Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретико-методологические основы выделения стилей управленческой деятельности

1.1 Понятие и характеристика стиля управленческой деятельности

1.2 Понятие и подходы к выделению стилей управленческой деятельности

1.3 Классификация и причины разделения стилей управленческой деятельности, факторы влияющие на их эффективность

2 Анализ практики выбора стиля управленческой деятельности на примере ООО «У Сервис+»

2.1 Общие характеристики и показатели деятельности

2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления предприятием ООО «У Сервис+»

2.3 Результаты оценки эффективности работы системы управления предприятия ООО «У Сервис+»

3 Предложения и рекомендации по оптимизации управления предприятием ООО «У Сервис+»

3.1 Повышение эффективности управления как неотъемлемая часть развития предприятия

3.2 Методы совершенствования стиля управленческой деятельности ООО «У Сервис+»

3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления ООО «У Сервис+»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

Приложение 2

Как следствие, оценка эффективности руководителя имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обоснованность, действенность работы руководителя.

В ООО «У Сервис+» существуют следующие проблемы управления персоналом, а именно:

  • отсутствие у работника достаточной мотивации;
  • незнание сотрудником тех задач, которые следует решить;
  • инертность персонала по отношению к изменениям;
  • закрытость коммуникаций между подразделениями.

В соответствии с выбранными качествами проанализируем руководителя ООО «У Сервис+» и 20 линейных менеджеров исследуемой компании. Для этого поставим количественные оценки по каждому пункту от 0 до 100%, оценка 100 свидетельствует о том, что руководитель обладает данными свойствами в полной мере, оценка 0 – данное свойство у руководителя полностью отсутствует. Десять наиболее важных качеств руководителей и их количественная оценка представлены на рисунке 2.2.

Количественная оценка

Рисунок 2.2 - Оценка качеств руководителей ООО «У Сервис+»

Из рисунка 2.2, приведенного на основе исследования можно сделать вывод, что руководители даже в рамках одной компании не могут одинаково руководить и определять свой стиль руководства. Об этом подтверждают данные диаграммы на рисунке 2.2. Например, оценка руководителя под номером 1, - это директор ООО «У Сервис+», на рисунке показывает, что у него преобладает такое качество как «Профессиональные знания» (100%); на втором месте – «Целеустремленность», «Настойчивость» и «Трудолюбие» - 90%; 70% - такое качество как «Способность к самосовершенствованию» и 50% занимает качество «Умение располагать к себе людей». Следует отметить, что руководитель ООО «У Сервис+» имеет самодостаточную оценку, что говорит о качественном и эффективном управлении. Оценка показателей линейных руководителей отражена на диаграмме под номерами 2-20. Линейные руководители исследуемой компании несут в разной степени разнородные качественные показатели в управлении персоналом и имеет самую разностороннюю картину управления и владения профессиональными навыками, что также несет как отрицательный, так положительный характер в принципах и стилях управления.

Руководитель ООО «У Сервис+» является гарантом соблюдения норм и правил взаимоотношений сотрудников и организатор их работы обладает необходимым набором личных качеств и специальных знаний. В частности, он обладает психологическими знаниями, чтобы разбираться в психотипе каждого сотрудника, определяет его личные возможности, предпочтения и место в учреждении. Руководитель умеет разглядеть зарождающийся конфликт, оперативно определяет его причины и устранять его мирным путем.


Как сказано выше, в ООО «У Сервис+» руководителем используется авторитарный стиль управления и иерархическая организационная структура. Порядок подчинённости низших звеньев. Существенную роль играет личная власть, находящаяся в распоряжении руководителя компании. Руководитель наделен абсолютной властью, не прислушивается к мнению сотрудников. Четкая иерархия, неравенство ролей, наличие большого количества контролирующих звеньев. Централизованная власть, руководитель единолично принимает решения и распоряжения. Указания исходят от руководителя, подлежат скорейшему выполнению, не обсуждаются, «сухой тон», запреты без снисхождения за нарушения, дисциплина, непринятие в расчет эмоций, все строго по уставу компании, высокая требовательность к выполнению работы персонала. В общении руководитель категоричен, всегда отдает приказы и распоряжения, не советуется с коллективом. Сотрудники не проявляют инициативу, боясь наказания. Иерархическая культура характеризуется высокой формализованностью и структурированностью, большим вниманием к процедурам, организацию объединяют формальные правила и официальная политика.

Авторитарный стиль на этом предприятии ассоциируется, прежде всего, с жесткой структурой, При этом, руководитель имеет минимальные контакты с подчиненными, предпочитает основываться на легитимную власть и самолично получать решения. По мнению руководителя, подчиненные будут решать служебные задачи в соответствии с детальными инструкциями только потому, что они обязаны делать это. При таком стиле руководства информация обычно идет в одном направлении – от менеджера к подчиненному. В тех случаях, когда автократичный руководитель относится к подчиненным бережно. Верно и с почтением, он может восприниматься конструктивным и радикальным. Автократы воспринимаются окружающими отрицательно, как эгоисты, не желающие делиться властью, информацией, правом принимать решения и формировать социально-психологический климат в коллективе.

Стоит отметить и положительное влияние авторитарного стиля управления. Известно, что для достижения единой цели организации быстрее и легче следует прибегать к авторитаризму, так как при жесткой эксплуатации сотрудников руководитель, в большей степени контролирует доступ зависимого работника к экономическим ресурсам, получает возможность контролировать поведение сотрудников, а именно:

  • ограничивает мобильность;
  • заслуженно минимизирует вознаграждение за труд;
  • обеспечивает дополнительные услуги и действия в пользу работодателя, выходящие за пределы прямых служебных обязанностей работника.

Такой контроль может осуществляться путем манипулирования вознаграждениями и санкциями, при этом повышает КПД работников, а, следовательно, и эффективную работу организации и результаты трудовой деятельности.

В организации среди руководителей сильно выражена конкуренция за лидерство, покорность, зависть за удачи других. Страх перед наказаниями вносит дисбаланс в микроклимат коллектива, так как сотрудники, стараясь избежать наказаний стремятся переложить вину на других, затрачивается время для выяснения ситуаций, отсутствует уважение и доверие. Учащаются конфликты, появляется желание уволиться.

В связи со сложившейся напряженной психологической атмосферой в коллективе ООО «У Сервис+» работа руководителя требует определенных знаний и умений, что бы воздействовать на персонал для удовлетворения целей компании при этом, не обостряя и не накаливая ситуации. Так как именно администрация является связующим звеном между начальником – автократом и коллективом.

Как показало исследование, руководитель ООО «У Сервис+» декларирует социально-психологические отношения в коллективе. Важно наличие у руководителя таких качеств, как ориентация на результат, инициативность, решительность, уверенность в себе.

Руководитель должен уделить внимание и пересмотреть организационную культуру. Проблемы, которые мешают или могут в будущем помешать эффективному развитию организации, связанные с внутренней коммуникацией сотрудников не должны оставаться без внимания. Руководство организации должно способствовать их уничтожению, а лучше заранее пресекать развитие таких проблем.

На этапе разработки модели корпоративных требований к руководителю учитываются также составляющие корпоративной культуры компании: миссия, ценности, конкурентные преимущества, т. е. отличия, придающие данной компании статус уникальности, определяющие ее успешность и направляющие деятельность руководителя в русло эффективного взаимодействия. В Приложении 2 представлены основные требования, предъявляемые к руководителю.

Чтобы помочь руководителю ООО «У Сервис+» оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные – руководитель», а также модель дерева решений. Критерии даны ниже:

1.Значение качества решения.

2.Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.

3.Степень структурированности проблемы.

4.Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения.


5.Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных.

6.Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.

7.Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Чтобы определить, который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис. 2.3).

Рисунок 2.3 - Дерево решений руководителя для решения проблемных ситуаций

Руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.

Одной из отличительных особенностей модели является то, что в целом она делает больший упор на изучение ситуации, чем на изучение личности лидера. Для практики, возможно, имеет больше смысла говорить об автократической ситуации и ситуации участия, чем об автократическом лидере или участвующем лидере.

Аспекты проблемы рассматриваются в данной модели, где определяется попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связей между ними. По-разному в моделях определяется

Выводы по второй главе

Из вышесказанного следует выделить, что в ООО «У Сервис+» преобладают авторитарный и либеральный стиль управления. В связи с этим, организация имеет проблемы в системе работы с персоналом, нестабильный и напряженный психологический климат в коллективе, что сказывается на сервисе и здоровье сотрудников. Наблюдается высокая текучесть кадров, что затрачивает время и деньги компании для поиска, набора, обучения нового персонала. Администрация тратит значительные усилия для работы с персоналом, так как жесткая дисциплина усиливает конфликтные ситуации. Следовательно, источник напряженности и неудовлетворенности в организации сохраняется, и немалую роль в их появлении играет стиль руководства.


3 Предложения и рекомендации по оптимизации управления предприятием ООО «У Сервис+»

3.1 Повышение эффективности управления как неотъемлемая часть развития предприятия

В связи со сложившейся напряженной психологической атмосферой в коллективе ООО «У Сервис+» работа руководителя требует определенных знаний и умений, чтобы воздействовать на персонал для удовлетворения целей компании при этом, не обостряя и не накаливая ситуации. Так как именно администрация является связующим звеном между начальником – автократом и коллективом.

Руководитель должен уделить внимание и пересмотреть организационную культуру. Проблемы, которые мешают или могут в будущем помешать эффективному развитию организации, связанные с внутренней коммуникацией сотрудников не должны оставаться без внимания. Руководство организации должно способствовать их уничтожению, а лучше заранее пресекать развитие таких проблем.

Как показало исследование, руководитель ООО «У Сервис+» декларирует социально-психологические отношения в коллективе. Важно наличие у руководителя таких качеств, как ориентация на результат, инициативность, решительность, уверенность в себе.

На этапе разработки модели корпоративных требований к руководителю учитываются также составляющие корпоративной культуры компании: миссия, ценности, конкурентные преимущества, т. е. отличия, придающие данной компании статус уникальности, определяющие ее успешность и направляющие деятельность руководителя в русло эффективного взаимодействия.

Из исследования следует, что ему свойственен авторитарный, жесткий стиль руководства. Для этого типа поведения характерны честолюбие, стремление быть первым, активность, состояние постоянной деятельности, работы «на износ».

3.2 Методы совершенствования стиля управленческой деятельности
ООО «У Сервис+»

Проведем оценку эффективности деятельности руководителя предприятия с позиции формирования стиля управления.