась, как помощь в развитии физического воспитания и спорта, так и управление, и координация деятельности государственных, образовательных и общественных организаций, а также пропаганда здорового образа жизни.

Период с 1914-1917 был наполнен бурными событиями в стране (начало первой мировой, а затем революционные события) и развитие российских управленческих структур в сфере физического воспитания и спорта было прервано.[19]

Царское правительство сменилось коммунистическим руководством и произошла перестройка всей физкультурно-спортивной отрасли, а место физическому воспитанию было выдвинуто на уровень идеологических установок.


2.2 Управление физической культурой и спортом в советский период

Определившаяся ранее система управления физической культурой и спортом, после революции 1917 г., какое-то время совершенно не работала. Всё же очень скоро выяснилось, что новому советскому государству нужна была хорошо обученная и боеспособная армия, а сформировать такую без надлежащей системы физической подготовки было невозможным.

И очень скоро, был создан специальный орган для осуществления руководства военной подготовкой трудящихся. Это был Центральный Отдел всеобщего военного обучения (Всевобуч), он то и стал первой советской управленческой структурой. Всеобуч взял на себя руководство физкультурно-спортивной отраслью.

В регионах страны, с целью проведения физической подготовки, в составе местных военных комиссариатов были созданы специальные отделы, где и проводили спортивную работу. А в 1918 г. уже стали действовать первые ячейки и кружки Всевобуча.

Такими темпами физкультурно-спортивное движение постепенно набирало силу, в него вовлекались все новые люди и организации, как на добровольной основе, так и за счет принуждения.

Со временем люди начали проявлять интерес к физкультуре и спорту, и на основании этого стали появляться и развиваться спортивные школы и общества, дала первые ростки спортивная наука. Такая заинтересованность населения всячески поощрялась комсомольскими, партийными и профсоюзными организациями.[20]

В 1920-е годы начали проходить легкоатлетические и велосипедные соревнования, кроссы, лыжные гонки, а также, Всевобучем, во многих городах был проведен День спорта. В тоже время был создан Высший совет физической культуры, который взял на себя управленческую и координационную работу по взаимодействию государственных и общественных спортивных организаций, составлению планов физкультурно-спортивной подготовки и соревновательной деятельности.

После завершения гражданской войны, в 1922 г., Всевобуч был распущен, а на повестку дня снова встал вопрос о системе управления отраслью физической культуры и спорта в стране.

Много было дискуссий по этому поводу, споров и предложений как методологического, так и организационного характера. И в 1923 г., приняв во внимание все мнения и предложения, было принято решение о создании Высшего Совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК РСФСР и упразднении саморегулирующихся спортивных организаций.


Помимо этого, в губерниях и крупных уездах, начали создаваться местные советы физической культуры. Их функциями было управление физкультурно-спортивным движением, а также развитие сети спортсооружений, пропаганда идей здорового образа жизни, увеличение численности спортсменов и физкультурников, и несомненно, учет и контроль за выполнением решений вышестоящих органов. После определения задач, был расширен круг компетенции ВСФК. Руководители общественных организаций должны были принимать активное участие в физическом воспитании масс, а осуществлять шефство над заводским и молодежным спортом, было возложено на профсоюзы и комсомольские организации.

Развитие физического воспитания в учебных заведениях и на производстве, расширение сети спортивных сооружений и налаживание связей с международными рабочими спортивными организациями ускорение роста спортивной науки и оздоровительных методик, стало большой необходимостью для усовершенствования управления и организации отрасли. Помимо этого, присутствовала и идеологическая составляющая, - всему миру необходимо было показать преимущество нового социалистического строя.

Благодаря активной пропаганде здорового образа жизни и идей спортивного совершенствования в СССР ежегодно увеличивалось число физкультурников, получил развитие спорт высоких достижений, регулярно проводились физкультурные парады и праздники.

Всесоюзный Совет физической культуры просуществовал в первоначально созданном виде шесть лет и в 1936 г. подвергся очередной реорганизации. Формальным поводом для этого послужило принятие в этом году Конституции СССР, под цели и задачи которой выстраивалась новая структура правительства. Вновь созданный управленческий орган получил название Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. Соответственно, все республиканские, краевые и местные Советы физической культуры и спорта переименовывались в комитеты по делам физкультуры и спорта.

После распада СССР, в 1991, на его месте образовался ряд независимых государств, и для отечественной физической культуры и спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране, возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и внутреннего характера.

Это был последний год предолимпийского цикла, и время, оставшееся до Олимпиады, не позволило вновь образованным на территории СССР государствам осуществить все процедуры, которые были связанны с создание национальных олимпийских комитетов и представлением заявок для участия в Играх. Поэтому бывшие республики должны были выступать единой командой, которая получила название Объединенная Команда Содружества Независимых Государств (ОК СНГ).


Формирование специального управленческого органа, в 1992 году, было направлено на решение задачи успешного выступления российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде. В связи с этим, функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР, а после проведения Олимпийских Игр, этот Комитет был ликвидирован, а на его место, указом Президента РФ от 27 ноября 1992 г., был создан Комитет РФ по физической культуре.

Десятилетие 1992-2002 гг., было довольно непростым для управления физкультурно-спортивной отраслью. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров, перемены в социально-экономической жизни общества и ряд других перемен все, значительно затрудняли процесс управления физическим воспитанием и спортом в стране. И в это же время сильно ухудшились результаты российских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство новых спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в негодность. И это говорило о том, что отрасль не справлялась с порученными ей задачами.[21]

С уходом КПСС с командных позиций невозможно стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с помощью партийной дисциплины. Становилось намного труднее заставить людей административными методами заниматься физкультурой и спортом, и приходилось больше применять косвенные методы и возможности саморегулирующихся спортивных организаций.

В это же время стала усложняться экономическая ситуация страны, и на фоне этого ее стали покидать многие талантливые спортсмены и тренеры. Был снижен качественный уровень подготовки отечественных спортсменов, опустилась планка чемпионатов России, упал зрительский интерес и понизилась посещаемость спортивных соревнований. Появились проблемы в системе подготовки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров.

Не обошла стороной кадровая проблема и управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней, с переходом к рыночной экономике, оказались в сложном положении, и их прошлый опыт работы, в некоторой степени обесценился. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов высшего и среднего управленческого звена не проводилось.

Постоянная сменяемость управленческих кадров, спонтанные смены правительств, а также руководителей физкультурно-спортивного ведомства приводили к незапланированной смене менеджеров всех уровней, а на их место приходили люди не всегда достаточно компетентные и профессиональные.


После того, как в 2002 г. пост главы Госкомспорта занял В.А. Фетисов, который имел многолетний опыт профессионального спортсмена и спортивного менеджера, внезапные кадровые перестановки были приостановлены.

На протяжении трех последующих лет В. Фетисов смог стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли, улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.

После избрания В.В. Путина в 2004 г. на новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций, Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, и на сегодняшний день, его управленческие функции и полномочия заключаются в следующем:

  • является федеральным органом исполнительной власти, исполняющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, исполнение мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей;
  • несет ответственность за развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации и выступление сборных команд страны на наиболее ответственных международных спортивных соревнованиях.

А также управленческие функции проявляются в области:

  • нормативно-правовой базы физической культуры и спорта;
  • формировании массовой физической культуры и физического воспитания среди различных категорий и групп;
  • развитии спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва;
  • финансировании и формировании материально-технической базы физкультурного движения;
  • информационно-пропагандистского обеспечения развития физической культуры и спорта:
  • в осуществлении пропаганды физической культуры и спорта в средствах массовой информации, участие в обеспечении издания;
  • в области международной деятельности.

Все эти цели и задачи довольно просторны и охватывают, можно сказать, весь спектр функций по управлению физкультурно-спортивной отраслью.[22]

Но тем не менее, такие вопросы, как взаимодействие со спортивным бизнесом, маркетинговые исследования отрасли и экономики физкультуры и спорта, пока еще остались за рамками регулирования. Но бесспорно можно надеяться, что в ближайшем будущем, все эти вопросы найдут свое разрешение, а, на фоне уже имеющихся целей, оживиться работа по всему спектру направлений.