Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
Игры различны, и каждая из них важна для определенной роли формирования личности.
Условно сюжеты игр делятся на:
1. Бытовые (игры в семью, детский сад);
2. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (полиция, пожарная часть);
3. Общественные (День рождения, школа);
4. Сюжетно-ролевая игра нужна для выбора ребенка роли, которая ему больше по душе. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.
Каждая из этих сюжетов важна для ребенка, он должен определить для себя что ему интересно, как вести себя в обществе, кем бы он хотел стать, что ему предстоит в будущем, создавать что-то новое.
Рассмотрим одну из разновидностей игр – режиссерская. Ребенок выступает в роли режиссера, он определяют кто из игрушек (кукла, медведь, собачка, мышка, машинка ..) будет участвовать в его игре, кто из них какую роль будет играть, как действовать, что говорить. То есть ребенок здесь во главе, он решает, он фантазирует. Главное здесь, что действующие лица не люди, а игрушки, изображающие различных персонажей.
Ребенок говорит за каждого персонажа разными голосами, одушевляя их, переставляет их местами для создания действия, создает правила и сюжет -руководит процессом.
Игры разной целевой направленности подготавливают ребенка к школе. Общение с детьми и взрослыми помогает ребенку совершать первые шаги к разумному обществу, малыш учится радоваться, сопереживать, переносить неудачи, осваивает навыки поведения в социуме.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Если с детьми заниматься игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более достойно выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов средств используются народные игры с куклами, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
В театрализованных играх актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Ребенку приходится думать, как поступает его герой, как говорит, что делает – его обязанность вжиться в роль.
Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью).
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Таким образом, Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться.
Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Глава 3. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
3.1 Опыт педагогов по применению игровых технологий
Опыт педагогов богат разнообразен и богат в использовании игры в учебно-воспитательном процессе.
Учитель средней школы № 25 им. Н.К. Крупской г. Ульяновска Вера Алексеевна Рыжова поделилась своим опытом.
В начальных классах многие учащиеся не заинтересованы в изучении предметов. Им кажется все скучным и не интересным, интереснее посмотреть в окно, дернуть на косичку подружку, бегать на переменах… Она задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма в результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая опыт учителей и анализируя его пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.
В младших классах дети активней впитывают информацию при помощи игр и поэтому, при обучении грамоте в первом классе рекомендуют в основном использовать игры, активизирующие учащихся, причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения.
Она предлагает следующие игры: «Эко», «Легкая задача», «Вкусные слова», «Чудо дерево», «Я тучка, тучка, тучка…»
Игра «Эхо» помогает детям запомнить и прочувствовать мягкость и твердость согласных букв. Обогащает словарный запас учащихся, а также развивает у детей речь, воображение. Положительной стороной данной игры является то, что в игре задействован весь класс одновременно.
Игра «Легкая задача». Целью данной игры является научить детей гласной. Это игра легко помогает детям в каждом слове гласной. Эта игра легко помогает детям увидеть, как образуются новые слова, т.е. словообразование, развивает речь учащихся, находчивость, сообразительность.
Игра «Вкусные слова». В этой игре необходимо учащимся собрать слова из слогов. В результате проведения таких игр, учащиеся закрепляют умения делить слова на слоги повторяют правописание слов, а также одновременно развивают навык находить ударный слог.
Игра «Чудо дерево». Цель игры – подобрать и надписать слова, в которых есть слог на. Этот слог может стоять в любом месте, то есть в начале слова, в середине, в конце. В результате этой игры у учащихся развивается сообразительность, находчивость, развивается речь, обогащается словарный запас, а также учащиеся закрепляют знания деление слов на слоги, и развивают умение находить ударный слог.
Игра «Поле чудес». Здесь необходимо учащимся подобрать подходящие слово к данной схеме, отвечая на вопрос учителя. В результате у учащихся совершенствуются навыки звукового анализа, синтеза; происходит активизация мыслительных процессов, а также уточнение и обобщение словаря. Эффект данной игры усиливается, когда предлагается еще дополнительные задания, стимулирующие активность мыслительного процесса, подводящие учащихся к определенным выводам.
Использовать дидактические игры на уроках математики советует Любовь Петровна Флегантова, учитель начальных классов школы № 25, города Ульяновска.
Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.
Она уверенно говорит о том, что в игре ребенок, не замечая, для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Она рекомендует следующие игры: «Вырасти цветик семицветик» «Загадочные треугольники», «Загадочный пример» и другие.
Игра «Вырасти цветик семицветик». В этой игре учащимся необходимо решить примеры на каждом лепестке цветка, а на обратной стороне лепестка. Данные ответы с буквой того слова, которое зашифровано.
Цель игры: закрепить темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах ста», развитие логического мышления, произвольного внимания, корректирование недостатков в познавательной сфере.
Игра «Загадочный треугольник». Здесь необходимо учащимся расшифровать слово, но при этом выполнить задание: каждое число на треугольнике уменьшить на 7.
Цель игры: закрепление умении навыков в решении примеров на вычитание с переходом через разряд 1000, развитие логического мышления, познавательного интереса, произвольного внимания.
Игра «Загадочный пример». В этой игре учащимся необходимо подумать и назвать недостающую цифру в примере.
Цель игры: закрепление умений и навыков в решение примеров столбиком на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000, развитие логического мышление, познавательного интереса, произвольного внимания, а также закрепление связей между компонентами.
Также Любовь Петровна рекомендует следующие игры, используемые ей в первом классе.
В первом классе она проводит дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как:
- Сравнение предметов по цвету, размеру, форме;
- Пространственные и временные представления;
- Направления движения;
- Отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов;
- Название и последовательность чисел;
- Счет предметов, сравнение чисел;
- Прием сложения и вычитания;
- Состав чисел в пределах 20.
Игра «Что случилось?». Учащимся нужно назвать предмет, который исчез из числа других предметов.
Цель игры: научить сравнивать предметы, называть их отличительные признаки, связанные со сравнением предметов по размеру.
Игра «Курица и цыплята». В этой игре дети должны откликнуться столько раз, сколько курочка склюет зерен.
Цель игры: формирование навыков счета. А также развитие умения работать коллективно.
Надежда Игоревна Смирнова учитель начальных классов школы № 25 города Ульяновска рекомендует проводить сюжетные игры в период обучения грамоте.
За время своей работы она заметила, что первоклассники впервые переступили порог класса абсолютно все родные. И каждый переступает со своими радостями и печалями, умением и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно сказать слово, другому нужно повторить десять раз, чтобы он запомнил. И в таких условиях учителю, удается совершить чудо – научить всех, научить каждого.
У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.
По мере овладения детьми приемами чтения и письма она чередует односюжетные уроки с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В том случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.
Здесь же она приводит конспект одного из уроков обучения чтению, где уместно проводит такие игры как «Посади пассажира в вагон и отправь в путь» и «Прочти остановку».
Цель игр: продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи. Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения.
Учитель Галина Степановна Хохоль– учитель начальных классов школы № 25 города Ульяновска, рекомендует игровую методику технологии проблемного урока в структуре знаний по этикету.
Она уверенно говорит о том, что младший школьный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развивается творческие способности.
Ввести ребенка в мир культуры в этот период можно без наставлений и перечислений, что хорошо и что плохо, а увлекательно и с фантазией. Используя игру и технологию проблемного урока, можно вовлечь учащихся в деятельность, в процессе которой у них возникает стойкое отношение к изучаемому материалу, приобретаются поведенческие навыки, пробуждается интерес к тому, что чувствуют другие люди, а также вырабатывается умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предлагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения. Ею предложено занятие. Занятие она организовывает в форме игры-путешествия, объединив их единым сюжетом (например, воображаемым путешествием по океану хороших Манер).