Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, то есть. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние.

Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста

2.1. Диагностика склонности к нарушению поведения младших

школьников

В исследовании принимали участие ученики 3«А» и 3«Б» классов МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска в количестве 51 человек.

В исследовании мы выделили 3 основных критерия нарушений поведения:

1) предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил,

2) поведение (агрессивные тенденции),

3) эмоциональное состояние.

Для выявления критерия предрасположенности к отклонению от социальных норм и правил использована методика «Нравственные представления». Необходимо оценить общий уровень представлений о социальных нормах и степень их сформированности.

Называя критерий поведение (агрессивные тенденции), мы имеем ввиду склонность младшего школьника к вспышкам гнева, неконтролируемой агрессии, озлобленность по отношению к окружающим.

Следующий критерий – эмоциональное состояние. Под это понятие подходит отношение младшего школьника к окружающему миру, к самому себе, понимание своих чувств и эмоций , которые испытывает ребенок.


Данные критерии были распределены по уровням, в зависимости от степени выраженности.

На основании выделенных критериев были подобраны методики (таблица 2).

Таблица 1

Критерии и уровни нарушений поведения детей младшего школьного возраста

Критерий

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

предрасположенность к отклонению от
социальных норм и правил

знает основные социальные нормы,
принимает их и
соблюдает в
повседневной
жизни

0-1 балл

знает основные
социальные нормы,
принимает их, ноне
всегда соблюдает в
повседневной жизни

2-3 балла

знает основные социальные нормы, но не принимает их (пренебрежительно к ним относится), не соблюдает
их в повседневной жизни

4-5 баллов

поведение

(агрессивные

тенденции)

Всегда доброжелателен, незлопамятен, не проявляет
враждебности к
окружающим, не
подозрителен
(доверчив)

0-4 баллов
(частичное проявление одного
качества)

иногда проявляет
враждебность (толкается, плюется,
пинается, огрызается ), подозрительность и злопамятность по отношению
к сверстникам и взрослым
7-14 баллов (если
одно или два
качества проявились в рисунке, по 7
баллов за каждое)

обычно враждебно ведёт себя по отношению к одноклассникам,
(толкается, плюётся,
обзывается); всегда
злопамятен и подозрителен

15-21 балл (если все три качества проявились в рисунке: и
злопамятность, и
подозрительность, и
враждебность) по 7
баллов за каждое)

эмоциональное состояние

Адекватная самооценка, отсутствие

агрессивности,

позитивные поведенческие установки

0-4 балла

завышенная или
низкая самооценка,
отсутствие агрессивности, наличие негативных и позитивных поведенческих установок

5-14 баллов

низкая или завышенная
самооценка, агрессивность, негативные

поведенческие установки

15-20 баллов (в
зависимости от проявления в рисунке
того и другого)


Таблица 2

Методики

Критерий

Методика

Предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил

Методика «Нравственные представления»
(опирается на труды Божович Л. И.)

Поведение (агрессивные тенденции)

Адаптированная для экспресс - диагностики агрессивности методика «Крокодилы»

(статья «Водятся ли черти в тихом омуте, или как узнать агрессивен ли ребенок»)

Эмоциональное состояние

Методика « Автопортрет », адаптированная
Р. Бернсом

Методика «Нравственные представления».

При количественном анализе по данной методике мы выявили, что низкий уровень присущ 6 человекам, что составляет 23% в 3 «А» классе и 4 человекам в 3 «Б», что составляет 16 % соответственно. Те, у кого на низком уровне склонность к отклонению от социальных норм и правил, не склонны к нарушению социальных норм. Это дисциплинированные дети.

Наблюдается принятие и понимание социальных норм; средний уровень в 3 «А» классе присущ 15 человекам – это 58 %, а в 3 «Б » классе 13 человекам – это 52 %. Данный уровень преобладает в обоих классах. У учащихся на этом уровне преобладает средняя или чуть ниже средней направленность на получение знаний и представлений о социальных нормах. Также может наблюдаться частичное освоение социальных норм. То есть те, кто на среднем уровне, это в принципе дисциплинированные дети, но иногда не очень, способные что-то сделать вопреки норме; высокий уровень в 3 «А» классе присущ 5 человекам – это 19 %, а в 3 «Б» классе 8 человекам – это 32 %.

Высокий уровень не является преобладающим над остальными, но не малое количество учащихся нарушают нормы и правила поведения в образовательном учреждении на перемене и после уроков; провоцирует конфликты, не выполняет общественные поручения.

Результаты методики представлены на рисунке 3.

На основе полученных результатов видно, что в двух классах преобладает средний уровень склонности к отклонению от социальных норм и правил. Это связано с тем, что младшие школьники уже разграничивают хорошее и плохое, прислушиваются к мнению взрослых. Большинство детей старается соблюдать определенные правила, так как это говорит об их сознательности и ответственности.

На втором месте высокий уровень, это говорит нам о том, что дети не понимают и не умеют преодолевать социальные нормы и правила. Взрослые люди и мнение окружающих не является авторитетным для них. На наш взгляд, это может быть связано с ценностными установками в семье и в кругу близких людей.


На третьем месте мы видим низкий уровень. Дети совсем недавно стали активными участниками общества и им очень важно утвердиться в нём, показать свою важность и незаменимость. Они стараются следовать правилам и нести ответственность за свои поступки. Низкий уровень склонности к преодолению норм означает послушание и дисциплинированность.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в классах, в которых проводился эксперимент значительно преобладает средний уровень склонности к отклонению от социальных норм и правил. Также следует учитывать психологические особенности, присущие данному возрасту.

Рисунок 3. Склонность к отклонению от социальных норм и правил учеников 3 «А» класса и 3 «Б» класса (%)

Методика «Крокодилы».

Цель данной методики выявить у ребенка агрессивные тенденции.

Мы получили следующие результаты:

Симптомокомплекс «злопамятность» проявился у 10 человек из 3 «А» класса, что соответствует 38% и у 6 человек в 3 «Б» классе, что соответствует 24 %. Злопамятность диагностируется в следующем случае: хвост у крокодила изображен слишком длинным. Ребенок очень долго помнит мелкие обиды и пока не отомстит, не может переключиться на другую деятельность. Мы можем предположить, что причиной проявления данного симтомокомплекса может послужить особенность самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе.

Симптомокомплекс «тревожность» выявился у 11 человек из 3 «А» класса (42%) и у 5 человека из 3 «Б» класса (20%). Тревожность представлена штриховками на рисунке. Тревожность детей зависит во многом от уровня тревожности взрослых. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Симптомокомплекс «агрессия» представлен в двух формах: вербальная агрессия у 19 человек (73%) в 3 «А» классе и у 15 человек (60%) в 3 «Б» классе. Вербальная агрессия представлена рисунками зубов у крокодила, в большинстве случаев явно видны клыки. Дети в основном выражают свои негативные чувства через форму и содержание вербальных реакций (крик, ругань, визг, угроза, ругань, проклятие ) , в 3 «А» классе 2 человека проявляют латентную форму агрессии, что составляет 7%, а в 3 «Б» классе 1 человек, соответственно 4%. Латентная форма агрессии диагностируется в рисунках, где нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны. Данная форма представлена в поведении невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочим. В 3 «А» классе 3 человека имеют высокую самооценку, что составляет 11%, а в 3 «Б» классе 1 человек, соответственно 4%.


Высокая самооценка проявляется в больших изображениях крокодила вверху листа. Можем предположить, что при высокой самооценке младший школьник, скорее всего, будет приближаться к низкой, поскольку его умения, скорее всего , ещё не будут соответствовать его уровню притязаний.

Низкая самооценка проявилась у 6 человек из 3 «А» класса (23%) и у 3 человека из 3 «Б» класса (12%). Низкая самооценка представлена маленьким рисунком крокодила в низу листа. Она мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. В 3 «А» классе 13 человека опасаются «нападения сверху», т.е. взрослых, что составляет 50%, а в 3 «Б» классе 9 человек, соответственно 36%. Опасение взрослых представлено шипами сверху. На наш взгляд, дети могут бояться взрослых, которые агрессивно и негативно проявляли к ним своё отношение, запугивали, старались давить своим авторитетом. Взрослые не старались понять ребенка, стать другом для него, а также дать поддержку.

Эмоционально–интуитивная сфера личности задействована у 7 человек из 3 «А» класса (26%) и у 8 человек из 3 «Б» класса (32%). Эмоционально-интуитивная сфера личности представлена тем, что изображение находится в «левой стороне рисунка». Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Рациональная сфера личности задействована у 4 человек из 3 «А» класса (15%) и у 2 человек из 3 « Б » класса (8%).

Рациональная сфера личности представлена тем, что изображение находится в «правой стороне рисунка». Учащиеся стараются не поддаваться эмоциям, а осознанно принимают решения (рисунок 4)

Рисунок 2.2 – Результаты методики «Крокодилы» в 3 «А» и 3 «Б» классах

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в обоих классах преобладает агрессивное поведение. Оно выражено через проявление таких качеств , как тревожность, злопамятность, низкую и высокую самооценку, агрессию, неуверенность, тревогу, страх, опасения. Указанные черты могут быть ярко выражены, либо сочетаться.

На втором месте мы видим преобладание опасений, тревожности и злопамятности. Опасения: дети чувствуют влияние взрослых и испытывают дискомфорт и страх. Тревожность: преобладает дискомфорт, ребенка что-то беспокоит, нет гармонии и спокойствия. Злопамятность: наличие обид на окружающих, негативные мысли.