Файл: Антикризисное управление на предприятиях ГиРБ на примере гостиницы «Первомайская».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методологические основы антикризисного управления на предприятиях
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения
1.2 Понятие антикризисного управления: сущность, функции
1.3 Методы антикризисного управления
1.4 Анализ антикризисного управления за рубежом и в России
2.1 Характеристика состояния гостиницы и оценка факторов риска
2.2 Рекомендации для успешного функционирования гостиницы «Первомайская»
Введение
Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности.
На современном этапе социально-экономического развития страны по-прежнему выявляется необходимость в подготовке специалистов, владеющих современной методологией и знаниями механизмов антикризисного управления предприятием на основе системного и комплексного подхода, основанного на диагностике, выявлении, предотвращении или устранении неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер.
Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. Однако в современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально – экономической системы. «Krisis» - в переводе с греческого - решение, поворотный пункт или исход. Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения.
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесий в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающиеся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ.
Изучение основ появления кризиса и применения антикризисного способа управления обосновывает актуальность и значимость выбранной темы «Антикризисное управление на предприятиях ГиРБ».
Объектом курсовой работы является гостиница «Первомайская»
Предмет курсовой работы – процедура и механизм деятельности органов государственной власти в сфере занятости населения (на примере Московской области).
Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию деятельности руководителей предприятия во время антикризисного управления.
Достижение указанных целей предопределило постановку и решение следующих центральных задач курсовой работы:
- изучить понятие кризиса и причины его возникновения;
- определить сущность и функции антикризисного управления;
- исследовать методы антикризисного управления;
- провести анализ антикризисного управления за рубежом и в России;
- рассмотреть состояние гостиницы и оценить факторов риска:
- рекомендовать меры для успешного функционирования гостиницы «Первомайской»;
- изучить способы минимизации последствий кризиса.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические и методологические основы антикризисного управления на предприятиях
1.1 Понятие кризиса и причины его возникновения
Время нестабильности или такого положения предприятия, когда наступают важные изменения, называется кризисом. Причем итог этих изменений может быть как отрицательным, так и позитивным. Чаще всего, шансы невелики, однако положение можно поправить с поддержкой квалифицированного менеджмента.
Определение «кризис предприятия или кризис на предприятии» включает в себя в экономических источниках разные явления в функционировании предприятия, от просто препятствий в работе через всевозможные разногласия вплоть до ликвидации предприятия. Далее кризис предприятия можно понимать как внеплановое и не желаемое, которое ограничено по времени действие, которое может значительно помешать или даже сделать не возможным работу любого предприятия.
С практической, бизнес-ориентированной точки зрения, кризис - это всякая своеобразное положение, в которой появляется риск.
Следует указа, что кризис предприятия является переломной ситуацией в порядке процессов событий и действий.
Характерным для кризисного положения является два возможных выхода из нее, или это закрытие предприятия как крайняя форма, или благополучное одоление кризиса.
Появление кризисной ситуации характеризуется специальными признаками, которые выражаются в показателях и, что очень важно, в направлениях их изменения, отображающих работу и формирование предприятия. Такими признаками являются:
- резкое снижение объемов продаж товара или услуг;
- снижение доходов предприятия;
- увеличение относительной части дебиторской задолженности в активах организации, то есть увеличение долгов покупателей и рост сроков долга;
- долги по заработной плате, экономическим органам и акционерам;
- уменьшение статистики мобильности предприятия;
- повышение накладных расходов и снижение прибыли[1].
При этом уровень и динамика данных могут характеризоваться и сравнительно определенного рекомендуемого уровня (допуски изменений), и относительно их смыслов в дальнейшие интервалы времени.
Характеристикой кризисного формирования может быть, в частности, разногласие в показателях закономерным соотношениям либо резкие уменьшение коэффициента в установленные временные периоды. Однако не всегда признаки ухудшения положения предприятия приводят к ее кризису. Признак - это только наружная характеристика начала «заболевания» предприятия, но к самому «заболеванию» - кризису приводят основания его появления. Именно основания находятся в основе появления признаков, а потом и факторов, говорящих о приходе кризиса.
Кризис предприятия пробуждается отклонением от его финансово-хозяйственных свойств. В основаниях кризисной ситуации находятся много разных факторов.
Такие факторы можно распределить на две главные категории, которые представлены в таблице 1[2].
Таблица 1. Факторы появления кризисной ситуации
Несомненно, все вышеуказанные факторы могут являться в основе кризиса предприятия, но значительное воздействие на положение предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее свойственной для современных предприятий проблеме, мешающей их результативной работы в обстоятельствах сформировавшихся рыночных отношений. Этот вопрос определен отсутствием политики в работе предприятия, ориентацией на непродолжительные последствия в ущерб среднесрочным и долгосрочным и низкий профессионализм и неопытность менеджеров.
1.2 Понятие антикризисного управления: сущность, функции
Всякое предприятие, начиная с периода своего создания, встречается с целым списком проблем, которые могут спровоцировать кризисную ситуацию, которая сопровождается резким ухудшением норм деятельности: мобильности, платежеспособности, прибыльности, оборачиваемости оборотных денежных средств, материальной стабильности.
Определение «антикризисное управление» появилось относительно недавно. Считается, что основание его возникновения содержится в реформировании российской экономики и вступлении России в область кризисного развития. Не многие ожидали, что следствием преобразований станет кризис, но многие сегодня осознают, что из кризиса экономику, возможно, вывести, только применив специальную форму управления. Такое управление и приобрело название «антикризисного».
В научных изданиях встречается много понятий антикризисного управления. Одно из них: антикризисный менеджмент. Это такая форма управления предприятием, которая имеет групповую, системную особенность и обращена на предупреждение или ликвидацию отрицательных для бизнеса явлений посредством использования всех возможностей менеджмента, создания и осуществления на предприятии особой плана, который позволит ликвидировать временные трудности, сохранить и увеличить рыночные позиции при любых условиях[3].
В предприятии на всяком этапе ее формирования имеется опасность кризиса даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это обусловливаться тем, что в управлении всегда имеется риск, что социально-экономическая структура формируется периодично, что изменяется соотношение контролируемых и неконтролируемых процессов, меняется человек, его нужды и заинтересованности. Поэтому, по мнению некоторых современных ученых, управление социально-экономической системой в установленной мере должно быть всегда антикризисным[4]. Отсюда, антикризисное управление можно установить как управление, в котором определено установленным типом ожидание опасности кризиса, разбор его признаков, форм по уменьшению негативных результатов кризиса и применения его проявлений для дальнейшего развития.
С убеждений стратегического менеджмента антикризисное управление возникает не с рассмотрения баланса предприятия и реализации специальных мер по устранению нестабильности, а со времени установления целей предприятия, поддержания стратегической возможности, способного снабжать в течение длительного этапа конкурентное преимущество предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Тогда антикризисное управление - это:
- рассмотрение положения макро- и микросреды и установление цели предприятия;
- изучение экономического устройства появления кризисных ситуаций и организация условий сканирования внешней и внутренней среды предприятия для раннего выявления «слабых сигналов» об угрозе наступления кризиса;
- плановый контроль над работой предприятия и формирование стратегии предупреждения его несостоятельности;
- эффективный мониторинг и анализ материального положения предприятия, и обнаружение вероятности наступления несостоятельности (банкротства);
- разработка наилучшей политики поведения в обстоятельствах установившегося кризиса и вывода из него предприятия;
- непрерывный учет риска предпринимательской деятельности и формирование способов по его понижению.
Такое толкование сущности антикризисного управления устанавливает его предупреждающее, опережающее направление.
Некоторые исследователи в антикризисном управлении важнейшее значение придают предупреждению неплатежеспособности и несостоятельности предприятия и предлагают следующее его определение.
Антикризисное управление - это:
- ориентировочное распознавание оснований появления кризисной ситуации на предприятии;
- рассмотрение внешней среды и возможности конкурентных достоинств для определения стратегии его формирования;
- бизнес-планирование увеличения конкурентных достоинств и экономического оздоровления предприятия;
- разработка условий экономического восстановления предприятия и системы контроля за их исполнением.
Кроме того, антикризисное управление рассматривают как систему, имеющую следующие особенности:
-прогнозирование кризиса;
- профилактика кризиса;
- преодоление кризиса;
- вывод предприятия из кризиса;
- нейтрализация последствий кризиса[5].
Сущность антикризисного управления состоит в целенаправленном влиянии на предприятие для актуального предупреждения банкротства, либо при вступлении предприятия в кризисное состояние - в своевременном выводе его из кризиса.
Антикризисное управление - это система управленческих методов по распознаванию, предотвращению, ликвидации и преодолению кризисных ситуаций и их оснований на всех уровнях экономики. Такое понятие является наиболее комплексным, полным.
Кроме того, выделяют группу следующих функций антикризисного управления. Такие функции можно распределить на две главные категории, которые представлены в таблице 2[6].