Файл: Управление стратегическими изменениями (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.7

Продолжение таблицы 3

изменение цен на энергоносители

5

3.8

уровень развитости конкурентных отношений

3

3.9

доходы населения

4

3.10

неравенство доходов

5

3.11

уровень производительности труда

3

3.12

уровень заработной платы сотрудников

5

3.13

норма отдачи активов (кап., фин.) и инвестиций

5

4

Технологические условия

4.1

скорость изменения технологий продаж

5

4.2

затраты на оборудование

5

4.3

норма износа (амортизация)

6

4.4

ресурсное обеспечение

5

4.5

требования со стороны технологии к персоналу

3

5

Социальные условия

5.1

возрастной состав населения

5

5.2

уровень образования

4

5.3

национальные традиции (ценности, верования и т.п.)

4

5.4

отношение людей к работе и качеству жизни

5

5.5

мобильность людей

5

6

Экологические условия (география и климат)

5

(2.2)

В результате проведенного анализа определяется точка, характеризующая общую ситуацию для отрасли, в координатах “Привлекательность отрасли” и “Условия для бизнеса”.

4

4,03

Данная оценка позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемая отрасль является достаточно привлекательной в смысле достижения стоящих перед компанией “ЛИТА” целей. Но вместе с тем, условия для бизнеса, при ближайшем их рассмотрении, несут в себе немало угроз, способных оказывать отрицательное воздействие на деятельность организации. Это означает только одно – придется приложить немало усилий для того, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе и повысить конкурентоспособность фирмы.

2.3 Анализ внутренней среды организации


Анализ внутренней среды выявляет те внутренние возможности и тот потенциал, на который можно рассчитывать при достижении целей. Он позволяет уточнить миссию и цели организации, окончательно выбрать стратегию развития и определить пути её реализации. Внутренняя среда предприятия включает следующие составляющие: персонал, производство (в данном случае торговая деятельность), маркетинг, финансы, управление.

Успех предприятия в основном зависит от так называемых ключевых факторов отрасли. Поэтому необходимо проанализировать, какие параметры внутренней среды организации важны для осуществления деятельности в данной отрасли и степень их влияния на успех, как эти параметры выглядят у ООО “ЛИТА” и главного конкурента, что у нас лучше, а что хуже и на чем следует сосредоточить свое внимание.

Постоянный поиск ключевых факторов создает приток энергии, идей и мотивации, что позволяет сделать компании рывок вперед и преуспеть. При их выявлении все внимание и усилия сосредотачиваются на тех областях, где мы отличаемся от других сейчас, и будем отличаться в будущем.

К рассмотрению представляются следующие факторы:

Таблица 4 - Ключевые факторы отрасли (42)

Показатель

Важность

(1-10)

Сила влияния

(1-5)

Результат

Р=В*СВ

Место

об

ф

Маркетинг:

1.

Дизайн помещения, внешний вид продавцов и т. п.

8

3

24

6

4

2.

Доля на рынке

6

3

18

9

7

3.

Широта ассортимента

8

4

32

4

2

4.

Цена продукта

9

5

45

1

1

5.

Качество продукта

9

5

45

1

1

6.

Степень удовлетворения запросов целевой группы

8

4

32

4

2

7.

Реклама

7

3

21

7

5

8.

Послепродажное обслуживание

7

4

28

5

3

9.

Предпродажное обслуживание

7

4

28

5

3

10.

Эффективность обслуживания целевой группы

8

4

32

4

2

11.

Эффективность информационных каналов

5

4

20

8

6

Производство (торговля):

1.

Возможности материальной базы (гибкость реакции ни изменения потребительского спроса)

7

4

28

5

2

2.

Организация складирования

6

3

18

9

4

3.

Система контроля качества поставок

8

4

32

4

1

4.

Местоположение

7

4

28

5

2

5.

Уровень использования технологий продаж

7

4

28

5

2

6.

Потенциал для роста производительности труда

7

3

21

7

3

7.

Внедренческий потенциал

6

2

12

11

5

8.

Эффективность внедрений

6

2

12

11

5

9.

Защищенность продукции патентами

7

3

21

7

3

10.

Организация системы сбыта

8

4

32

4

1

Финансовые возможности:

1.

Ликвидность

7

2

14

10

4

2.

Рентабельность

8

3

24

6

2

3.

Обеспеченность собственными оборотными средствами

6

4

24

6

2

4.

Оборачиваемость средств

7

3

21

7

3

5.

Возможность продажи в кредит

7

4

28

5

1

Управление:

1.

Стиль управления

8

3

24

6

4

2.

Деловые качества руководителя

8

4

32

4

2

3.

Профессионализм и компетенция

7

5

35

3

1

4.

Уровень деловых связей

7

3

21

7

5

5.

Доверие к фирме

8

4

32

4

2

6.

Гибкость системы управления

7

3

21

7

5

7.

Умение проводить изменения

7

Продолжение таблицы 4

4

28

5

3

8.

Результативность управленческих решений

7

4

28

5

3

Персонал:

1.

Преимущества в знаниях

9

5

45

1

1

2.

Мотивированность

8

5

40

2

2

3.

Обучаемость

7

4

28

5

3

4.

Возрастной состав

6

3

18

9

5

5.

Опыт и стаж работы

6

4

24

6

4

6.

Способность к творчеству

6

3

18

9

5

7.

Профессионализм

9

5

45

1

1

8.

Климат для инноваций

6

3

18

9

5


Место, которое занял каждый фактор, определяется по результатам ранжирования. Первое место соответствует наибольшему результату, последнее - наименьшему. Для дальнейшего рассмотрения оставляем первые 10 факторов, имеющих наибольший результат, так называемые “минимальные” факторы успеха [11, С.18].

Чтобы достигнуть намеченных стратегических ориентиров компании необходимо концентрироваться, сосредотачиваться на своих сильных сторонах и двигаться к намеченной цели отдельными шажками, размер которых зависит от количества сильных и слабых сторон, их уровня, а также возможностей и угроз, представляемых внешней средой.

По отобранным показателям оцениваем компанию ООО “ЛИТА” в целом по сравнению с главным конкурентом (“Культ-Авто” и “Автоплюс”). Здесь важно отметить, что сильные и слабые стороны рассматриваются исключительно с позиции потребителя, на удовлетворение и решение проблем которого направлена вся деятельность исследуемой организации. Позиция конкурента принимается за точку отсчета - “0” (табл. 6).

Таблица 5 - Анализ сильных и слабых сторон

Показатели

Оценка в сравнении с конкурентом

-5

-4

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

1. Цена продукта

1. Качество продукта

1. Профессиональные навыки сотрудников

2. Мотивированность работников

3. Профессионализм и компетенция руководства

4. Широта ассортимента

4. Деловые качества руководителя

4. Эффективность обслуживания целевой группы

4. Система контроля качества поставок

4. Доверие к фирме


Итак, на данном этапе уже более наглядно видно, как компания “ЛИТА” выглядит по отношению к главному конкуренту. Можно с уверенностью выделить основные направления совершенствования бизнеса, которым следует уделить внимание. Необходимо в первую очередь скорректировать ценовую политику фирмы, а также обеспечить рост профессиональных и специализированных знаний и навыков персонала, что позволит повысить эффективность обслуживания целевых групп покупателей. Для реализации последнего нужно организовать перманентный процесс обучения персонала и как можно больше содействовать созданию высокоэффективной системы мотивации сотрудников, подразумевающей не только материальное, но и нематериальное стимулирование. Кроме всего вышеперечисленного, особую важность представляет система контроля поставок по той причине, что халатность поставщиков, в том числе и неумышленная, не является удивительной в наше время.

Анализ ключевых факторов отрасли позволяет также оценить стратегический потенциал предприятия (его возможности) и конкурентную позицию в настоящий момент. Расширим перечень ключевых показателей до 13. Интегральная оценка определяется как среднее арифметическое значение по всем параметрам.

Таблица 6 - Оценка конкурентной позиции

Место

Показатели

Оценка

(0 – 6)

1.

Цена продукции

3

1.

Качество продукции

4

1.

Профессиональные навыки сотрудников

3

2.

Мотивированность работников

3

3.

Профессионализм и компетенция руководства

4

4.

Широта ассортимента

5

4.

Деловые качества руководителя

4

4.

Эффективность обслуживания целевой группы

3

4.

Система контроля качества поставок

4

4.

Доверие к фирме

4

5.

Уровень использования технологий продаж

2

5.

Предпродажное обслуживание

4

5.

Послепродажное обслуживание

4


(2.3)

Таблица 7 - Оценка стратегического потенциала

Место

Показатели, характеризующие потенциальные возможности предприятия

Оценка

(0 – 6)

1.

Возможность снижения цены продукта

5

1.

Возможность повышения качества продукта

4

1.

Возможность повышения знаний и навыков сотрудников

4

2.

Возможность повышения мотивации работников

5

3.

Рост профессионализма и компетенции руководства

5

4.

Расширение ассортимента

5

4.

Совершенствование деловых качеств руководителя

5

4.

Повышение эффективности обслуживания целевой группы

4

4.

Рост эффективности системы контроля качества поставок

4

4.

Рост доверия к фирме

5

5.

Повышение уровня использования технологий продаж

4

5.

Повышение уровня предпродажного обслуживания

4

5.

Повышение уровня послепродажного обслуживания

4

(2.4)

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что и на сегодняшний день, и в будущем предприятие имеет потенциал достаточный для достижения поставленных целей и задач, для совершенствования бизнеса в нужных направлениях и практического достижения успеха.

3 ВЫБОР И АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

3.1 Варианты стратегического развития ООО “ЛИТА”

Сложившаяся стратегическая ситуация диктует следующие возможные варианты стратегии бизнеса: концентрированный рост, интегрированный рост (вертикальная интеграция) и концентрическая диверсификация.

Можно сразу сказать, что стратегия концентрической диверсификации нам не подходит, т.к. ее применяют в тех случаях, когда данный бизнес не позволяет увеличить доходы, а свободные средства выгоднее вкладывать в создание нового бизнеса.