Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность. Изменения, которые происходят на сегодняшний день в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема в коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, предпосылки нарушения поведения появляются как итог политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления воздействия псевдокультуры, не очень благоприятных семейно-бытовых отношений, эпидемий разводов, отсутствия контроля над поведением, лишней занятости родителей.
Тревожным симптомом считается рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в агрессивных, конфликтных и асоциальных действиях, деструктивных поступках, отсутствии интереса к учебе, аддитивных направленностях. Несогласованность действий учителей и родителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это прецедент, прецедент современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, считается нарушение поведения детей.
Актуальным является необходимость в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении своевременной коррекции нарушений поведения посредством литературного кружка, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать эффективную программу для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: нарушение поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция нарушения поведения детей младшего школьного возраста.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
4) определить эффективность коррекции поведения с помощью литературных произведении;
5) разработать программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Мы использовали комплексную методологию, сочетающую анализ научной, учебно-методической и художественной литературы, психологопедагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов, а также метод наблюдения.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска, ученики 3«А» и 3«Б» классов в количестве 51 человек, из которых 23 мальчика, 28 девочек
Глава 1 . Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из главнейших мест[1]. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе нам не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стереотипов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивидуум. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения[2].
При этом ведущими диагностическими критериями нарушений поведения являются побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокое отношение к людям и животным[3].
Как показывают исследования педагогов и психологов (Г. Г. Бочкаревой, Г. М. Миньковского, Д. И. Фельдштейна), причинами отклонений в развитии и поведении детей чаще всего являются безнадзорность в семье, психологическая изоляция в классном коллективе, негативная микросреда, недостатки и ошибки в семейном и школьном воспитании. Так, например, безнадзорность в семье происходит оттого, что родители больше заняты работой или увлечены своими личными делами, не умеют установить контакт с ребенком, диалог с ним, самоустранились от воспитания.
Отклонения от школьного режима и общепринятых норм, нередко допускают дети, находящиеся в психологической изоляции, не пользующиеся авторитетом среди сверстников. Вследствие этого у них ослабевает или исчезает сдерживающее влияние моральных норм, появляется неуважительное или агрессивное отношение к членам своего коллектива, безразличие к учению. Также происходят и другие изменения в их личности[4].
Наблюдение дурных примеров, общение с безнравственными людьми, с лицами, имеющими примитивные потребности и отсутствие стремлений, с сверстниками, которые не желают обучаться, как известно, расшатывают представления ребенка о собственных обязательствах, взгляды на человеческие ценности, нормы поведения. На такой основе легко образуются отрицательные черты характера и обусловленные ими формы поведения[5].
Из ошибок семьи, которые способствуют, например, появлению у школьника таких качеств как недисциплинированности, агрессивности, упрямства, следует назвать отсутствие единства в требованиях отца и матери, потакание капризам и прихотям ребенка, применение физических мер наказания, увлечение авторитарными методами воспитания.
С точки зрения деструктивной направленности[6] различают следующие нарушения поведения (рис. 1).
На обозначенных общих диагностических критериев поведенческих нарушений детей описываемого типа, имеет место также доминирование агрессивного в вербальном или физическом плане поведения. Преимущественно оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму[7].
Рисунок 1. Нарушения поведения
Дети с обозначенным типом нарушений, как правило не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они нередко рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, наркотики и алкоголь.
Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
Для большинства детей отнесенных к одиночному агрессивному типу, характерна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ «жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, в том числе и в случае, если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Изредка чувствуют ощущения вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети не только часто испытывают необыкновенную фрустрацию, особенно потребности в зависимости, но и совершенно не подчиняются никакой дисциплине.
Вместе с тем, отличительной особенностью такого агрессивного поведения считается одиночный, а не групповой характер деятельности[8].
Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Свойственной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением[9]. Необходимой и неизменной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы ровесников на поступки детей и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Вследствие этого дети с названными нарушениями как правило дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.
Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием считается вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при иных формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми.
Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность, конфликтность. Дети с указанными признаками поведения, нередко спорят со взрослыми, теряют терпение, бранятся, сердятся, возмущаются и легко раздражаются другими. Они нередко не исполняют просьб и требований других и специально раздражают их. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Названные нарушения почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями, другими взрослыми или сверстниками, которых ребенок хорошо знает[10].
Нарушения в виде непослушания и непокорности постоянно мешают нормальным взаимоотношениям с другими и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, и они не довольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо обучаются в школе или совершенно не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, противятся требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи[11].
Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, выделяют девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях. Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями – понятие социальнопсихологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: поступков, действий и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. В связи с этим необходимы социальные, психологические и иные критерии для оценки его выраженности[12].
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближнем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, несоблюдение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит[13].
Главным критерием девиации является нарушения норм, принятых в данном обществе. В любом случае нарушений поведения сохраняет свою связь с возрастными особенностями личности, к числу которых применительно к детям можно отнести: психологические особенности возрастного развития, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическую запущенность.
Патологические формы нарушений поведения – понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях , как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития. Так, А. А. Александров разделяет нарушения на три группы:
1) реактивно обусловленные, вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды);
2) обусловленные патологией влечений (садизм, драмомания);
3) обусловленные низким морально-этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания[14].
Таким образом, анализ вышеназванных классификаций демонстрирует, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. В следствие этого для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей, так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности[15].