Файл: Управление стратегическими изменениями (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ)..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
3.7 Продолжение таблицы 3 |
изменение цен на энергоносители |
5 |
3.8 |
уровень развитости конкурентных отношений |
3 |
3.9 |
доходы населения |
4 |
3.10 |
неравенство доходов |
5 |
3.11 |
уровень производительности труда |
3 |
3.12 |
уровень заработной платы сотрудников |
5 |
3.13 |
норма отдачи активов (кап., фин.) и инвестиций |
5 |
4 |
Технологические условия |
|
4.1 |
скорость изменения технологий продаж |
5 |
4.2 |
затраты на оборудование |
5 |
4.3 |
норма износа (амортизация) |
6 |
4.4 |
ресурсное обеспечение |
5 |
4.5 |
требования со стороны технологии к персоналу |
3 |
5 |
Социальные условия |
|
5.1 |
возрастной состав населения |
5 |
5.2 |
уровень образования |
4 |
5.3 |
национальные традиции (ценности, верования и т.п.) |
4 |
5.4 |
отношение людей к работе и качеству жизни |
5 |
5.5 |
мобильность людей |
5 |
6 |
Экологические условия (география и климат) |
5 |
(2.2)
В результате проведенного анализа определяется точка, характеризующая общую ситуацию для отрасли, в координатах “Привлекательность отрасли” и “Условия для бизнеса”.
4
4,03
Данная оценка позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемая отрасль является достаточно привлекательной в смысле достижения стоящих перед компанией “ЛИТА” целей. Но вместе с тем, условия для бизнеса, при ближайшем их рассмотрении, несут в себе немало угроз, способных оказывать отрицательное воздействие на деятельность организации. Это означает только одно – придется приложить немало усилий для того, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе и повысить конкурентоспособность фирмы.
2.3 Анализ внутренней среды организации
Анализ внутренней среды выявляет те внутренние возможности и тот потенциал, на который можно рассчитывать при достижении целей. Он позволяет уточнить миссию и цели организации, окончательно выбрать стратегию развития и определить пути её реализации. Внутренняя среда предприятия включает следующие составляющие: персонал, производство (в данном случае торговая деятельность), маркетинг, финансы, управление.
Успех предприятия в основном зависит от так называемых ключевых факторов отрасли. Поэтому необходимо проанализировать, какие параметры внутренней среды организации важны для осуществления деятельности в данной отрасли и степень их влияния на успех, как эти параметры выглядят у ООО “ЛИТА” и главного конкурента, что у нас лучше, а что хуже и на чем следует сосредоточить свое внимание.
Постоянный поиск ключевых факторов создает приток энергии, идей и мотивации, что позволяет сделать компании рывок вперед и преуспеть. При их выявлении все внимание и усилия сосредотачиваются на тех областях, где мы отличаемся от других сейчас, и будем отличаться в будущем.
К рассмотрению представляются следующие факторы:
Таблица 4 - Ключевые факторы отрасли (42)
Показатель |
Важность (1-10) |
Сила влияния (1-5) |
Результат Р=В*СВ |
Место |
||
об |
ф |
|||||
Маркетинг: |
||||||
1. |
Дизайн помещения, внешний вид продавцов и т. п. |
8 |
3 |
24 |
6 |
4 |
2. |
Доля на рынке |
6 |
3 |
18 |
9 |
7 |
3. |
Широта ассортимента |
8 |
4 |
32 |
4 |
2 |
4. |
Цена продукта |
9 |
5 |
45 |
1 |
1 |
5. |
Качество продукта |
9 |
5 |
45 |
1 |
1 |
6. |
Степень удовлетворения запросов целевой группы |
8 |
4 |
32 |
4 |
2 |
7. |
Реклама |
7 |
3 |
21 |
7 |
5 |
8. |
Послепродажное обслуживание |
7 |
4 |
28 |
5 |
3 |
9. |
Предпродажное обслуживание |
7 |
4 |
28 |
5 |
3 |
10. |
Эффективность обслуживания целевой группы |
8 |
4 |
32 |
4 |
2 |
11. |
Эффективность информационных каналов |
5 |
4 |
20 |
8 |
6 |
Производство (торговля): |
||||||
1. |
Возможности материальной базы (гибкость реакции ни изменения потребительского спроса) |
7 |
4 |
28 |
5 |
2 |
2. |
Организация складирования |
6 |
3 |
18 |
9 |
4 |
3. |
Система контроля качества поставок |
8 |
4 |
32 |
4 |
1 |
4. |
Местоположение |
7 |
4 |
28 |
5 |
2 |
5. |
Уровень использования технологий продаж |
7 |
4 |
28 |
5 |
2 |
6. |
Потенциал для роста производительности труда |
7 |
3 |
21 |
7 |
3 |
7. |
Внедренческий потенциал |
6 |
2 |
12 |
11 |
5 |
8. |
Эффективность внедрений |
6 |
2 |
12 |
11 |
5 |
9. |
Защищенность продукции патентами |
7 |
3 |
21 |
7 |
3 |
10. |
Организация системы сбыта |
8 |
4 |
32 |
4 |
1 |
Финансовые возможности: |
||||||
1. |
Ликвидность |
7 |
2 |
14 |
10 |
4 |
2. |
Рентабельность |
8 |
3 |
24 |
6 |
2 |
3. |
Обеспеченность собственными оборотными средствами |
6 |
4 |
24 |
6 |
2 |
4. |
Оборачиваемость средств |
7 |
3 |
21 |
7 |
3 |
5. |
Возможность продажи в кредит |
7 |
4 |
28 |
5 |
1 |
Управление: |
||||||
1. |
Стиль управления |
8 |
3 |
24 |
6 |
4 |
2. |
Деловые качества руководителя |
8 |
4 |
32 |
4 |
2 |
3. |
Профессионализм и компетенция |
7 |
5 |
35 |
3 |
1 |
4. |
Уровень деловых связей |
7 |
3 |
21 |
7 |
5 |
5. |
Доверие к фирме |
8 |
4 |
32 |
4 |
2 |
6. |
Гибкость системы управления |
7 |
3 |
21 |
7 |
5 |
7. |
Умение проводить изменения |
7 Продолжение таблицы 4 |
4 |
28 |
5 |
3 |
8. |
Результативность управленческих решений |
7 |
4 |
28 |
5 |
3 |
Персонал: |
||||||
1. |
Преимущества в знаниях |
9 |
5 |
45 |
1 |
1 |
2. |
Мотивированность |
8 |
5 |
40 |
2 |
2 |
3. |
Обучаемость |
7 |
4 |
28 |
5 |
3 |
4. |
Возрастной состав |
6 |
3 |
18 |
9 |
5 |
5. |
Опыт и стаж работы |
6 |
4 |
24 |
6 |
4 |
6. |
Способность к творчеству |
6 |
3 |
18 |
9 |
5 |
7. |
Профессионализм |
9 |
5 |
45 |
1 |
1 |
8. |
Климат для инноваций |
6 |
3 |
18 |
9 |
5 |
Место, которое занял каждый фактор, определяется по результатам ранжирования. Первое место соответствует наибольшему результату, последнее - наименьшему. Для дальнейшего рассмотрения оставляем первые 10 факторов, имеющих наибольший результат, так называемые “минимальные” факторы успеха [11, С.18].
Чтобы достигнуть намеченных стратегических ориентиров компании необходимо концентрироваться, сосредотачиваться на своих сильных сторонах и двигаться к намеченной цели отдельными шажками, размер которых зависит от количества сильных и слабых сторон, их уровня, а также возможностей и угроз, представляемых внешней средой.
По отобранным показателям оцениваем компанию ООО “ЛИТА” в целом по сравнению с главным конкурентом (“Культ-Авто” и “Автоплюс”). Здесь важно отметить, что сильные и слабые стороны рассматриваются исключительно с позиции потребителя, на удовлетворение и решение проблем которого направлена вся деятельность исследуемой организации. Позиция конкурента принимается за точку отсчета - “0” (табл. 6).
Таблица 5 - Анализ сильных и слабых сторон
Показатели |
Оценка в сравнении с конкурентом |
||||||||||
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
+1 |
+2 |
+3 |
+4 |
+5 |
|
1. Цена продукта |
|
||||||||||
1. Качество продукта |
|
||||||||||
1. Профессиональные навыки сотрудников |
|
||||||||||
2. Мотивированность работников |
|
||||||||||
3. Профессионализм и компетенция руководства |
|
||||||||||
4. Широта ассортимента |
|
||||||||||
4. Деловые качества руководителя |
|
||||||||||
4. Эффективность обслуживания целевой группы |
|
||||||||||
4. Система контроля качества поставок |
|
||||||||||
4. Доверие к фирме |
|
Итак, на данном этапе уже более наглядно видно, как компания “ЛИТА” выглядит по отношению к главному конкуренту. Можно с уверенностью выделить основные направления совершенствования бизнеса, которым следует уделить внимание. Необходимо в первую очередь скорректировать ценовую политику фирмы, а также обеспечить рост профессиональных и специализированных знаний и навыков персонала, что позволит повысить эффективность обслуживания целевых групп покупателей. Для реализации последнего нужно организовать перманентный процесс обучения персонала и как можно больше содействовать созданию высокоэффективной системы мотивации сотрудников, подразумевающей не только материальное, но и нематериальное стимулирование. Кроме всего вышеперечисленного, особую важность представляет система контроля поставок по той причине, что халатность поставщиков, в том числе и неумышленная, не является удивительной в наше время.
Анализ ключевых факторов отрасли позволяет также оценить стратегический потенциал предприятия (его возможности) и конкурентную позицию в настоящий момент. Расширим перечень ключевых показателей до 13. Интегральная оценка определяется как среднее арифметическое значение по всем параметрам.
Таблица 6 - Оценка конкурентной позиции
Место |
Показатели |
Оценка (0 – 6) |
1. |
Цена продукции |
3 |
1. |
Качество продукции |
4 |
1. |
Профессиональные навыки сотрудников |
3 |
2. |
Мотивированность работников |
3 |
3. |
Профессионализм и компетенция руководства |
4 |
4. |
Широта ассортимента |
5 |
4. |
Деловые качества руководителя |
4 |
4. |
Эффективность обслуживания целевой группы |
3 |
4. |
Система контроля качества поставок |
4 |
4. |
Доверие к фирме |
4 |
5. |
Уровень использования технологий продаж |
2 |
5. |
Предпродажное обслуживание |
4 |
5. |
Послепродажное обслуживание |
4 |
(2.3)
Таблица 7 - Оценка стратегического потенциала
Место |
Показатели, характеризующие потенциальные возможности предприятия |
Оценка (0 – 6) |
1. |
Возможность снижения цены продукта |
5 |
1. |
Возможность повышения качества продукта |
4 |
1. |
Возможность повышения знаний и навыков сотрудников |
4 |
2. |
Возможность повышения мотивации работников |
5 |
3. |
Рост профессионализма и компетенции руководства |
5 |
4. |
Расширение ассортимента |
5 |
4. |
Совершенствование деловых качеств руководителя |
5 |
4. |
Повышение эффективности обслуживания целевой группы |
4 |
4. |
Рост эффективности системы контроля качества поставок |
4 |
4. |
Рост доверия к фирме |
5 |
5. |
Повышение уровня использования технологий продаж |
4 |
5. |
Повышение уровня предпродажного обслуживания |
4 |
5. |
Повышение уровня послепродажного обслуживания |
4 |
(2.4)
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что и на сегодняшний день, и в будущем предприятие имеет потенциал достаточный для достижения поставленных целей и задач, для совершенствования бизнеса в нужных направлениях и практического достижения успеха.
3 ВЫБОР И АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
3.1 Варианты стратегического развития ООО “ЛИТА”
Сложившаяся стратегическая ситуация диктует следующие возможные варианты стратегии бизнеса: концентрированный рост, интегрированный рост (вертикальная интеграция) и концентрическая диверсификация.
Можно сразу сказать, что стратегия концентрической диверсификации нам не подходит, т.к. ее применяют в тех случаях, когда данный бизнес не позволяет увеличить доходы, а свободные средства выгоднее вкладывать в создание нового бизнеса.