Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это возраст 6–11-летних ребят, обучающихся в 1–4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, а также психологической возрастной периодизацией[16].
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста. Именно в ней складываются главные психологические новообразования. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности учащегося, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится операция мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагляднообразного к словесно-логическому мышлению[17].
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие над образным мышлением. В случае если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. В конце младшего школьного возраста (и позже) появляются индивидуальные различия: среди детей.
Специалистами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления[18].
Необходимым условием для формирования абстрактного мышления считается формирование научных понятий. Абстрактное мышление позволяет учащемуся решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из -за этого ребёнок иногда путает аналогичные по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R). Но он имеет возможность преднамеренно рассматривать предметы и картинки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства – в основном, цвет, форма и размер.
В случае если для дошкольников было свойственно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании ребятами картины. Эти особенности нужно принимать во внимание при общении с ребёнком и его развитии.
Также мы обращаем внимание, на следующие возрастные стадии восприятия, которые играет немаловажную роль в жизни детей (рис. 2).
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – осмысленности и произвольности. Дети невольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме , связанный с яркими наглядными пособиями. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал , им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Рисунок 2. Возрастные стадии воспитания
Младшие школьники так же, как и дошкольники, как правило, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, то есть рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана).
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – это источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
Помимо этого есть и другие мотивы.
Внутренние мотивы:
1) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть нужным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах зачастую становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать « двойки » и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут бранить, запретят гулять, смотреть телевизор);
2) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний.
Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки , за материальное вознаграждение, то есть главное не получение знаний, а какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, непосредственно в отдельных случаях появляются тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Напрямую воздействует школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учащимися, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается[19].
Начало школьной жизни расширяет восприятие окружающего мира, увеличивает опыт, приобретенный ребенком вне дома, расширяет и интенсифицирует сферу его общения. Все это воздействует на эмоциональное развитие младшего школьника. Известный американский психолог Э. Берн высказал как-то мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. При этом ребенок как бы экспериментирует, поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга или радости. На что-то он не обращает внимания, что-то с негодованием отвергает, но что-то из этого набора работает и дает свои результаты. В свете вышесказанного результаты эмоционального выбора, сделанного ребенком, в немалой степени будут зависеть от деятельности взрослых – родителей, учителей.
Наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости.
Ослабление эгоцентризма, характерное для этого возраста, рост самосознания, чувства ответственности ведет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция выражена у мальчиков. Однако страхи не исчезают, они трансформируются. Ведущий страх этого возраста – страх «быть не тем», страх не соответствия общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.
Конкретными формами этого страха являются страхи сделать не то, неправильно, не так как следует. Страх несоответствия произрастает из несформированного у ребенка умения оценивать свои поступки, с точки зрения нравственных предписаний, которое лежит в основе формирующегося чувства ответственности[20].
В младшем школьном возрасте ведущим фактором становления произвольного поведения является учебная деятельность, отчасти труд в семье. Последний связан с наличием у ребенка определенных обязанностей в семье, когда сама деятельность начинает носить выраженный произвольный характер. Для развития произвольного поведения важно умение ребенка не только руководствоваться целями, которые ставит перед ним взрослый, но и умение самостоятельно ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно организовывать и контролировать свое поведение и умственную деятельность.
Следующий момент в развитии произвольного поведения связан с ростом значения отношений между школьниками. Именно в этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка , требовательность и другие феномены общественной жизни . На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования. Все сказанное имеет значение в жизни третьеклассников и четвероклассников, но слабо проявляется в жизни учеников первого - второго классов.
Произвольное поведение обусловливает становление и развитие у учеников четвертых - пятых классов чувства взрослости[21]. Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как и все высшие формы психической деятельности, произвольное поведение подчиняется основному закону их формирования: новое поведение возникает сначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средства организации такого поведения, и только потом становится собственным индивидуальным способом действия ребенка[22].
Главное место в жизни младшего школьника занимают чувства как мотивы поведения. Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Младший школьник начинает более сдержанно выражать собственные эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать собственные чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств. Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость.
Наряду с повышением произвольности эмоционального процесса, в младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие ), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости), эстетические.
Преобладающее жизнерадостное настроение – это возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника. Однако, как показали исследования Л. С. Славиной, у некоторых учащихся в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе.
Для предупреждения эмоциональных срывов учитель должен знать индивидуальные особенности учащихся[23].
Многие дети не могут совладать со своими чувствами, как позитивными, так и негативными. Очень часто это приводит к отклонениям от норм и правил принятых в обществе, так как ребенок в силу поведенческих реакции не может полностью контролировать свои чувства. Мы считаем, что с детьми младшего школьного возраста должна проводиться работа, связанная с профилактикой поведенческих реакций, также должны учитываться психологические особенности соответствующие этому возрасту. Тогда работа с детьми будет иметь плодотворный характер, что повлияет на позитивные изменения.
Выводы
Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.
Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения.