Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, то есть. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние.
Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика склонности к нарушению поведения младших
школьников
В исследовании принимали участие ученики 3«А» и 3«Б» классов МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска в количестве 51 человек.
В исследовании мы выделили 3 основных критерия нарушений поведения:
1) предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил,
2) поведение (агрессивные тенденции),
3) эмоциональное состояние.
Для выявления критерия предрасположенности к отклонению от социальных норм и правил использована методика «Нравственные представления». Необходимо оценить общий уровень представлений о социальных нормах и степень их сформированности.
Называя критерий поведение (агрессивные тенденции), мы имеем ввиду склонность младшего школьника к вспышкам гнева, неконтролируемой агрессии, озлобленность по отношению к окружающим.
Следующий критерий – эмоциональное состояние. Под это понятие подходит отношение младшего школьника к окружающему миру, к самому себе, понимание своих чувств и эмоций , которые испытывает ребенок.
Данные критерии были распределены по уровням, в зависимости от степени выраженности.
На основании выделенных критериев были подобраны методики (таблица 2).
Таблица 1
Критерии и уровни нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Критерий |
Уровень |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
предрасположенность к отклонению от |
знает основные социальные нормы, 0-1 балл |
знает основные 2-3 балла |
знает основные социальные нормы, но не принимает их (пренебрежительно к ним относится), не соблюдает 4-5 баллов |
поведение (агрессивные тенденции) |
Всегда доброжелателен, незлопамятен, не проявляет 0-4 баллов |
иногда проявляет |
обычно враждебно ведёт себя по отношению к одноклассникам, 15-21 балл (если все три качества проявились в рисунке: и |
эмоциональное состояние |
Адекватная самооценка, отсутствие агрессивности, позитивные поведенческие установки 0-4 балла |
завышенная или 5-14 баллов |
низкая или завышенная поведенческие установки 15-20 баллов (в |
Таблица 2
Методики
Критерий |
Методика |
Предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил |
Методика «Нравственные представления» |
Поведение (агрессивные тенденции) |
Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы» (статья «Водятся ли черти в тихом омуте, или как узнать агрессивен ли ребенок») |
Эмоциональное состояние |
Методика « Автопортрет », адаптированная |
Методика «Нравственные представления».
При количественном анализе по данной методике мы выявили, что низкий уровень присущ 6 человекам, что составляет 23% в 3 «А» классе и 4 человекам в 3 «Б», что составляет 16 % соответственно. Те, у кого на низком уровне склонность к отклонению от социальных норм и правил, не склонны к нарушению социальных норм. Это дисциплинированные дети.
Наблюдается принятие и понимание социальных норм; средний уровень в 3 «А» классе присущ 15 человекам – это 58 %, а в 3 «Б » классе 13 человекам – это 52 %. Данный уровень преобладает в обоих классах. У учащихся на этом уровне преобладает средняя или чуть ниже средней направленность на получение знаний и представлений о социальных нормах. Также может наблюдаться частичное освоение социальных норм. То есть те, кто на среднем уровне, это в принципе дисциплинированные дети, но иногда не очень, способные что-то сделать вопреки норме; высокий уровень в 3 «А» классе присущ 5 человекам – это 19 %, а в 3 «Б» классе 8 человекам – это 32 %.
Высокий уровень не является преобладающим над остальными, но не малое количество учащихся нарушают нормы и правила поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты, не выполняет общественные поручения.
Результаты методики представлены на рисунке 3.
На основе полученных результатов видно, что в двух классах преобладает средний уровень склонности к отклонению от социальных норм и правил. Это связано с тем, что младшие школьники уже разграничивают хорошее и плохое, прислушиваются к мнению взрослых. Большинство детей старается соблюдать определенные правила, так как это говорит об их сознательности и ответственности.
На втором месте высокий уровень, это говорит нам о том, что дети не понимают и не умеют преодолевать социальные нормы и правила. Взрослые люди и мнение окружающих не является авторитетным для них. На наш взгляд, это может быть связано с ценностными установками в семье и в кругу близких людей.
На третьем месте мы видим низкий уровень. Дети совсем недавно стали активными участниками общества и им очень важно утвердиться в нём, показать свою важность и незаменимость. Они стараются следовать правилам и нести ответственность за свои поступки. Низкий уровень склонности к преодолению норм означает послушание и дисциплинированность.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что в классах, в которых проводился эксперимент значительно преобладает средний уровень склонности к отклонению от социальных норм и правил. Также следует учитывать психологические особенности, присущие данному возрасту.
Рисунок 3. Склонность к отклонению от социальных норм и правил учеников 3 «А» класса и 3 «Б» класса (%)
Методика «Крокодилы».
Цель данной методики выявить у ребенка агрессивные тенденции.
Мы получили следующие результаты:
Симптомокомплекс «злопамятность» проявился у 10 человек из 3 «А» класса, что соответствует 38% и у 6 человек в 3 «Б» классе, что соответствует 24 %. Злопамятность диагностируется в следующем случае: хвост у крокодила изображен слишком длинным. Ребенок очень долго помнит мелкие обиды и пока не отомстит, не может переключиться на другую деятельность. Мы можем предположить, что причиной проявления данного симтомокомплекса может послужить особенность самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе.
Симптомокомплекс «тревожность» выявился у 11 человек из 3 «А» класса (42%) и у 5 человека из 3 «Б» класса (20%). Тревожность представлена штриховками на рисунке. Тревожность детей зависит во многом от уровня тревожности взрослых. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.
Симптомокомплекс «агрессия» представлен в двух формах: вербальная агрессия у 19 человек (73%) в 3 «А» классе и у 15 человек (60%) в 3 «Б» классе. Вербальная агрессия представлена рисунками зубов у крокодила, в большинстве случаев явно видны клыки. Дети в основном выражают свои негативные чувства через форму и содержание вербальных реакций (крик, ругань, визг, угроза, ругань, проклятие ) , в 3 «А» классе 2 человека проявляют латентную форму агрессии, что составляет 7%, а в 3 «Б» классе 1 человек, соответственно 4%. Латентная форма агрессии диагностируется в рисунках, где нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны. Данная форма представлена в поведении невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочим. В 3 «А» классе 3 человека имеют высокую самооценку, что составляет 11%, а в 3 «Б» классе 1 человек, соответственно 4%.
Высокая самооценка проявляется в больших изображениях крокодила вверху листа. Можем предположить, что при высокой самооценке младший школьник, скорее всего, будет приближаться к низкой, поскольку его умения, скорее всего , ещё не будут соответствовать его уровню притязаний.
Низкая самооценка проявилась у 6 человек из 3 «А» класса (23%) и у 3 человека из 3 «Б» класса (12%). Низкая самооценка представлена маленьким рисунком крокодила в низу листа. Она мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.
Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. В 3 «А» классе 13 человека опасаются «нападения сверху», т.е. взрослых, что составляет 50%, а в 3 «Б» классе 9 человек, соответственно 36%. Опасение взрослых представлено шипами сверху. На наш взгляд, дети могут бояться взрослых, которые агрессивно и негативно проявляли к ним своё отношение, запугивали, старались давить своим авторитетом. Взрослые не старались понять ребенка, стать другом для него, а также дать поддержку.
Эмоционально–интуитивная сфера личности задействована у 7 человек из 3 «А» класса (26%) и у 8 человек из 3 «Б» класса (32%). Эмоционально-интуитивная сфера личности представлена тем, что изображение находится в «левой стороне рисунка». Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Рациональная сфера личности задействована у 4 человек из 3 «А» класса (15%) и у 2 человек из 3 « Б » класса (8%).
Рациональная сфера личности представлена тем, что изображение находится в «правой стороне рисунка». Учащиеся стараются не поддаваться эмоциям, а осознанно принимают решения (рисунок 4)
Рисунок 2.2 – Результаты методики «Крокодилы» в 3 «А» и 3 «Б» классах
На основе полученных данных можно сделать вывод, что в обоих классах преобладает агрессивное поведение. Оно выражено через проявление таких качеств , как тревожность, злопамятность, низкую и высокую самооценку, агрессию, неуверенность, тревогу, страх, опасения. Указанные черты могут быть ярко выражены, либо сочетаться.
На втором месте мы видим преобладание опасений, тревожности и злопамятности. Опасения: дети чувствуют влияние взрослых и испытывают дискомфорт и страх. Тревожность: преобладает дискомфорт, ребенка что-то беспокоит, нет гармонии и спокойствия. Злопамятность: наличие обид на окружающих, негативные мысли.