Файл: Процессы принятия решений в организации (Общая характеристика единой системы «организация - окружающая среда» с позиции факторного воздействия на принимаемые решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-рост дохода на душу населения;

-урбанизация;

-демографические перемены;

-расширение международной торговли;

-рост услуг, сопутствующих производству [23, с. 119-121].

Расширение таких услуг, как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Кроме того, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые операции, операции с недвижимостью и страхование.

С ростом доходов населения процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов тратится в первую очередь на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. При дальнейшем увеличении доход тратится на образование, здравоохранение, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.

Таким образом, особенности сферы услуг и торговли с позиций принятия решений могут быть сведены к следующему:

-участие потребителя в производственном процессе (например, в парикмахерской клиент высказывает свои пожелания в процессе оказания услуг);

-высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями потребителя;

-высокая трудоемкость работ в сфере услуг и торговли;

-динамичность инновационных процессов в условиях постоянного развития сферы;

-высокие требования к социально-психологическим навыкам сотрудников, задействованных в оказании услуг;

-расчет производственных мощностей не по среднему уровню спроса, а по пиковому спросу со стороны покупателей;

-высокая доходность операций в сфере услуг;

-пересечение функций маркетинга и производства.

Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на процесс принятия решений в сфере оказания услуг и торговли:

-политико-правовая среда;

-социально-культурная среда;

-технологическая и природная среда;

- демографическая и экономическая среда;

-специализация предприятия;

-организационно-правовая форма предприятия;

-месторасположение предприятия;

-потребности и желания потребителей;

-сезонность;

- личностные характеристики продавца и покупателя [10, с. 118].

Однако в процессе принятия решения должны учитываться и существующие ограничения. Они могут меняться в зависимости от ситуации. Рассмотрим типичные для рассматриваемой сферы ограничения:


-определение и измерение качества весьма затруднительно;

-создание запасов продукции не всегда возможно;

-высокая трудоемкость процесса вследствие высокой степени индивидуализации продукции.

Таким образом, необходимо отметить, что управление является существенно важной деятельностью для организации. Управление должно быть направлено на успех, поскольку желание добиться успеха характерно для большинства. Организация считается успешной, если она достигла своей цели. В первую очередь, необходимо определить составляющие успеха организации (выживание, результативность и эффективность, производительность и практическая реализация).

Выживание — возможность существовать как можно дольше — является первейшей задачей большинства организаций. Рекорд в настоящее время принадлежит Римской католической церкви, непрерывно действующей на протяжении долгих лет. Однако, для того, чтобы оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, выбирая те, которые соответствуют изменяющимся потребностям внешнего мира.

Результативность и эффективность. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной.

Результативность, в том смысле, что "делаются правильные вещи", является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно провести денежную оценку потребляемых ресурсов и выпускаемых продуктов. Относительная эффективность организации называется производительностью.

Производительность организации на всех уровнях является важнейшим фактором выживания и успешности организации в условиях конкуренции.

Практическая реализация — один из самых важных моментов, о которых необходимо постоянно помнить, это тот, что управленческие решения, как бы ни были они хорошо теоретически обоснованы, представляют собой лишь идеи. А цель управления — это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным решением считается такое, которое реализуется практически, превращается в действие — результативно и эффективно.

Простых и надежных формул успеха не существует. Должен быть творческий вклад многих людей, занимающихся вопросами управления. Можно выделить три главных принципа успешного управления: обобщение, ситуационный подход, интегрированный подход.


Обобщение, Установление общих, присущих всем характеристик помогает сократить трудности управления организацией и позволяет увидеть как работу руководителя в целом, так и взаимодействие компонентов этой работы.

Необходимость ситуационною подхода. При исполнении управленческой функции необходимо принимать во внимание различия между организациями, которые обычно называются ситуационными переменными, состоящими из двух основных категорий: внутренних и внешних переменных.

Внутренние переменные являются характеристикой организации. Это цели организации, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом управленческих решений. Решения, применяемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют, насколько результативна, эффективна и производительна будет организация по сравнению с другими.

Внешние переменные — это факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. Хотя эти факторы находятся вне контроля руководства организаций, оно должно стремиться сделать так, чтобы их организации реагировали бы на факторы и изменения в конкретной внешней среде, если организация намеревается достичь серьезного успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти факторы правильно, руководителю необходимо знать, что внешняя среда может по-разному воздействовать на организацию в целом.

Это заключается как в глубине воздействия различных изменений на организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда организации.

Необходимость интегрированного подхода. Простого указания на то, какие переменные наиболее влияют на успех, явно недостаточно, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения целей организации. Настоящая трудность заключается в том, что все многочисленные ситуационные переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, при помощи которого учитываются факторы внешнего окружения, и оценивается успех организации.

Таким образом, все переменные и все функции управления взаимозависимы. Изменение одной из этих переменных вызывает изменения всех других.


Эффективный руководитель, принимая во внимание эти ситуационные переменные, понимает, что не существует единственно правильного способа совершения чего-то. Оптимальный выбор — это выбор того, что наиболее соответствует ситуации, сложившейся на данное время. Для того, чтобы сделать этот правильный выбор, руководитель должен иметь комплексный взгляд на проблемы, стоящие перед организацией.

Глава 3 Предложения и рекомендации по повышению эффективности управленческих решений в организации

3.1 Повышение эффективности управления и гибкость управленческих решений, как ведущие принципов менеджмента качества

Повышение эффективности управления практически тождественно росту эффективности управленческих решений на всех уровнях иерархии, так как принятие решений представляет собой основной инструмент управляющего воздействия; именно в разработке, принятии, организации и контроле выполнения решений заключается деятельность, как отдельных менеджеров, так и аппарата управления в целом. Вместе с тем задача определения эффективности управленческих решений относится к числу наиболее сложных и спорных проблем управления и потому полностью еще не решена.

При оценке непосредственных результатов деятельности управляющей системы необходимо исходить из того, что управление может рассматриваться как своеобразное производство, продуктом труда в котором является управленческое решение. Поэтому вполне обоснованно считать, что эффективность принимаемых решений может служить средством измерения эффективности деятельности всего аппарата управления. Таким образом, оценивая эффективность принимаемых решений, можно следить за эффективностью управляющей системы.

Эффективность управленческих решений определяется, как уже отмечено выше, действием множества факторов технического, организационного, экономического и социально-психологического характера, влияние которых неоднозначно и проявляется на разных стадиях процесса разработки и реализации решений. Но в целом можно считать, что основными из них являются: компетентность и опыт работы принимающего решения; степень информированности ЛПР; уровень коллегиальности в процессе разработки решения; факторы, удельный вес контролируемых решений; степень непосредственного участия руководителей и специалистов, разрабатывавших решение, в его реализации; мотивация исполнителей; характер и степень ответственности руководителей за результаты решения.


Схема влияния перечисленных выше факторов на эффективность управленческих решений приведена на рисунке 4 [8, с. 166].

Рисунок 4 - Факторы повышения эффективности управленческих решений

Совокупность данных факторов определяет гибкость предприятия.

Согласно имеющимся научным исследованиям, на сегодняшний день гибкость предприятия означает способность предприятия перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых и различных продуктов и услуг, учитывая запросы покупателей.

В целом, для того, чтобы построить в организации систему гибкого управления, необходимо оценить, готова ли организация к серьезным переменам и каким требованиям она должна отвечать, чтобы перейти к гибкому развитию. По мнению автора, на сегодняшний день сущность обеспечения гибкости развития содержится в стандарте МС ИСО 9000:2000, в котором сформулированы восемь принципов менеджмента качества (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Принципы гибкого развития на базе менеджмента качества

Выполнение организацией этих принципов будет говорить о том, что организация может создать у себя систему эффективного и гибкого управления и достигнуть успеха.

Вместе с тем, реальное положение дел в обеспечении гибкого развития многих промышленных предприятий свидетельствует о том, что сегодня обеспечение гибкости направлено в большей степени на повышение эффективности использования материальных ресурсов (потоков) предприятия. Вместе с тем, рассмотрению вопроса гибкости с позиции влияния конкуренции и конкурентоспособности российских предприятий, что непосредственно связано с внедрением новых прогрессивных форм хозяйствования и кластеризации отдельных отраслей экономики страны практически не уделяется никакого внимания.

Рассматривая гибкость предприятия в контексте обеспечения его конкурентоспособности важно отметить, что конкуренция как таковая - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли (определений понятия «конкуренция» в науке и практике так же много, как и понятий самого маркетинга).

Конкурентные преимущества фирмы необходимо рассматривать в контексте обеспечения гибкости предприятия на рынке. Исключительная ориентация на создание какого-то одного преимущества может привести к ухудшению позиций фирмы по другим направлениям. Это подчеркивает необходимость целостного, системного подхода к анализу и оценке гибкости предприятия.