Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Цели и задачи планирования персонала).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
Человеческий ресурс — ресурс особый. Несмотря на различные профессиональные и личностные характеристики, человек не будет трудиться с отдачей до тех пор, пока он не увидит личной мотивации. Для того чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, в организации должна быть правильно сконструирована система мотиваций, и прежде всего мотивация материальная [2].
В производственной практике существуют различные системы премирования. При «братском» подходе премию делят всем поровну, а при сдельном подходе выплачивается определенная доля от суммы совершенных работником продаж или оплаченных услуг. При субъективном подходе руководитель решает, кому выплатить премии, кому нет. Каждый из подходов имеет существенные недостатки, которые снижают эффективность данного инструмента мотивирования сотрудников. [9]
Мы исходили из того, что премиальная система должна решать и предупреждать такие проблемы, как отсутствие дисциплины, снижение производительности труда, нежелание учиться и стимулировать правильное производственное поведение. То есть стимулировать проактивность персонала на основе профессиональной рефлексивной самоорганизации. Правильное производственное поведение — это демонстрируемые поведенческие проявления объекта управления (сотрудника, подразделения в учреждении, организации в целом), позволяющие достичь целей учреждения. Премиальная система включает в себя описание правильного поведения путем постановки целей для каждого объекта управления. Описание поведения производится через перечисление ключевых производственных процессов. Это позволяет довести полноту описания деятельности до 80—90%. Критерии оценки выполнения задач определены с помощью известной технологии SMART [Specific (Конкретная), Measurable (Измеримая), Attainable (Достижимая), Relevant (Важная), Time-bounded (Конечная во времени)]. Суть технологии заключается в том, чтобы выбранная цель соответствовала всем пяти критериям. Определение ключевых процессов осуществляется субъектом управления. Совместно с трудовым коллективом определяется весомость (ценность) ключевых процессов в баллах. Руководитель, осуществляющий постановку задач, оценивает степень их достижения согласно установленным критериям. Каждому сотруднику, в свою очередь, проще распределять свои силы и время между задачами, когда точно определены приоритеты с помощью проставленных весов (баллов). Учет баллов сотрудниками осуществляется самостоятельно путем ведения табеля трудового участия. Записи в табеле учета трудового участия должны соответствовать данным журналов учета анестезий и работы палаты посленаркозной интенсивной терапии. Данные учета трудового участия каждого сотрудника доступны всему коллективу для ознакомления и взаимопроверки.
Назначение премии производится после подсчета общей суммы баллов всех сотрудников отделения. Затем, исходя из суммы премиального фонда, определяется стоимость одного балла. После этого вычисляются индивидуальные премии путем умножения стоимости одного балла на индивидуальную сумму баллов, выработанную за период премирования. Старшая медицинская сестра премируется на основании произведения среднего количества баллов медицинской сестры на коэффициент 1,5. Заведующий отделением вправе снимать с подчиненных определенное количество баллов, уменьшая размер премии за недостаточное качество работы, бездеятельность и непринятие решения по вопросам, входящим в компетенцию должностного лица, несоблюдение этических норм или невыполнение должностных обязанностей, нарушение санитарно-эпидемического режима в отделении. Этими же полномочиями наделена старшая медицинская сестра по отношению к среднему и младшему медицинскому персоналу.
Вычисление сумм премиальных выплат осуществляется с использованием компьютерной программы EXEL.
Премиальная система в данном виде используется с 2014 г. Она позволила увеличить производительность труда персонала более чем на 200% за счет повышения производственной активности и снижения затрат рабочего времени, связанных с личной неорганизованностью работников.
Таким образом, внедрение данной премиальной системы позволила эффективно решать задачи, стоящие перед отделением, по увеличению объема выполняемых задач без увеличения штата.
Оплата за конкретные дела может производиться в форме дополнения к базовому окладу при оценке индивидуальной деятельности. Каждый сотрудник должен иметь ряд целей на год и оценки их достижения в конце года. В зависимости от степени и качества последних он награждается дополнительным заработком.
Достоинство схемы:
- улучшение индивидуальной деятельности,
- определенная связь с результатами деятельности компании,
- сохранение и лучший отбор работников штаба.
Недостатки:
- схема может вызывать сверхсоперничество между работниками штаба и другим персоналом, что мешает внедрению командной культуры,
- она может толкать менеджеров к игнорированию неформальных отношений в штабе,
- схему трудно унифицировать применительно к работникам разных направлений,
- она требует дополнительных времени и ресурсов администратора.
Список действий.
1. Создание комитета по схеме.
2. Определение роли и области действия схемы.
3. Сбор информации.
4. Эскизный набросок схемы.
5. Тренировка штаба, включенного в оценочную деятельность.
6. Разработка пилотного варианта схемы.
7. Ее пересмотр и развитие.
Она должна быть простой и понятной всему штабу, иметь определенные количественные соответствия между результатами деятельности и уровнем вознаграждения, быть применимой к широкому кругу сотрудников, включать процедуру апелляции, содержать систему пересмотра и ревизии. Схема должна включать методы измерения качества работ (качественные, шкалы ранжирования степени достижения целей и т.д.).
Целесообразно критерии успешности работ устанавливать с каждым сотрудником в начале года и подводить итог индивидуально с ним в конце года.
Что надо и чего не надо делать при введении схемы.
Надо:
- привлекать работников соответствующего профсоюза,
- широко сообщать о достоинствах схемы для персонала,
- непрерывно заниматься ее улучшением.
Не надо:
- усложнять схему,
- забывать о тренировках штаба,
- скрывать результаты применения схемы [5].
На предприятии ООО «Санаторий «Тамара» разработана следующая система мотивации персонала:
Программа участия в прибылях компании (Profit-Sharing Plan)
Основание для выплат: процент от прибыли компании.
Участники выплат: компания в целом, все сотрудники.
Преимущества:
- Выплаты происходят, только если компания имеет прибыль.
- Возможность включения в программу всех сотрудников компании.
- Мобилизует всю компанию на достижение прибыли.
- Небольшие административные затраты.
- Высокая эффективность для маленьких компаний.
Недостатки:
- Трудно связать с индивидуальными результатами сотрудников.
- Результат может быть связан с внешними факторами, не контролируемыми организацией и самими работниками.
Программа может не учитывать реальных достижений [15].
Широкое использование поощрений для сотрудников отделов продаж обусловлено, во-первых, данью традиции, во-вторых, неконтролируемым характером их труда и, в-третьих, необходимостью мотивации.
1. Схема твердого оклада.
При этой схеме продавцам выплачивают твердую зарплату, хотя время от времени могут использоваться поощрения в виде премий, призов за соревнования в продажах и тому подобное.