Файл: «Причины и условия возникновения осложненного поведения младших школьников».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста
1.2. Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Педагогическая целесообразность литературного кружка – это создание условий для коррекции поведения, воспитания и развития личности ребенка.
Задачи: 1. Подбор художественной литературы в соответствии с учебной программой учащихся, возрастом (8-9 лет) и несущих поучительный контекст;
2. Мотивация младших школьников к чтению художественных произведений;
3. Проведение занятий различной формы организации, беседы с последующим анализом, прочитанных произведений;
4. Работа на снижение уровня склонности к отклонению от социальных норм, на снижение агрессивных тенденций, на формирование позитивного эмоционального состояния.
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий в литературном кружке, проводимых раз в неделю для младших школьников. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности планируется использовать: коммуникативные игры, беседы на различные темы, разыгрывание и решение «трудных ситуаций», импровизации, психогимнастические упражнения , психологические этюды, ауторелаксация , чтение и обсуждение художественных произведений; обыгрывание эмоционального состояния; подвижные игры, просмотр фильмов.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная , индивидуальная, коллективная.
Общая характеристика: программа литературного кружка способствует приобщению учащихся 3 класса к чтению и воспроизведению лучших образцов детской художественной литературы, осознание и принятие социальных , эстетических, культурных норм, обогащение эмоционального мировосприятия. Очень важно, что в данном литературном клубе учитель помогает раскрыть содержание литературного произведения, подтолкнуть к его осмыслению, а также направить ребенка к дальнейшему развитию.
Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться со сверстниками, включаться в деятельность, которая соответствует нормам и правилам. Программа включает в себя 10 занятий: их них 1 вводное, 8 основных занятий и 1 заключительное занятие. Предположительная частота проведения – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 2 месяца работы. За это время будет прочитано и проанализировано 8 художественных произведений.
В литературном клубе принимают участие учащиеся 3 класса. Набор в литературный кружок – экспериментальный класс (по результатам методик).
Условия реализации программы. Реализация целей невозможна без использования следующих ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, ИКТ.
Учет возрастных особенностей детей. Отбор учебного материала в программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся начальной школы, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является общение в процессе обучения.
Список книг:
1. Шаров А. «Приключения Ежиньки и нарисованных человечков»;
2. Лагерлеф Сельма «Чудесное путешествие Нильса»;
3. Линдгрен Астрид «Пэппи Длинный чулок»;
4. Маар Пауль «Суббастик», «7 суббот на неделе»;
5. Л. Н. Толстой «Акула»;
6. Андрианов М. А. «История о грубом ремне », «Два облачка», « Как вежливы поступок жизнь спас».
Подготовка материалов и помещения Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, его решение необходимо для качественной реализации программы. Этот этап включает в себя следующие компоненты:
- подготовка материалов, которые потребуются в ходе коррекции: раздаточный печатный и наглядный материал (изображения эмоций, картинки с различными ситуациями), чистые листы бумаги, средства для рисования (карандаши, мелки по количеству участников);
- подготовка помещения и согласование времени занятий. Если коррекционная работа проводится в школе, то педагог или психолог должен согласовать с администрацией время и место ее проведения. Лучше всего, если это будет постоянное помещение (класс, актовый зал, кабинет психолога), чтобы не спровоцировать дезорганизацию в работе группы, что особенно важно для детей.
Необходимо и согласование времени проведения занятий.
Таблица 3
План занятий
Занятия |
Цели |
Кол-во мин. (часов) |
1 |
2 |
3 |
Занятие 1 |
Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; снятие эмоциональной напряженности детей создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе; диагностика характера взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе , особенностей эмоционального мира участников; обучение навыкам ауторелаксации. |
45 |
Занятие 2 |
Формирование групповой сплоченности детей; выявление причин тревожности и страхов; обучение навыкам ауторелаксации. |
45 |
Занятие 3 |
Снятие эмоционального напряжения детей, диагностика самооценки, особенностей мотивационно-потребностной сферы детей; обучение навыкам ауторелаксации. |
45 |
Занятие 4 |
Игровая коррекция агрессивности; формирование у детей нравственных представлений, чувства эмпатии, сочувствия к окружающим людям, конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации; развитие навыков ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля. |
45 |
Занятие 5 |
Отработка приемов невербальной передачи |
45 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
Занятие 6 |
Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в конфликтной ситуации; развитие детей навыков рефлексии и чувства эмпатии; коррекция самооценки членов группы; обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. |
45 |
Занятие 7 |
Отработка приемов лицевой экспрессии, свойственной различным эмоциональным состояниям; развитие у детей навыков рефлексии чувства эмпатии, нравственных представлений; коррекция самооценки; обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. |
45 |
Занятие 8 |
Развитие способности сознавать и выражать собственное отношение к проблеме агрессивного поведения; отреагирование негативных эмоций через вербализацию чувств; развитие навыков адекватного выражения своего эмоционального состояния; развитие навыков самоконтроля, ауторелаксации и саморегуляции. |
45 |
Занятие 9 |
Формирование умения соблюдать индивидуальную |
45 |
Занятие 10 |
Развитие навыков рефлексии; формирование нравственных представлений; обобщение и закрепление полученных знаний, навыков ауторелаксации , самоконтроля и саморегуляции. |
45 |
Итого |
450 мин/ 7 часов 30 мин |
Основные занятия строятся так, чтобы на каждом из них был разбор фрагмента или целого художественного произведения, а также несколько упражнений , цель которых – обеспечение психологического включения ( в начале занятия) и расслабления (в конце занятия). Таким образом, каждое занятие имеет следующую структуру:
Разминка. На этом этапе обеспечивается «размораживание» учащихся, их эмоциональное вхождение в занятие. Здесь целесообразно использовать подвижные игровые упражнения, музыку.
Основная часть. Этому этапу при планировании и проведении занятий отводится большая часть времени и основная смысловая нагрузка. Именно на этой ступени мы обращаемся к художественному произведению и его анализу, направленному на коррекцию нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Расслабление (разрядка). На этом этапе важно обеспечить плавный выход из той психологической атмосферы, которая возникла во время основной части занятия. Рекомендуется следующее распределение времени в ходе занятия: вступительная часть – 10 минут; основная часть – 25 минут; заключительная часть – 10 минут.
Занятия разделяются на три блока: вводное занятие; основные занятия; закрепляющее занятие.
Выводы
Для изучения выделенных критериев нарушений поведения - предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции), эмоциональное состояние, мы выбрали следующие методики «Нравственные представления» (опирается на труды Божович Л. И.); адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика « Крокодилы» (статья « Водятся ли черти в тихом омуте, или как узнать агрессивен ли ребенок»); методика «Автопортрет», адаптированная Р. Бернсом.
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены 9 учащихся, находящихся в зоне риска, у них наблюдается высокий уровень нарушений поведения. Данные учащиеся проявили заметную и сильно заметную выраженность в большинстве симптомокомплексов. Эти дети не умеют различать хорошее от плохого, а также следовать общепринятым правилам. Эмоциональное состояние ребят находится на очень низком уровне (страхи, депрессии, тревожность, боязнь взрослых, эгоизм, инфантильность, зависимость, защита).
Поведение (агрессивные тенденции) явно прослеживаются у детей, они настроены отрицательно на окружающий мир, очень явно показывают различные формы агрессии.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами была разработана программа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. В программе учтены возрастные, психологические особенности учащихся.
Заключение
Поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.
Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения.
Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, то есть. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние.
Для изучения выделенных критериев нарушений поведения - предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции), эмоциональное состояние, мы выбрали следующие методики «Нравственные представления» (опирается на труды Божович Л. И.); адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика « Крокодилы» (статья « Водятся ли черти в тихом омуте, или как узнать агрессивен ли ребенок»); методика «Автопортрет», адаптированная Р. Бернсом.
В ходе констатирующего эксперимента нами были выявлены 9 учащихся, находящихся в зоне риска, у них наблюдается высокий уровень нарушений поведения. Данные учащиеся проявили заметную и сильно заметную выраженность в большинстве симптомокомплексов. Эти дети не умеют различать хорошее от плохого, а также следовать общепринятым правилам. Эмоциональное состояние ребят находится на очень низком уровне. Возникают: страхи, депрессии, тревожность, боязнь взрослых, эгоизм, инфантильность, зависимость, защита.
Поведение (агрессивные тенденции) явно прослеживаются у детей, они настроены отрицательно на окружающий мир, очень явно показывают различные формы агрессии.
С учетом результатов констатирующего эксперимента нами была разработана программа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. В программе учтены возрастные, психологические особенности учащихся.
Список литературы
Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. – М.: 2001.
Варга А. Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие , диагностика и коррекция. – М.: МГПИ. – 2002.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с. – (Коррекционная педагогика).
- Иванов A. B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды//Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2014. -Т.1.- С. 83-88.
Иващенко Ф. И. Психология воспитания школьников. – Мн.: Университетские, 1999.
Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: Учебное пособие. - М.: Логос, 2009.