Файл: История развития качественных и количественных методов в психологии и педагогике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 620

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Качественные методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др.

Количественные методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат объяснению эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий.

Педагогика и психология, что бы гармонично развиваться должны опираться на все вышесказанные методы исследования. Как показала история развитие какого либо одного направления приводит к однобокости взглядов и не точным результатам. Как видно в педагогике каждый из методов взаимно дополняют друг друга.

Заключение

В истории психологии можно найти множество исследований, по своим принципам или дизайну схожих с тем, что сегодня принято называть качественными исследованиями. В данной работе упомянуты имена и подходы, оказавшие наиболее значительное влияние на становление и развитие качественных исследований. Определяющим стал своеобразный методологический принцип, который важен при знакомстве при изучении любого нового направления. Этот принцип имеет описательный характер, избегает поспешных аналогий с известными теориями и воздерживается от собственного изобретательства.

Таким образом, исходя из данной работы, можно сделать вывод: качественное исследование проводится, прежде всего, для изучения индивидуального аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (например, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода.


Сочетание качественных и количественных методов в исследовании дает возможность глубже понять и оценить взаимосвязь развития креативного потенциала личности и педагогической среды.

Как исследовательский материал, качественный метод существенно отличается от количественного. Он ориентирован на познание переживаний, опыта, чувств людей и их практики, выраженных в их собственных высказываниях.

Количественный метод предоставляет способ познания объекта в естественных условиях; он концентрируется в основном на субъективном видении социальных проблем, которые обобщаются путем аналитического анализа разнохарактерной информации об объекте.

При использовании качественных методов речь идет, об охвате тех социальных и педагогических процессов, которые интересны многим. Для них характерны описание процессов и их развитие, а не выдвижение в центр внимания регулярного и обычного. Из перспективы качественных методов исследования невозможно выразить в понятиях системные структуры независимо от их составляющих, а также от действующих и страдающих членов общества.

Сила количественных методов заключается, прежде всего, в том, что они позволяют основательно и в систематизированном виде открывать новое. Таким образом, специалисты определяют количественные методы социальных исследований как разновидность социальной диагностики.

Количественные методы ставят в центр рассмотрения общие закономерности, при которых из сложных отдельных случаев выводятся повторяющиеся или общие признаки. Тем самым, в отличие от качественных методов, здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.

Можно сделать вывод, что в психологии и педагогике оба метода неотделимы друг от друга. Используя качественные исследования объекта, подтверждать данные количественными методами обработки информации.

Литература

1. Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. С. 29–44.

2. Барский Ф.И., Кутузова Д.А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77.

3. Бинсвангер Л. Случай Эллен Вест. Антропологически-клиническое исследование // Экзистенциальная психология. Экзистенция. / Под ред. Р. Мэя и др. М., 2001. С. 361–512.

4. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. 2005. № 1(2). С. 9–30.


5. Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.

6. Леонтьев Д.А. Предисловие к русскому изданию // С. Квале. Исследовательское интервью. М., 2003. С. 6–8.

7. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. Журнал конструкционистской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1.

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М., 2001.

10. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.

11. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130–150.

12. Улановский А.М. Новые рубежи феноменологии: за пределами постмодернизма в эмпирических исследованиях // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 180–182.

13. Леонтьев А. Н. Предисловие // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1978. С. 5.

14. Психология : словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 70.

15. Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 152.

16. См.: Ярошевский М. Г. История психологии. С. 254.

17. Уотсон Дж. Б. Психология с точки зрения бихевиориста (цит. по: История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : тексты. Екатеринбург : Деловая книга, 1999. С. 108).

18. См.: Общая психодиагностика: учеб, пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 23-24.

19. См.: Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь. М.: Наука, 1983.

20. См.: Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика на рубеже веков. С. 6.

21. См.: Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. С. 46–48.

22. См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб. : Питер, 2001 ; Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

23.https://studme.org/88027/psihologiya/kachestvennye_psihologicheskie_issledovaniya

24.https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/kolichestvennyy_i_kachestvennyy_analiz

Приложения

Сравнительный анализ качественных и количественных методов оценки личности

Характеристики, ассоциируемые с подходом

Методы

Количественный

Качественный

Информация

Объективная

Субъективная

Характеризующие понятия

Экспериментальный;

Количественные данные;

Статистика

Описательный;

Естественный;

Словесно-ориентированный

Ключевые понятия

Переменные;

Операционализация;

Надежность;

Предположения;

Достоверность;

Статистическая значимость;

Повторяемость

Значение;

Понимание здравого смысла;

Процесс;

Социальное создание;

Темы;

Правдоподобность

Организация

Организованные;

Формальные;

Специфические;

Детализированный план операций

Включенные;

Гибкие;

Общие;

Согласованные, чувствительные к продолжению

Примеры

Большие; многослойные; контрольные группы;

Строгие;

Произвольный выбор и контроль за побочными переменными

Небольшие;

Теоретические примеры;

Целевые примеры, предполагающие возможность включения как можно большего числа контекстов

Техники или методы

Эксперимент;

Организованное интервью;

Организованное наблюдение;

Ряды данных и тесты

Наблюдение; включенное наблюдение; изучение документов и процессов;

Неорганизованное интервью

Данные

Количественные;

Операционализированные переменные;

Числовое кодирование;

Статистические;

Подсчитываемые

Описательные; обычная речь; личные документы; полевые заметки;

официальные документы; аудио и видеозаписи;

Инструменты и средства

Опросники;

описания;

шкалы;

тестовые показатели;

компьютеры;

индексы

Аудио и видеопленки; воспроизводящие устройства; записи;

часто единственным инструментом является сам исследователь

Анализ данных

Дедуктивный;

Статистический;

Имеет место по завершении сбора данных

Индуктивный продолжающийся;

Тематический;

Понятийный.

Внутренняя валидность

Высокая

Низкая

Условия

Искусственные

Реалистические, естественные

Схема

Организованная

Неорганизованная

Реализм

Низкий

Высокий

Конструктная валидность

Низкая

Низкий

Надежность

Высокая

Низкая

Проблемы применения

Контроль других переменных;

Задающий характер подхода; достоверность

Временная затратность;

Нестандартизированность процедуры; надежность