Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На третьем месте высокая и низкая самооценка. Она отражает наличие у испытуемого отсутствия адекватного восприятия себя как личности. Также присутствует преобладание эмоционально-интуитивной сферы личности над рациональной. У учащихся идет преобладание чувств и эмоций над разумом.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что у учеников 3 «А» и 3 «Б» классов преобладают дети с агрессивными тенденциями в поведении, которые характеризируются агрессией, тревожностью, злопамятностью, низкой и высокой самооценкой, боязнью взрослых. Это показывает нам то, что в данной области требуется коррекционная работа по устранению негативных поведенческих установок у младших школьников на положительные поведенческие установки.

Методика «Автопортрет», адаптированная Р.Бернсом.

Анализируя данные, были выявлены следующие результаты.

По признаку самооценки у 17 человек из 3 «А» класса адекватная самооценка, что соответствует 65% и 15 человек из 3 «Б» класса, 60% соответственно. Это обусловлено тем , что в младшем школьном возрасте происходит осознание себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, целей, своего поведения, отношения к окружающему и самому себе. У 4 человек из 3 «А» класса завышенная самооценка, что соответствует 15% и 5 человек из 3 «Б» класса, 20% соответственно.

С одной стороны, на основе неадекватной завышенной самооценки возникает неадекватное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. С другой – удовлетворенность потребностей и влечений способствуют становлению ребенка как личности.

Также в 3 « А » классе у 5 человек пониженная самооценка, что соответствует 19% и 5 человек из 3 «Б» класса, 20% соответственно. Это влечет за собой неудовлетворенность принимаемыми решениями, которые формируют замкнутость в не принятии своих влечений и потребностей.

Результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Самооценка учеников 3 «А» и 3 «Б» классов (%)

По признаку интеллектуальной и социальной адекватности у 16 человек из 3 « А » класса интеллектуальная и социальная адекватность, что соответствует 61% и 13 человек из 3 «Б» класса, 52% соответственно. У 6 человек из 3 «А» класса высокие интеллектуальные и социальные притязания, что соответствует 23% и 10 человек из 3 «Б» класса, 40% соответственно.

Также в 3 «А» классе у 4 человек интеллектуальная и социальная неадекватность, что соответствует 15% и 2 человека из 3 «Б» класса, 8% соответственно. На рисунке видно, что большинство детей имеют интеллектуальную и социальную адекватность. Учащиеся способны к адекватному общению с другими людьми.


Также дети способны оценивать собственные достоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихся у них нравственных и профессиональных норм. В обоих классах есть дети, у которых завышенные интеллектуальные и социальные притязания и также присутствует интеллектуальная и социальная неадекватность. Дети, относящееся к этим уровням нуждаются в работе с педагогом. Результаты представлены на рисунке 6.

Рисунок 6. Интеллектуальная и социальная адекватность учеников

По признаку контроля над телесными влечениями у 8 человек из 3 «А» класса адекватный контроль над телесными влечениями, что соответствует 30% и 9 человек из 3 «Б» класса, 36% соответственно. У 8 человек из 3 «А» класса потребность в защитном контроле, что соответствует 30% и 8 человек из 3 «Б» класса, 32% соответственно. У 3 человек из 3 «А» класса поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом (уступки слабостям), что соответствует 11% и 2 человека из 3 «Б» класса, 8% соответственно. Также в 3 «А» классе у 7 человек отсутствие контроля, что соответствует 26% и 6 человек из 3 «Б» класса, 24% соответственно. Это следует из интерпретации рисунка , а именно, нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями, длинная шея – потребность в защитном контроле, короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям, отсутствие шеи – отсутствие контроля.

Результаты представлены на рисунке 7.

По признаку местонахождения базовых потребностей и влечений у 12 человек из 3 «А» класса равновесие потребностей и влечений, что соответствует 46% и 14 человек из 3 «Б» класса, 56% соответственно . У 2 человек из 3 «А» класса отрицание потребностей и влечений, что соответствует 8% и 3 человек из 3 «Б» класса, 12% соответственно. У 8 человек из 3 «А» класса неудовлетворенность осознаваемыми влечениями, что соответствует 30% и 2 человека из 3 «Б» класса, 8% соответственно.

Рисунок 7. Контроль над телесными влечениями учеников 3 «А» и 3 «Б» классов (%)

Также в 3 «А» классе у 4 человек отрицание телесных влечений, что соответствует 15% и 6 человек из 3 «Б» класса, 24% соответственно. Дети отрицают свои потребности и влечения: ранние изменения в теле и неготовность детей (особенно девочек) к этим изменениям порождает такую реакцию. Результаты представлены на рисунке 8.


Рисунок 8. Местонахождение базовых потребностей и влечений учеников 3 «А» и 3 «Б» классов (%)

Чувствительность к критике, общественному мнению проявилась у 12 0% 10% 20% 30% 40% адекватный контроль защитный контроль уступки слабости отсутствие контроля 51 человек из 3 «А» класса (46%) и у 10 человек из 3 «Б» класса (40%). На рисунке мы можем это увидеть по большим глазам и ушам на автопортрете. Это говорит о стремлении более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, мнениях, отношениях с окружающими. Тревожность проявилась у 11 человек из 3 «А» класса (42%) и у 8 человек из 3 «Б» класса (32%).

Отрицание своих влечений, потребностей, раннее половое созревание формирует повышенную тревожность у детей и выражается в замкнутости, потребности в защите и в принятии.

Об этом свидетельствует сильный нажим, помещение рисунка в левой части листа, перерисовка и стирание, руки прижаты к телу на рисунке, заштрихованные волосы. В 3 «А» классе 15 человек имеют страхи, что составляет 58%, а в 3 «Б» классе 12 человек, соответственно 48%. На рисунке мы можем это увидеть с помощью интенсивной штриховки, обведение контура, затушеванные зрачки.

Агрессивность проявилась у 12 человек из 3 «А» класса (46%) и у 8 человек из 3 «Б» класса (32%). Проявление агрессивности как защитной реакции на увеличивающиеся требования, а также эгоцентричность свидетельствует об отсутствии децентрированности у младших школьников, а, следовательно, о трудности проявления эмпатии.

Об этом свидетельствует сильный нажим, жирный контур рисунка, ноги расставлены, видны зубы, выделены «уши- ноздри -рот», подбородок увеличен и акцентирован, ноздри выделены, руки большие, оружие. В 3 «А» классе 13 человек имеют эгоизм и нарциссизм, что составляет 50%, а в 3 «Б» классе 11 человек, соответственно 44%. На рисунке мы можем это увидеть с помощью крупного рисунка, глаза без зрачков и ребенок пишет свое имя на рисунке. В 3 «А» классе 15 человек проявляют выраженную защиту, что составляет 58%, а в 3 «Б» классе 14 человек, соответственно 56%.

На рисунке мы можем это увидеть с помощью улыбки, руки за спиной или в карманах, человек изображен в профиль. Депрессия проявилась у 8 человек из 3 «А» класса (31%) и у 6 человек из 52 3 «Б» класса (24%). Об этом свидетельствует рисунок в нижней части листа, слабый нажим и контур, скованная и статичная поза, эскизный контур.

Зависимость (в том числе и от матери) проявилась у 9 человек из 3 «А» класса (35%) и у 7 человек из 3 «Б» класса (28%). Об этом свидетельствует крупный рот, пуговицы по центральной оси , маленькие ступни и ладони, наличие карманов, груди подчеркнуты.


В 3 «А» классе 13 человек имеют эмоциональную незрелость , что составляет 50%, а в 3 «Б» классе 15 человек, соответственно 60%. На рисунке мы можем это увидеть с глаз без зрачков, опускание шеи, детские черты лица, пальцы как листочки или гроздья винограда. В 3 «А» классе 14 человек проявляют демонстративность, что составляет 54%, а в 3 «Б» классе 16 человек, соответственно 64%.

На рисунке мы можем это увидеть с помощью длинных ресниц, выделенные крупные губы, одежда тщательно прорисованная, макияж и украшения, волосам уделено много внимания. Это обусловлено ярко выраженной активностью и стремлением привлечь к себе внимание любыми возможными, способами. Такой стиль поведения может иметь место у младших школьников с формирующейся акцентуацией характера или с формирующимся определенным стилем ролевого поведения. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении.

Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников. «Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки».

Самоутверждение и восхищенное внимание других является для них главной целью и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как положительные формы поведение («смотрите, какой я хороший», так и действия, выражающие агрессию.

Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Результаты методики представлены на рисунке 9.

Рисунок 9. Эмоциональное состояние учеников 3 «А» и 3 «Б» классов (%)

На основе полученных данных мы видим , что в обоих классах присутствует незнание норм и правил, агрессивное поведение, негативные поведенческие установки. Мы можем предположить, что это связано с психологическими особенностями младшего школьного возраста, СМИ, отношениями в семье , в школе, а также в кругу близких. Выявленные особенности детей позволят построить программу коррекции при нарушений поведения детей младшего школьного возраста.


Это необходимо в связи развитием общества, а также принятия себя как здоровой и полноценной личности.

Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов.

Выявленные особенности детей позволят построить программу коррекции при нарушений поведения детей младшего школьного возраста. По итогам диагностики мы определили общий уровень психологических особенностей поведения у каждого ребенка, опираясь на такую шкалу: 0-24 баллов – низкий уровень, 25-37 баллов – средний уровень и 38-46 баллов – высокий уровень. С общим высоким уровнем склонности к нарушению поведения 9(17,7%) детей, с средним 24(47,0%) и 18(35,3%) детей имеют низкий уровень склонности к нарушению поведения. Результаты диагностики общего уровня представлены в динамике (рисунок 10).

Рисунок 10. Общий уровень склонности к нарушению поведения учеников 3 «А» и 3 «Б» классов (%)

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что критерий предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил не сформирован достаточно хорошо, многие дети не умеют различать хорошее от плохого, а также следовать общепринятым правилам. Эмоциональное состояние детей находится на очень низком уровне (страхи, депрессии, тревожность, боязнь взрослых, эгоизм, инфантильность. Поведение (агрессивные тенденции ) явно прослеживаются у детей, они настроены отрицательно на окружающий мир, очень явно показывают различные формы агрессии. Данный критерий также должен подвергнуться изменению.

На основе полученных результатов необходима коррекционная работа. Планируется устранение агрессивных тенденций в поведении, отрицательных установок эмоционального состояния.

2.2. Программа литературного кружка для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Проанализировав психологические и возрастные особенности младших школьников, мы пришли к выводу, что литературные произведения и психологические упражнения – наиболее эффективный способ коррекции нарушений поведения именно поэтому мы разработали программу литературного кружка.