Файл: Оборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Колосок» и его активов

актив торговый капитал отраслевой

Общество с ограниченной ответственностью «Колосок» - это торговое предприятие, осуществляющее торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке России. Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продовольственными товарами. ООО «Колосок» является юридическим лицом, имеет самостоятельный отчетный баланс, расчетный счет и иные счета в Сбербанке РФ, круглую печать, штампы, бланки с указанием своего полного наименования, собственный товарный знак. Торговое предприятие ООО «Колосок» было создано 26 апреля 1996 г. в соответствии с действующим законодательством РФ. В своей деятельности предприятие руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «Колосок» отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. От своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Также данное предприятие самостоятельно отвечает за полученные результаты от своей производственной деятельности и выполнение обязательств перед заказчиками, бюджетами, банками и другими контрагентами.

Источниками формирования финансовых результатов предприятия являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг. На предприятии созданы следующие фонды: уставный, социального развития, резервный и другие фонды общего и специального назначения. Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей.

В ООО «Колосок» два учредителя. Оба учредителя могут принять участие в управлении, что отвечает их интересам, с одной стороны, а с другой, соответствует целям самого партнерского предприятия - получить максимальную прибыль - за счет четкой структуры управления отдельным направлением торговли.


Предприятие ведёт бухгалтерскую и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством РФ. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым и утверждаемым планом экономического и социального развития.

Основные виды деятельности предприятия в соответствии с учредительными документами: 1. Розничная торговля продовольственными товарами. 2. Купля-продажа всех видов движимого и недвижимого имущества, в том числе сырья и полуфабрикатов, строительных материалов, ТНП и продуктов питания. 3. Осуществление сбора и распространение коммерческой и экономической информации. 4. Оказание посреднических, дилерских, рекламных, консультационных и иных видов услуг.

Рассматривая данные, отражающие результат проведенного анализа основных показателей финансовой деятельности торгового предприятия - ООО «Колосок» в динамике двух лет можно сделать следующие выводы.

Товарооборот данного предприятия в 2016 г. (отчётном) составил 56728,0 тыс. руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 12906 тыс. руб., т.е. увеличение составляет 29,45%. Объем товарооборота является основным валовым показателем деятельности торгового предприятия, который характеризует результат его деятельности. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получения определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия. Из всех ресурсов наиболее эффективно используются основные средства. При увеличении их первоначальной стоимости на 8% (предприятием было приобретено новейшее оборудование), фондоотдача увеличилась на 20,1%. Также достаточно эффективно используется и второй элемент материально-технической базы - торговая площадь, о чём свидетельствует повышение нагрузки на 1 кв.м. - на 29,45% притом, что площадь торговли в 2016 г. осталась без изменения.

Оборотные средства предприятия в 2016 г. по сравнению с прошлым годом, в общем увеличились на 436,4 тыс. руб., что составляет 8,6%. Рост прибыли от продаж в 2016 г. сопровождается некоторым повышением и снижением показателей прибыли. По основной деятельности наблюдается увеличение финансового результата о чём свидетельствует увеличение прибыли от продаж на 3,9% (в 2016 г. она составила 1600,15 тыс. руб.). Совокупное влияние всех факторов привело к значительному увеличению чистой прибыли на 10,82%, в 2016 г. сумма чистой прибыли составила 1094,84 тыс. руб.

В целом за данный период предприятие имеет тенденцию к дальнейшему развитию - расширению размеров реализации товарной продукции.


2.2 Финансовая структура активов и капитала ООО «Колосок»

Анализ динамики и характеристика показателя розничного товарооборота ООО «Колосок» показывает, что в условиях рыночной экономики объем товарооборота остается одним из главных показателей деятельности торгового предприятия. В результате проведённого анализа видно, что розничный товарооборот предприятия в 2015 г. по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,7 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2014 г. по сравнению с 2015 г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 5050,9 тыс. руб., что составляет 16,2% (прирост товарооборота по сравнению с базисным годом).

Товарооборот предприятия в 2015-м г. по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах уменьшился на 2067,6 тыс. руб., что составляет 5,5%. В 2016 г. по сравнению со 2015 г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 7118,6 тыс. руб., что составляет 13,3% (прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом).

Для продолжения анализа посчитаем абсолютный прирост (снижение) товарооборота предприятия за год за счет изменения: 1) физического объема: товарооборот в сопоставимых ценах 2016 г. - товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года = 43636,9 - 43822 = -185,1 тыс. руб. Абсолютный прирост товарооборота предприятия снизился за счет изменения физического объема товарооборота на 185,1 тыс. руб. 2) роста цен: товарооборот в действующих ценах 2016 г. - товарооборот в сопоставимых ценах прошлого года = 56728 - 43636,9 = 13091,1 тыс. руб. За счет роста цен абсолютный прирост товарооборота составил 13091,1 тыс. руб.

В результате проведённого анализа влияния цен на объём розничного товарооборота за анализируемый период можно сделать следующий вывод. В 2016 г. по сравнению с прошлым годом произошло увеличение товарооборота в действующих ценах на 12906,0 тыс. руб., что оценивается положительно. На данное увеличение однонаправленное влияние оказал фактор роста цен, за счёт него в 2016 г. товарооборот вырос на 13091,1 тыс. руб., а за счёт физического объёма товарооборота розничный товарооборот снизился на 185,1 тыс. руб., что оценивается положительно. Поскольку динамика товарооборота, положительно направленная за счёт влияния интенсивного фактора, то деятельность предприятия следует признать экономически эффективной.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, касающихся реализации товаров, определение факторов, которые позитивно и негативно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.


Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка). Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли - источника прироста капитала и выплаты дивидендов.

По данным отчетов о прибылях и убытках за 2012-2016 гг. видно, что сумма прибыли до налогообложения выросла: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. - на 1400 тыс. руб., или 8,8%; в 2014 г. по сравнению с 2015 г. - на 100 тыс. руб., или 0,4%.

Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения, в частности, сокращение прочих доходов в 2015 г. по сравнению с 2012 г. на 100 тыс. руб., или 14%.

Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет прибыль от продажи продукции - 90,2% за 2016 год, что на 1,1 % меньше по сравнению с 2015 г., и на 2,3 % меньше, чем в 2012 г.

Положительным фактом является снижение себестоимости продажи товаров и услуг в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 5200 тыс. руб., или 21%.

Используя данные отчета о прибылях и убытках можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.

Влияние увеличения в 2016 г. суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 100 / 15340 * 100% = +0,6%.

Влияние уменьшения в 2016 г. прочих доходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 90 / 15340 * 100% = +0,5%.

Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения определим по формуле: 54 / 15340 * 100% = +0,31%.

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (6%). Сокращение прочих расходов также способствовало увеличению прибыли (1%). Отрицательное влияние на величину прибыли до налогообложения оказало сокращение прочих доходов (0,2%). Следовательно, резервы роста прибыли предприятия - это сокращение расходов и увеличение доходов.

Как следует из вышеприведенных данных, в составе оборотных активов наиболее быстрыми темпами росли запасы организации в 2016 г. Общий объем запасов на конец года составил 9637 тыс. руб.


Сумма денежных средств в кассе и банках организации увеличилась в 2012 г. на 12,18% (430 тыс. руб.), в 2015 г. на 22,28% (471 тыс. руб.) и к 2016 г. на 10,41%, или на 269 тыс. руб.

На основании ранее полученных данных - в виду того, что денежные средства занимают около 20% валюты актива баланса, можно утверждать, что это положительный фактор, объем денежных средств, находящихся в организации на конец анализируемого периода, в виду возросшей кредиторской задолженности, - это, скорее всего, страховой запас на случай несбалансированности денежных потоков в результате различий в объемах реализации и закупок, а также других непредвиденных расходов.

Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей не дают полной аналитической картины. Поэтому для выяснения того, достаточно ли у организации собственных оборотных активов, чтобы покрыть текущие краткосрочные обязательства, исчислим коэффициент текущей ликвидности:

Конец 2014 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 10140/6733 = 1,5

Конец 2015 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 9253/5126 = 1,81

Конец 2016 г.:

Кт.л. = Итог раздела II актива баланса / Итог раздела V пассива баланса = 13689/9091 = 1,51

Если учесть, что нормативное значение коэффициента ликвидности при удовлетворительной структуре баланса должно быть равно 2,0, то у ООО «Колосок» недостаточно ликвидных активов для погашения текущих краткосрочных обязательств.

Важным показателем при анализе материальных активов является их оборачиваемость, которая выражается длительностью оборота в днях и числом оборотов в течение отчетного периода.

Наиболее распространенным является показатель оборачиваемости в днях. Его определяют как частное от деления средней величины материальных активов на среднегодовой оборот по реализации товаров:

ОМА = 11471*360/13750 = 300,33

Скорость оборота материальных активов = 13750/11471 = 1, 20

Анализируя дебиторскую задолженность, следует сравнить ее сумму с размером кредиторской задолженности, определив коэффициент долга:

на начало 2016 г.:

Кд = 1076/5126=0,21

на конец 2016 г.:

Кд = 1175/9091=0,13

Сумма дебиторской задолженности непосредственно зависит от объема продаж, что отражает коэффициент соотношения объема продаж и средней суммы дебиторской задолженности - оборачиваемость дебиторской задолженности:

ОДЗр = 13750/1125,50 = 12,22 раз

Однако наиболее удобным выражением оборачиваемости является продолжительность оборота в днях:

ОДЗд = 1125,50*360/13750 = 29,47 дн.