Файл: «Роль мотивации в поведении организации»(Теоретические основы исследования мотивации в поведении организации ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена следующими положениями. На современном этапе развития экономики система управления не сможет эффективно функционировать при отсутствии грамотно выстроенной системы мотивации и стимулирования труда, побуждающей каждого работника качественно и производительно работать для достижения организационных целей. Эффективное управление возможно через понимание мотивации человека, его потребностей, ценностей, интересов, которые побуждают его к деятельности и способствуют трудовой активности. Актуальность изучения роли мотивации персонала в поведении организации также обусловлена тем, что она мотивация выступает основным средством для мобилизации кадрового потенциала компании, обеспечения оптимального использования ресурсов с целью повышения конкурентоспособности современных компаний.
Управление мотивацией динамично изменяется по мере развития общества. Наука призвана исследовать это развитие с определенным опережением, с целью прогнозирования хода развития и разработки практических рекомендаций с учетом ожидаемых тенденций. В России вопрос управления мотивацией и стимулированием труда стоит сегодня особенно остро, поскольку практические шаги компаний в отношении использования мотивационных механизмов далеки от совершенства, а теоретические аспекты построения систем мотивации с учетом российской специфики, нуждаются в дальнейшей проработке. Более того, система мотивации и стимулирования труда персонала требует постоянного пересмотра и совершенствования, что обусловлено быстрыми и кардинальными социально-экономическими изменениями в российском обществе.
Цель курсовой работы – исследование роли мотивации в поведении организации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие системы мотивации и дать характеристику основных мотивационных теорий;
- охарактеризовать мотивацию как фактор повышения эффективности деятельности организации;
- рассмотреть инструменты мотивации в поведении организации.
Объект исследования – деятельность по управлению мотивацией в организации.
Предмет исследования – роль мотивации в поведении организации.
В работе использовались методы описания, анализа, методы изучения литературных источников и нормативных актов.
Теоретико-методической основой исследования служит отечественная и зарубежная экономическая литература, посвященная исследованиям в области мотивации труда персонала.
Информационной базой исследования послужили научные статьи и публикации отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы теории и практики мотивации, в частности, таких, как Ветлужских Е., Дьяков С.А., Ефимов Г.И., Исаева О.М., Кибанов А.Я., Листик Е.М., Лобанова Т.Н., Маслоу А.Х., Хохлова Т.П. Цыпкин Ю.А., Эриашвили Н.Д. и др. Каждый из них разрабатывал программу и методы совершенствования системы мотивации в рамках интересующей его предметной области исследования.
Структура курсовой работы сложилась исходя из поставленной цели и задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы исследования мотивации в поведении организации
1.1. Понятие мотивации и характеристика основных мотивационных теорий
В настоящее время управление персоналом представляет собой стратегический инструмент организации и является набором тех механизмов, которые строят долгосрочную кадровую политику с учетом эффективной системы управления персоналом.
Управление персоналом основывается на общей стратегии предприятия, учитывает потребности бизнеса на долгосрочную перспективу посредством интеграции всех направлений и подсистем работы персонала между собой и руководством.
Управление персоналом на сегодняшний день представляет собой комплекс различных концепций и технологий, идей и методик. Непосредственно сами технологии управления персоналом представляют совокупность методов и способов воздействия на персонал организации в процессе его принятия на работу, дальнейшего развития с целью получения высоких конечных результатов трудовой деятельности.
Согласно определению Кибанова А.Я., управление персоналом - это направление деятельности организации, направленное на формирование конкурентоспособного профессионального потенциала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды, которое позволяет организации эффективно организовывать свою деятельность на рынке и успешно развиваться в долгосрочной перспективе [24, с. 59].
Стратегия управления персоналом для каждой организации индивидуальна, она охватывает определенный перечень составляющих, необходимых для достижения поставленных целей в общем по организации, а так же целей в области управления персоналом. В настоящее время отличительными особенностями управления персоналом является интегрированность в стратегию организации и вовлеченность всех уровней управления в формирование человеческих ресурсов организации.
Проблемы, связанные с планированием работы с персоналом, кадровым обеспечением и вопросами, связанными с кадровой политикой охватывают все стороны работы и жизнедеятельности любого предприятия. В большинстве своем правильное и грамотно определенное направления работы с кадровым составом, выбор механизмов разработки кадровой политики, инструментария, способов и методов работы с кадровым персоналом обуславливает эффективность работы организации.
В таблице 1 представлена группировка функций управления персонала по трем основным блокам.
Таблица 1
Группировка функций по основным блокам кадровой стратегии [5, с. 36]
Обеспечение кадрами |
Развитие профессионального потенциала |
Мотивация, стимулирование и реализация кадрового потенциала |
Маркетинг персонала Подбор, отбор сотрудников Найм Адаптация Наставничество Организация труда |
Обучение персонала, повышение квалификации Аттестация Планирование карьеры Кадровый резерв Контроль |
Оценка деятельности сотрудников Система платы труда Мотивация персонала Материальное, нематериальное стимулирование Социальная политика Охрана здоровья сотрудников |
Система управления персоналом – разностороннее и сложное явление, как по своему содержанию, так и по организационно структурным формам. В каждой организации используются определенные методы по управлению персоналом. Они осуществляются с помощью воздействия либо на отдельных работников предприятия, либо на целую систему. В этой системе можно выделить два направления: управление людьми и управление деятельностью.
Современный менеджмент уделяет большое значение вопросам мотивации коллектива. Она является одним из оптимальных средств обеспечения рационального расходования ресурсов и активизации кадрового потенциала.
Чёткого определения понятию мотивации не существует, в связи с чем, каждый деятель экономики даёт ей своё определение. Одно из них звучит так: «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп людей, связанное со стремлением удовлетворить свои потребности».
Все определения данного понятия, так или иначе, сходятся в одном: они понимают под мотивацией силы, побуждающие людей предпринимать те или иные действия. С одной стороны они представляют собой побуждение, навязанное извне, в то же время с другой, проявляются в форме самопобуждения. Следует отметить, что человеческое поведение всегда чем-либо мотивировано. Целью мотивации стоит затронуть важные интересы коллектива, через которые побудить тягу к выполнению действий.
Также интересным является ещё одно определение мотивации, согласно которому, она представляет собой состояние личности, которое определяет степень её активности и выражается через действия в определённой ситуации. Человек может быть активен, однако не видеть при этом результатов. Такая ситуация возникает из-за того, что человек не представляет конечной точки в работе. Причин тому может быть несколько, от недостаточного контроля, до неосведомлённости. Из-за неверно выбранного направления труда, может возникнуть конфликт между потребностями человека и целями всего коллектива.
Квалифицированный и мотивированный сотрудник - это важный и дефицитный ресурс, который используется как совершенный инструмент в конкурентной борьбе, который надо развивать, «растить», мотивировать. Организации для развития требуются ответственные и инициативные сотрудники, высокоорганизованные и стремящиеся к самореализации. Формирование таких сотрудников – основная задача мотивационного управления. Трудовая мотивация выступает составной частью системы управления персоналом и является залогом эффективного функционирования предприятия, его длительного существования и поступательного развития [5, с. 49].
В наиболее общем виде содержание понятия «мотивация» иллюстрируется рисунком 1.
Мотивация
Опорные точки деятельности
Карьерный рост
Окладная часть премии, бонусы, премии
Процентная часть
Депремирование
Нематериальная часть мотивации
Выполнение планов
Объем продаж
Ошибки и неточности в работе
Лояльность клиентов
Количество новых клиентов
Эффективность работы группы
Ступени карьерного роста:
Изменение мотивации при карьерном росте
Фиксированная часть вознаграждения:
Периодические поощрения
Объем продаж
Количество сделок
Принцип изменения % от роста объема продаж
Вычеты из вознаграждения по причинам, не относящимся к опорным точкам деятельности
Самореализация
Признание
Другие уровни по Маслоу
Рис. 1. Система мотивации в организации
Мотивация - это внутреннее побуждение по сознательному выбору человека определенного типа поведения, которое складывается как под внешним воздействием (комплексом стимулов), так и определенными внутренними факторами (мотивами) [18, с. 49]. В процессе осуществления производственной или управленческой деятельности, мотивация способствует производительному труду, вознаграждение, по результатам которого, позволяет в дальнейшем удовлетворить работнику свои основные потребности. Также мотивацию можно определить, как способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
В свою очередь, трудовая мотивация – это стремление работника компании удовлетворить свои материальные и духовные потребности за счет качественного и своевременного выполнения своих должностных обязанностей.
По мнению А. Я. Кибанова мотивация представляет собой реакцию персонала на действия руководства компании, процесс сознательного выбора индивидом определенного типа поведения под воздействием внутренних (мотивы) и внешних (стимулы) условий [24, с. 69]. Мотивация труда (Е.М. Листик) – это побуждение к труду, определяющее отношение к труду и рабочее поведение [28, с. 24].
Мотивация труда представляет собой побуждение человека к труду, определяющее его отношение к труду и рабочее поведение. Потребности являются важнейшими предпосылками мотивации. Вместе с тем в основе мотивации труда находятся не только более значимые в настоящее время для работников потребности, но и возможности их удовлетворения в будущем. О.М. Исаева, Е.А. Припорова мотивацию рассматривают как совокупность движущих сил (внешних и внутренних), которые побуждают человека осуществлять деятельность для достижения определенных целей, с затратой усилий, старания, настойчивости и добросовестности [23, с. 51].
В работе Т.П. Хохловой под мотивацией понимается процесс стимулирования человека (работника) или группы людей к деятельности, которая направлена на достижение организационных целей [47, с. 95]. Это сила, которая побуждает к действию, психоэнергетический потенциал, который нацеливает индивида на определенную деятельность и достижение целей.
Процесс мотивации является сложным и неоднозначным. Существуют большое количество разных теорий мотивации. Главное в них – это выявление того, удовлетворение каких именно потребностей побуждает человека к активным действиям. Обратимся к анализу содержательных и процессуальных теорий мотиваций.